Бизнес-кнут и бизнес-пряник

За год, прошедший с момента прихода в Ивановскую область «московской» команды нового губернатора, стало более-менее ясно, каким образом эта команда собирается приводить в чувство экономику региона. Принципы простые и очевидные: с одной стороны, привлекаем инвесторов (нельзя сказать, что этот процесс бурно активизировался, однако интерес со стороны «внешнего» бизнеса к Ивановской области явно появился, не исключено, что только за счет личности губернатора. Впрочем, теперь и местные бизнесмены предпочитают все свои проекты проводить через совет по инвестициям. Впрочем, это уже совсем другая песня), а с другой – ужесточаем контроль за субъектами бизнеса. Комиссии по банкротству, по досудебной санации предприятий, антирейдерская и многие, многие другие, возникшие в недрах областного правительства, явно призваны «построить» существующий бизнес «в три шеренги» и заставить соблюдать правила игры. Кстати, у многих представителей бизнеса эта позиция властей не вызывает протеста до тех пор, пока правила игры укладываются в рамки действующего общероссийского законодательства. А когда речь заходит о различных обременениях, социальной ответственности и т.д., разговор становится, мягко говоря, неоднозначным. Политика «кнута и пряника», судя по заявлениям, сделанным первым замгубернатора Дмитрием Михеевым на предновогодней пресс-конференции, будет продолжаться и в следующем году. Но к определению правил игры для бизнеса правительство (осмотревшееся и освоившееся на новом месте за прошедший год) подошло комплексно и с размахом, решив закрепить эти правила законодательно. По словам Михеева, правительство намерено в 2007 году внести в ИОД пакет из 12 законов, касающихся субъектов региональной экономики и «создающих правовую базу для развития» этой самой экономики. В частности, разрабатываются законы о промышленности, о льготном налогообложении (как отметил Михеев, сейчас инвестор не может сразу оценить уровень компенсации вложений со стороны государства, так как надо анализировать несколько региональных законов. Закон о льготном налогообложении сведет эти нормативные акты вместе), уже внесен в думу закон об инвестиционной деятельности. Этот закон, хотя и был одобрен профильным комитетом в целом, вызвал массу нареканий. Теперь им займется рабочая группа. По мнению правительства, закон должен упростить порядок инвестирования в Ивановской области. С точки зрения же депутатов и юристов, он открывает широкие возможности для коррупции. Крупный бизнес уже ощутил на себе внимание региональных властей: как известно, теперь любые вложения в производство, превышающие 5 млн рублей, необходимо согласовывать с областным советом по размещению производительных сил и инвестиций. В 2007-м году малый бизнес также ожидают нововведения. Правительство области готовит закон о реестре малых предприятий. Как заявил Дмитрий Михеев, «мы хотели сформировать комплекс мер финансовой, имущественной и организационной поддержки малых предприятий». Хотя, судя по некоторым оговоркам первого замгубернатора, основная цель этого закона – заставить малый и средний бизнес выйти из тени. Сейчас, по данным областных властей, малый бизнес дает 5-8 % от доходов областного бюджета. По сравнению с соседними регионами (и особенно, если учесть размеры нашего бюджета), это мизер. В Москве (по данным, приведенным Михеевым) эта цифра составляет 60 %. Впрочем, в столице «плотная работа» с малым бизнесом ведется уже лет десять. Пока же ивановские власти ставят перед собой задачу поднять доходы бюджета от малого бизнеса до 20 %. Для этого предусмотрены, как уже отмечалось, и кнут, и пряник. В первую очередь будет сформирован государственный областной реестр малых предприятий. Войти в этот реестр МП может, как отметил Михеев, «добровольно и бесплатно». Однако малому предприятию нужно доказать перспективы своего роста и показать реальную зарплату (кстати, особое возмущение властей вызывает тот факт, что в малом бизнесе официальная зарплата сейчас составляет лишь 20 % от среднеобластной, а это, естественно, совершенно не соответствует реальному положению дел). Собственно, именно это и является «кнутом»: вряд ли кто-то из предпринимателей стал бы прятать доходы и зарплаты, если бы налоговое законодательство было бы либеральным и позволяло при соблюдении всех требований развиваться. После этого МП может рассчитывать на «пряники»: так, участвовать в конкурсах на получение господдержки малое предприятие сможет только при условии вождения в реестр (как в законе будет объясняться возникающее неравенство между субъектами малого бизнеса, пока не ясно). Кроме того, МП получит вышеупомянутую имущественную, финансовую и организационную поддержку. Имущественная поддержка выражается в виде предоставления в аренду малому и среднему бизнесу площадей, принадлежащих региону, причем аренда предполагается долгосрочная, до 5 лет, а договор аренды регистрируется в соответствующих органах. Финансовая поддержка – это финансирование старта инвестиционных проектов и субсидирование процентных ставок по кредитам. Организационный «пряник» представляет из себя возможность участвовать в выставках, рекламное продвижение, льготный Интернет-трафик для продвижения своих товаров и услуг на российском рынке, а также установление контактов с малым бизнесом Москвы. И все это – с помощью правительства Ивановской области. Большую роль в мотивации малого бизнеса войти в реестр должен сыграть и фонд поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то, что на федеральном уровне этот фонд расформирован, а в крупных регионах его место занимают государственные венчурные компании, в нашей области пока все останется по-прежнему. При этом, по мнению Михеева, именно фонд поддержки малого предпринимательства станет основой для развития малого бизнеса в районах, где требуется микрофинансирование, на которое банки идут неохотно. К тому же далеко не в каждом районе области есть отделения банков. А ставка по кредитам у ФПМП ниже, чем у других кредитных организаций. За кадром остался и еще один мотив: если малое предприятие не входит в реестр, оно автоматически становится подозреваемым в занижении зарплат, уходе от налогов и т.д. Что грозит пристальным вниманием соответствующих органов. С другой стороны, вошел в реестр – значит, доказал свою лояльность областным властям, что далеко не последнее дело в наступившие времена. Есть в происходящем интересный аспект. Мень и его команда наглядно опровергают тезис предыдущего губернатора Владимира Тихонова о том, что действующее законодательство не позволяет властям навести порядок в сфере экономики. Еще как позволяет. Думается, через год, аккурат к президентским выборам, можно будет докладывать наверх о достигнутых успехах. Тем более что опыт работы с крупным бизнесом показал: бизнес в Ивановской области готов подчиниться сильной власти.
18 Января 2007, 11:51 +54

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...