Барьеры "сходу" взять не удалось

В пятницу, 1 ноября, в городской администрации имела место быть конференция представителей среднего и малого бизнеса г. Иванова с многообещающим названием "Административные барьеры на пути развития малого предпринимательства". Кроме собственно предпринимателей в зале наблюдались глава города Александр Грошев, начальник управления экономического развития областной администрации Владимир Соков, председатель межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров и начальник управления по антимонопольной политике Юрий Бурцев, а также представители "барьеров" - органов лицензирующих, контролирующих и проверяющих.

Как известно, устранение административных барьеров на пути малого бизнеса объявлено приоритетным направлением государственной политики. Не секрет также, что государство, провозгласив главной задачей создание эффективной экономики и объявив "инструментом" малое предпринимательство, своими законами эти барьеры непрестанно возводит, попутно "утяжеляя" налоговый пресс. Тем интереснее было слушать руководителя Ивановского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (которое и было инициатором создания местной межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров) Юрия Бурцева, сделавший в своем докладе, по сути, отчет о проделанной управлением работе, лишь местами имеющей отношение к преодолению пресловутых барьеров.

Из доклада Юрия Борисовича, в частности, следовало, что усложненный порядок регистрации и дублирующие друг друга проверки как раз и представляют собой административные барьеры. "Субъекты предпринимательства" могут сообщать о фактах злоупотребления по "телефону доверия" - 48-18-95. Также в рамках работы комиссии составлен перечень учреждений и организаций, осуществляющих контроль и сборы, к публикации в СМИ готовится (а в "Частнике" опубликован в сентябре - прим. ред.) список государственного и муниципального имущества, предлагаемого на продажу или к сдаче в аренду.

За время своего существования комиссия рассмотрела более 40 обращений "субъектов предпринимательства", согласовала более 20 проектов нормативно-правовых актов и проанализировала более трехсот принятых без согласования. Были возбуждены дела в отношении органов местного самоуправления и исполнительной власти. Например, статью 7 закона РФ "О конкуренции" нарушили администрация г.Иванова, ущемив интересы ООО "Омнибус" в осуществлении пассажирских перевозок (т.к. заключала договоры только с ЗАО "Экспресс-Сервис"), и отдел вневедомственной охраны УВД Ивановской области, который имеет явные преимущества, например, в тестировании средств радиосвязи и радиосигнализации. Этот же закон позволит принять меры к управлению капитального строительства администрации Ивановской области, которое без конкурса производило закупки (в том числе, наверное, топлива? - прим. ред.)и заключало контракты на выполнение работ.

Председатель Ивановского областного некоммерческого партнерства поддержки предпринимателей "Центр" Василий Скворцов заявил, что, несмотря на все "властные" заявления, на принимаемые комиссией и управлением по антимонопольной политике меры, барьеров меньше не становится, напротив. Судите сами.

Новый закон о регистрации юридических лиц, по которому регистрация происходит не через регистрационную палату, как раньше, а через территориальное управление МНС, сроки не сократил, процедуру не облегчил, плату увеличил, плюс обязал пройти перерегистрацию все предприятия, пополняя казну (на 4 тыс. руб. каждое).

Новый Налоговый кодекс РФ изменил всю систему налогообложения. В частности, большинство малых предприятий, которые платили единый налог на вмененный доход или работали по упрощенной системе налогообложения, с 1 января 2003 года не подпадают ни под одну из этих систем и вынуждены "плодиться и размножаться". Кроме того, получается, что для предприятий одного вида деятельности, но разных "по масштабу", устанавливаются разные правила (так, магазины, площадью меньше 70 кв.м. могут платить единый налог, больше - уже нет. Соответственно, тот же пакет молока, но "обложенный" всеми мыслимыми и немыслимыми налогами в большом магазине, будет заметно дороже. Или, как наиболее реальный вариант - "дробление" крупных торговых залов на более "удобоналогооблагаемые" мелкие, что также сулит неудобства нам, покупателям). По мнению Скворцова, критерием должен быть именно вид деятельности, а не торговая площадь.

Новый закон о лицензировании отдельных видов деятельности. С его вступлением в силу стало больше контролирующих и проверяющих органов (по некоторым данным, их уже более 50-ти. Например, возрождается местный "Алкогольконтроль" - что принесет его деятельность: новые "поборы" или разумные правила игры на алкогольном рынке?).

И наконец, новые "Правила размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации", которые должна принять Ивановская городская дума в конце ноября. Новый порядок сборов приведет к увеличению себестоимости рекламных услуг и повышению расценок на рекламу. А не рекламировать свой бизнес - значит не заявлять о себе и не развиваться...

Генеральный директор ОРЦ "Кенгуру" Максим Тверской "двумя руками присоединился к Василию Скворцову": "Малые предприятия сегодня платят в бюджет больше текстильных, так что, пожалуйста, не режьте корову, несущую золотые яйца".

Еще немного из выступлений "коров". ЧП Горбачевский предоставил "кучку барьеров" в виде сертификатов, без которых он не может теперь продавать колбасу в Шуйском районе и за которые он вынужден отдавать порядка 350-ти рублей ежедневно. Господин Торопов ("Русь") задал вопрос: он платит в некую организацию за обслуживание каждого кассового аппарата, не получая реальных услуг, 140 руб. в месяц. За год набегает сумма, равная стоимости 2-3-х аппаратов, а организация, которая, по его расчетам, имеет прибыль порядка 12 млн. руб. в год, - убыточная. Как такое возможно? Наталья Кирюшкина (ООО "Альтаир-2") посетовала, что в области нет общего реестра лицензий на розничную торговлю алкогольными напитками, что с введение налога с продаж многие предприятия перешли на безналичную форму расчетов, и отделения Сбербанка в сельских районах (где они, отделения, работают в "гордом одиночестве") сразу сориентировались - повысили комиссионные проценты за сдачу "налички" до уровня самого налога с продаж (который составляет 5% от суммы сделки).

Попросили слова и представители "барьеров", убедительно просившие их таковыми не считать. Как, например, Галина Чернышова, начальник ивановского Центра стандартизации, метрологии и сертификации, в качестве информации к размышлению сообщившая о нововведении: скоро госстандарты станут рекомендательными, а правила сертификации будут прописаны законом "Об основах технического регламента в РФ".

Вячеславу Комиссарову, начальнику государственной инспекции труда по Ивановской области, даже жалко стало предпринимателей - "так у них все плохо". Проблема, по его мнению, в том, что отдельные бизнесмены не желают признавать требования госинспекции и воспринимают их как административный барьер. Но соблюдение законов обязательно для всех, тем более тех, что касаются здоровья и жизни (прозвучали цифры: за неполных два года на предприятиях области погибло 19 человек). Господин Комиссаров посетовал, что не его ведомство, а отдельные предприниматели возводят "барьеры", не пуская инспекторов и угрожая им.

А заместитель генерального директора "Проекта-2000" Леонид Чижов посоветовал всем брать пример с инспекции по труду, потому что "норма" - "изначально предвзятое отношение к предпринимателям": "Придите в управление архитектуры и строительства в приемные дни - понедельник, четверг - и посмотрите, что там творится. Хамство откровенное. "Вы, "Экстра", крутые, подождете", - сказали мне". "Да, 2 года назад, при Дрязгове и Троеглазове, вам, конечно, было лучше, а теперь оказались в одинаковых условиях", - прокомментировал "жалобу" директор фирмы "Луч" Александр Смирнов.

В принципе, предпринимателями были озвучены три основные проблемы, о каждой из которых в отдельности "Частник" уже писал. Первая касается лицензирования и сертификации: на сегодня органы, которые занимаются оформлением и выдачей лицензий и сертификатов, впоследствии сами осуществляют надзор и контроль (так что за справедливость при получении не поборешься - себе дороже). Но все должно измениться. Недавно правительство РФ одобрило антибюрократическую инициативу Госстандарта отделить сертификацию от надзора и контроля за ней. Уже в следующем году собственно сертификацией будут заниматься самофинансируемые структуры, создаваемые на базе региональных сертификационных центров Госстандарта, а надзирать за ними - инспекторы Госстандарта. Так что, может быть, одним административным барьером станет меньше.

Вторую проблему (ей посвящена статья "Тропою Фрунзе" - к процветанию области?", с. 36, 60) озвучила директор "Гривны-тур" (г. Плес) Алла Чаянова, представляющая ассоциацию "Турист-центр": отдел по туризму больше полугода работает без руководителя, и его работа "носит избирательный характер", программой по развитию туризма в области предусмотрено создание МУПов и ОГУПа - не попытка ли это монополизировать отрасль на государственном уровне?

О попытках монополизировать рынок, но уже рекламный, говорилось и в связи с уже упоминавшимся принятием новых "Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации". Директор МУП "Реклама-Сервис" Александр Мутовкин попытался защитить правила вообще: мол, и к старым, 1997 года, претензий много, но ни один пункт никто в законном порядке не опротестовал. А первоначальный проект новых правил был роздан представителям "Иваново-Рекламы", "Проекта-2000", "А-Грифа", которые могли бы внести свои предложения. (Кстати говоря, все присутствующие в зале прекрасно понимали, что, защищая новые правила, Александр Александрович делает "хорошую мину при плохой игре", ведь его МУП "Реклама-Сервис", по сути, лишается стабильного источника доходов и вынуждено искать другие способы зарабатывать деньги.) На реплику господина Мутовкина о том, что его МУП никогда не был административным барьером, мгновенно отреагировал Максим Тверской, процитировав текст письма за его подписью с отказом в разрешении установить рекламные щиты "из-за какой-то мифической задолженности ОРЦ "Кенгуру".

В общем, выступлений и протестов было много, конкретное предложение прозвучало только одно. Владимир Торопов (предприятие "Русь") предложил ввести для администрации "желтые карточки"-предупреждения (за различные нарушения, в том числе за создание или не устранение административных барьеров) и "красные" - как сигнал "на выход". Кто будет "арбитром", пусть решает сама администрация. Владимир Соков не согласился: мол, вы назовите конкретно, кто из моих сотрудников что нарушил, и никаких карточек не потребуется. Осмелится ли кто назвать, вот в чем вопрос, особенно после подведения итогов...

...Итоги более чем двухчасовой конференции подводил глава города Иванова Александр Грошев. Он предостерег участников мероприятия "от взаимных претензий" и "обвинительного тона", обозначил проблему преодоления административных барьеров "полем для совместной работы" и призвал к "взаимному сближению", не забыв игриво пошантажировать: мол, если вы, предприниматели, утаиваете подоходный налог... "то ... вам, а не преодоление административных барьеров". Так, что ли?

P.S.: ...И это представительное мероприятие с таким многообещающим названием закончилось принятием заранее розданным всем участникам текстом резолюции с выражениями типа: "участники...считают необходимым принять неотложные меры по устранению административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства", поэтому рекомендовали "считать одной из приоритетных задач государства выявление и ликвидацию административных барьеров", в связи с чем "принять неотложные меры"... Из мер наиболее значимыми представляются:

1. "...Разработать предложения, по которым любой законодательный и нормативный документ, способный повлиять на развитие малого предпринимательства, должен сопровождаться экономическим обоснованием и пройти общественную экспертизу".

2. "Предложить главе г.Иванова издать специальное постановление, запрещающее руководителям управлений, отделов, комитетов администрации города, руководителям муниципальных предприятий требовать от обращающихся предпринимателей выполнения необоснованных работ или условий, обременяющие выдаваемые технические условия и иные разрешительные документы, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности".

Но, как всегда, сказать - не значит сделать. Конференция показала, что чиновники прекрасно осведомлены обо всех административных барьерах и последствиях законодательных и иных инициатив. Они, барьеры, так надежно их, чиновников, защищают... А что есть барьер как не способ продемонстрировать свою власть?

Елена Новгородова

Несмотря на все "властные" заявления, на принимаемые комиссией и управлением по антимонопольной политике меры, барьеров меньше не становится, напротив.

"Малые предприятия сегодня платят в бюджет больше текстильных, так что, пожалуйста, не режьте корову, несущую золотые яйца".

В принципе, предпринимателями были озвучены три основные проблемы: лицензирования и сертификации, введения новых "Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации" и проблема развития туризма в области.

"Если вы, предприниматели, утаиваете подоходный налог..., "то ... вам, а не преодоление административных барьеров".

04 Ноября 2002, 17:32 +59

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...