Беспричальница

На прошлой неделе Плес снова оказался в центре внимания. Правда, на сей раз по не слишком радостному поводу. В понедельник, 24 июля, суд Приволжского района вынес решение о приостановке эксплуатации дебаркадера, выполняющего функции туристического причала. Решение суда (если оно не будет опротестовано в вышестоящей инстанции) вступит в силу 4 августа. Проблемы с дебаркадером-причалом начались в Плесе не вдруг. Собственных дебаркадеров ни у муниципалитета, ни у области нет. Все последние годы пристань пригоняли из Костромского речного порта. В этом году костромичи отказались это делать – то ли невыгодно стало, то ли нашли своему дебаркадеру другое применение. И оповестили об этом местные власти. Больше всего эта новость всполошила турфирмы и плесских предпринимателей: основные доходы жители «самого маленького российского города» получают от туристов. А значительная часть этих самых туристов приплывает в Плес на теплоходах, швартующихся к упомянутому дебаркадеру. Не будет туристов – не будет и денег. Как раз в это время областные власти затеяли организовывать в Плесе фестиваль «Льняная палитра». И чудесная новость о том, что навигация в Плесе может и не открыться, вызвала не самые светлые эмоции. На заседании оргкомитета фестиваля 17 марта заместитель губернатора Сергей Пахомов пообещал решить этот вопрос. Однако в конце концов вопрос решился без участия областных властей: в конце апреля (как отмечается в решении Приволжского районного суда) гражданка Шевцова Н.Л. приобрела дебаркадер «ДП-5» № В 12-3757, с 1 мая 2006 года его арендовала турфирма «Северные орхидеи», входящая в «Группу Фортеция», установила и начала использовать в качестве туристического причала, получая доходы в виде платы за стоянку теплоходов. Вопрос вроде бы решился. Но в середине лета дал о себе знать природоохранный прокурор. Он направил иск в суд с требованием прекратить эксплуатацию дебаркадера, так как у организации, осуществляющей эту эксплуатацию, – ООО «Северные орхидеи» - нет никакой разрешительной документации: ни лицензии на водопользование, ни договора на пользование водным объектом, ни согласования с отделом водных ресурсов Верхне-Волжского водного управления и госинспекцией по маломерным судам. Суд признал требования обоснованными и удовлетворил этот иск. Ситуация до боли знакомая: нечто подобное, правда в куда более широких масштабах, с привлечением негодующей общественности, разворачивалось вокруг завода «Эггер Древпродукт» в Шуе. Существует мнение, что именно крупные инвесторы привлекают повышенное внимание различных проверяющих структур. Хотя местные предприятия могут грешить теми же нарушениями безо всяких последствий в течение многих лет. Однако оставим эти домыслы и вернемся к ситуации в Плесе. «Группа Фортеция» разослала обращения к теплоходным компаниям и турфирмам, чьи теплоходы останавливаются в Плесе, в котором подтверждают готовность дебаркадера принимать суда до 4 августа. Одновременно в Приволжский районный суд готовится ходатайство об отсрочке исполнения судебного решения. По словам вице-президента «Группы Фортеция» Алены Ткаченко, разрешительную документацию на эксплуатацию причала компания начала готовить еще в мае, сразу же после установки дебаркадера. Этот процесс продолжается и сейчас. Есть вероятность, что к 4 августа документы будут в порядке. Причина столь затянувшегося оформления документов, по словам А. Ткаченко, проста: сама процедура получения подобных лицензий установлена недавно, и часто даже сотрудники контролирующих структур не знают, какие именно документы надо подавать, чтобы получить лицензию. Подобная ситуация неудивительна, так как в требованиях российского законодательства порой не могут разобраться сами законодатели. Чем грозит Плесу прекращение навигации в разгар туристического сезона – вряд ли нужно объяснять. Кроме того, запрет на эксплуатацию дебаркадера может серьезно уменьшить шансы Ивановской области выиграть конкурс на право получения статуса особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Участие в этом конкурсе стало одним из самых серьезных пиар-шагов команды губернатора Михаила Меня. И областная власть, казалось бы, должна быть кровно заинтересована в том, чтобы хотя бы до объявления результатов этого конкурса в Плесе были идеальные условия для развития туриндустрии. А тут – такой афронт! Примечательно, что на следующий день после вынесения судебного решения, 25 июля, была намечена пресс-конференция президента «Группы Фортеция» Алексея Шевцова. Инвестор намеревался разъяснить позицию компании и пути выхода из ситуации. Однако пресс-конференция не состоялась по причине… отсутствия журналистов. Во-первых, организаторы не предоставили транспорт, чтобы добраться до Плеса. Во-вторых, некоторые СМИ были согласны разместить эту информацию только за деньги. Официальные СМИ также отказались от участия в пресс-конференции: или без объяснения причин, или под смехотворными предлогами типа «в газете нет места». Не исключено, что истинные причины были иные: например, кто-то из правительственных структур «не рекомендовал» участвовать в пресс-конференции. Зато в Плес был направлен заместитель руководителя пресс-службы областного правительства, который оказался единственным представителем пишущей братии на мероприятии. Ситуация получилась отменно идиотская. Впрочем, паники по поводу досрочного окончания навигации в Плесе пока не намечается. Как сообщил в эксклюзивном интервью «Частнику» (полностью его текст читайте в следующем номере) губернатор Михаил Мень, областное правительство было в курсе ситуации с дебаркадером в Плесе: «У меня была информация о том, что идет согласование размещения дебаркадера, оформление соответствующих документов. На мой взгляд, «Группа Фортеция» несколько затянули этот процесс. Если федеральные структуры, функционирующие на территории Ивановской области, действительно «тормозили» этот вопрос, то руководству «Группы Фортеция» надо было активнее действовать, вплоть до прямого обращения ко мне. Уверен, что во взаимодействии с федеральными структурами правительство смогло бы ускорить процедуру согласования. Именно по этому пути мы сейчас и пошли. В пятницу, 28 июля у меня на приеме был глава «Группы Фортеция» Алексей Шевцов, он ознакомил меня с ситуацией, и мы выработали схему дальнейших действий». По мнению М.Меня, ситуация, когда дебаркадером, выполняющим функции туристического причала, владеет частная компания, а не администрация региона или муниципального образования, вполне нормальна. «Власть не должна заниматься бизнесом, а это именно бизнес-проект, - сказал он. – В Плесе и без того много инфраструктурных проблем, которые должна решать власть – это берегоукрепление, реконструкция набережной, газификация, решение вопроса водоснабжения и водоотведения». Таким образом, Мень подчеркивает, что Плес по-прежнему остается козырной картой Ивановской области, правительство поддерживает с инвестором нормальные деловые отношения, и все проблемы с природоохранной прокуратурой – не более чем досадные недоразумения. Скорее всего, ситуация разрешится «без шума и пыли», по крайней мере, внешне тихо и пристойно. По мнению М. Меня, до 4 августа, когда решение Приволжского районного суда вступит в законную силу, «Группа Фортеция» пройдет все необходимые согласования и оформит разрешительные документы на эксплуатацию туристического причала. Не сомневаемся в вероятности подобного исхода: если сам губернатор просит «порешать вопрос», то все проблемы снимаются как по волшебству. Другой вариант развития событий: арендатор дебаркадера опротестовывает решение Приволжского районного суда в областном суде и всячески затягивает процесс, благо наше законодательство позволяет тянуть резину если не до бесконечности, то достаточно долго. В нашем случае «достаточно долго» и не требуется: навигация на Волге в районе Плеса заканчивается в конце сентября – начале октября, так что два- два с половиной месяца вполне достаточно. А за зиму можно получить все необходимые документы и в новом сезоне работать на абсолютно законных основаниях. Возникает вопрос: откуда тогда столько подковерного шуршания вокруг Плеса? Судя по всему, там пересеклись интересы нескольких лиц или групп лиц. И немудрено: место брендовое, турист худо-бедно прикормлен, да и статус ОЭЗ маячит на горизонте. Не имея достаточных документальных подтверждений, вряд ли будет уместно называть громкие чиновничьи фамилии, которые могут фигурировать в подковерной «битве за Плес». Статус Шевцова как фактического «хозяина» волжского курортного городка будет красной тряпкой для очень и очень многих. Сигналом к активизации этой борьбы явно будет объявление итогов конкурса по ОЭЗ, и наверняка Шевцову предстоит выдержать серьезный прессинг. А события прошлой недели, видимо, просто фальстарт – один из участников эпопеи решил показать, кто в доме хозяин. Анна Семенова
31 Июля 2006, 15:45 +69

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...