Без живого творчества масс

Научно-практическая конференция «Местное самоуправление в новых законодательных условиях и развитие муниципальных образований, его влияние на социально-экономическое развитие Ивановской области», прошедшая в ивановском филиале МИУ 2 апреля, собрала не столько теоретиков. В ней, прежде всего, участвовали те, кому предстоит реализовывать реформу местного самоуправления на практике - главы районных администраций, работники администраций, депутаты Законодательного собрания и местных представительных органов власти.

Напомним, что суть реформы заключается в следующем: с 1 января 2005 года на всей территории России создаются муниципальные образования низового уровня - сельские и городские поселения. Второй уровень - муниципальные районы и городские округа. Статус городского округа получат города, которые сейчас являются самостоятельными муниципальными образованиями. В Ивановской области их шесть - Иваново, Кинешма, Шуя, Вичуга, Кохма и Тейково. Во всех муниципальных образованиях будут свои бюджеты. За счет этого предполагается более оперативно реагировать на повседневные нужды и приблизить власть к людям.

Необходимость реформирования местного самоуправления, как неоднократно отмечали и на федеральном, и на областном уровне, связана с тем, что в разных регионах страны система муниципий складывалась по-разному. В одних субъектах Федерации это муниципальные районы и города (как в Ивановской области), в других - только районы, в третьих - города и сельские округа, в четвертых - сельсоветы, поселки и малые города. Унификация этой структуры, по мысли законодателей, дала бы возможность выровнять финансовую самостоятельность и уровень развития регионов.

Мнение муниципалов выразил глава Пучежского района А. Климов: «Теоретически этот закон очень хорош, я бы под ним подписался. Но на практике его реализация связана с массой проблем». Кроме вопросов по обеспечению финансовой самостоятельности новых муниципалитетов, существует проблема «отлучения местной власти от реальной экономики». Далеко не во всех сельских поселениях будет внутренний ресурс развития. К тому же, апатия населения, нежелание идти во власть в последние годы очевидна: это показали и последние выборы в Государственную Думу, и низкая активность на выборах в местные органы власти. В конце концов, подтверждение этому в Иванове можно найти в виде огромных помоек в частном секторе. Для того, чтобы их ликвидировать, нужна самоорганизация всего лишь на уровне уличкомов.

«Не нужно строить иллюзий по поводу живого творчества масс», - грустно отметил А. Климов. И предложил на базе существующих районов с низкой плотностью населения формировать городские округа.

Кстати, одним из этапов реформы будут выборы в новые органы самоуправления. Они должны пройти до 1 ноября 2005 года. В результате некоторое время будет существовать двоевластие (в нашей области - до декабря 2005 года). Однако все вопросы по поводу разграничения сфер ведения в этом случае учтены законом.

Сейчас ведется работа по формированию городских и сельских поселений. Кроме всего прочего, в законе четко оговорено, что все «анклавы» должны быть ликвидированы. В Ивановской области таким «анклавом» является село Мугреевский Бор Пестяковского района, все жители которого прописаны на территории Нижегородской области и платят налоги опять же в бюджет наших соседей. Причина проста: до Пестяков - 30 км по бездорожью, а до ближайшей сельской администрации Нижегородской области - 3 км. Вопрос по присоединению Мугреевского Бора к Нижегородской области (что было бы логичным в этой ситуации) может быть решен только путем проведения референдума в обеих областях.

Своеобразными «анклавами» можно назвать и канализационный коллектор ивановского МУП «Водоканал», проходящий по территории г. Кохмы, и гидротехнические сооружения того же «Водоканала» на территории Приволжского района. Так или иначе, все эти вопросы придется решать, так как одно муниципальное образование не может иметь собственность на территории другого.

Проблемы межбюджетных отношений, столь непростые для муниципалитетов сейчас, могут сохраниться и при новой системе организации местного самоуправления. Сейчас при расчетах сумм трансфертов и субвенций на осуществление полномочий местного самоуправления банально не учитывается рост тарифов. То есть в федеральном бюджете 2004 года, например, на компенсацию льгот на пользование транспортом или коммунальными услугами заложена сумма, рассчитанная исходя из тарифов 2002 года. Возникающий разрыв целиком ложится на плечи местной власти. И если крупные муниципальные образования с этим как-то справляются, то сельским или городским поселениям это может оказаться не по силам.

При этом часть расходных обязательств с муниципалитетов все-таки снимается и перекладывается на субъект Федерации. В министерстве финансов считают, что таким образом просто юридически закрепляются отношения, которые де-факто существуют уже сегодня. Например, зарплата бюджетников. Школы и больницы по-прежнему останутся муниципальными, местные власти будут нести расходы по содержанию зданий, а стоимость обучения одного ученика будут платить региональные власти. Как это отразится на нашем, и без того скудном, областном бюджете, пока не берется сказать никто. Остается дождаться, когда будут приняты поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы.

Впрочем, поправки ожидаются и в сам закон «Об общих принципах местного самоуправления». Во всяком случае, региональные представительные органы, которые имеют право на подобную законодательную инициативу, такие поправки уже вносят. Так, дума Новгородской области предложила вернуть муниципалитетам право учреждать средства массовой информации. По действующим ныне нормам такого права они лишены. Только если каждый муниципалитет сельского или городского поселения захочет учредить газету, то к ныне существующим нескольким десяткам прибавятся еще 140 газет.

8 апреля пройдет совещание глав районных администраций по вопросам предстоящего реформирования. Возможно, часть рекомендаций, которые они выработают, будет учтена депутатами Законодательного собрания при принятии соответствующих нормативных актов.

Анна Семенова

05 Апреля 2004, 20:46 +46

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...