Бензин на вес черного золота

Автомобилисты с опаской посматривают на табло АЗС: не подпрыгнули ли снова цены? Только за май-июнь цена литра ходового Аи-92 скакнула вверх почти на два рубля. Есть о чем беспокоиться и «пешим» ивановцам: стоимость бензина автоматически учитывается практически во всем, что производится (и) или продается на территории области.

Самый дорогой бензин - как водится, на заправках «Славнефти» (12-50 за литр Аи-92). Вывески «ТНК» и «ЛУКойла» обещают что-то около 12-20. На безымянных заправках можно найти бензин и дешевле. Значит ли это, что цены повысил и удерживает монополист?

Для справки

По данным управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Ивановской области, ОАО «Славнефть-Ивановонефтепродукт» продает в розницу более 65% бензина и дизельного топлива в области через 61 АЗС, имеет на территории региона 3 нефтебазы. Всего в Ивановской области на 1 апреля 2004 года насчитывалось около 106 стационарных автозаправок.

Или все-таки сказываются ситуация на мировом рынке, когда всю нефть гонят на экспорт, и сезонная актуальность (дачные поездки, сбор урожая и т.п.)? У сотрудника Ивановского УФАС России Валерия Кукушкина, который наблюдает за этим рынком не первый год, на этот счет свое мнение:

«Конечно, ситуация на мировом рынке сказывается. Но как-то странно. В мире цены на нефть растут – у нас тоже растут. Во всем мире падают – у нас все равно растут… Несомненно играет роль и сезонный фактор. Но есть и признаки раздела рынка по территориальному признаку. Косвенным свидетельством является то, что в нашем регионе нет других крупных нефтяных операторов – ТНК, ЛУКойла, Сибнефти и др. То, что вы видите на заправках их логотипы, ничего не значит. Все АЗС (кроме «Славнефти») функционируют на условиях коммерческой концессии. Это значит, что владелец заправки не привязан к конкретному брэнду, может повесить у себя флаг одной компании, а торговать бензином другой – как ему выгоднее».

По словам В. Кукушкина, первый раз в 2004 году бензин Аи-92 по непривычно высоким ценам был отгружен оптовым звеном «Славнефти» 10 апреля, и стоимость топлива стала равномерно подниматься на всех «монополистических» заправках. Другие операторы поступили, как обычно: с неделю придерживали цены, потом стали их подтягивать к уровню цен «Славнефти».

Итак, цены на бензин в Ивановской области по-прежнему формирует монополист-«Славнефть». И никуда от этого пока не уйти, особенно если учесть, что эта компания предлагает топливо стабильного качества: исправлять поломки, вызванные плохим бензином (особенно на недешевых и нестарых иномарках), намного дороже.

Мы не хотим, но они – могут

Рост цен в мае-июне оказался как никогда существенным: Аи-92 подорожал почти на 2 рубля, или на 22% с начала года (в прошлом году именно весеннее подорожание было незначительным, зато в январе 2003 года цены резко скакнули – из-за изменения системы уплаты акцизов на нефтепродукты).

Также в 2004 г. существенно повысились оптовые цены на топочный мазут – почти на 42%. В совокупности это обещает проблемы и с исполнением областного бюджета, который принимался, во-первых, не имеющим никаких резервов, дефицитным, а во-вторых, с расчетом на более низкие цены на топливо. Это значит, что очередные нефтяные гримасы скажутся на наших кошельках не один раз.

При этом антимонопольная служба наблюдает интересную закономерность: оптовые цены растут быстрее розничных. И делает вывод: «Более быстрые темпы роста индивидуальных индексов на бензин марки «Нормаль-80» и «Регуляр-92» в оптовом звене «Славнефть-Ярославльнефтепродукт» по сравнению с розничным могут (выделено ими - Е.Н.) свидетельствовать о преднамеренном вытеснении с рынка независимых АЗС, осуществляющих оптовую закупку у данного предприятия».

Официально никаких претензий ни к ивановскому, ни к ярославскому подразделению «Славнефти» быть не может – цены устанавливает московская НГК «Славнефть» (хотя ивановские антимонопольщики и отправили в Ярославль запрос с просьбой разъяснить причины такого дисбаланса цен).

Доказать же согласованность действий по завоеванию отдельных региональных рынков, в том числе и ивановского, - очень сложно. Даже если она дана нам в ощущениях. Иначе, почему же все-таки другие крупные нефтепереработчики упорно не желают вести здесь свой бизнес?..

Подакцизны будете…

Изменение порядка уплаты акцизов на нефтепродукты, несмотря на все прогнозы, не смогло повлиять на ситуацию на рынке. «Славнефть» платит акцизы за пределами региона (так что местным властям и жителям ничего не перепадает ни от монопольного положения компании, ни от ее стабильного развития). Остальные розничные операторы предпочитают не усложнять себе бухгалтерию, покупая нефтепродукты у поставщиков по ценам, в которых акцизы уже учтены. Например, у той же «Славнефти».

Свидетельства на право совершать операции с подакцизными нефтепродуктами самостоятельно (а значит, и самим платить акцизы), в области получили только ООО «Ивановская нефтебаза» (на оптовую реализацию) и ЗАО «Железобетон» (на розничную торговлю). Однако вскоре они аннулировали свои свидетельства: закупать топливо уже с акцизной составляющей оказалось намного проще. Более того, были случаи, когда в других регионах просто отказывались продавать нефтепродукты самостоятельным структурам. Так что рынок в очередной раз «показал зубы» и выдавил попытавшихся сыграть независимо игроков.

Официально

Ситуация на внутреннем рынке сырой нефти и нефтепродуктов удостаивается внимания на самом высоком уровне. Недавно руководитель ФАС России Игорь Артемьев направил по этому поводу письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову. В нем, в частности, говорится, что ускоренный рост цен на все виды нефтепродуктов в апреле-мае был вызван сокращением производства автомобильного бензина и дизельного топлива (лето – сезон профилактических работ на нефтеперерабатывающих заводах – НПЗ. – Е.Н.) и сокращением запаса нефтепродуктов. Эти изменения цикличны, повторяются из года в год, т.е. налицо сезонность роста цен – отмечает И. Артемьев.

В целом, ситуация с добычей нефти и ее переработкой схожа с той, что мы имеем в торговле бензином в Ивановской области: федеральную антимонопольную службу беспокоит «снижение объемов добычи независимыми компаниями», «консолидация вертикально-интегрированных компаний» (ВИНКов), «сужение сегмента свободной торговли». Вытеснению с рынка независимых игроков и росту цен способствуют «система взимания акцизов», «неразвитость внутреннего рынка и оптовой конкуренции».

Напоследок

В формировании отпускной цены на бензин более 40% составляют акцизы и НДС (в цене на дизельное топливо их доля не превышает 25%), – также указано в письме. Это значит, что расслабляться не следует: с 2005 года ожидается повышение акцизов на нефтепродукты на 8%, плюс новый виток сезонности. Кроме того, по оценкам специалистов, даже после повышения российские цены на бензин остаются заниженными и нерыночными. Надо ли говорить, что прогнозируется дальнейший рост цен на бензин?..

Елена НОВГОРОДОВА

22 Июня 2004, 13:17 +68

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...