Бизнес может быть искусством. Искусство должно быть бизнесом

Со сменой экономической политики страны разговоры о коммерциализации в сфере искусства зачастую носили обвинительный характер. При этом было принято "бросать камни" как в сторону государства, так и в сторону самих учреждений культуры. Однако первое оказалось безрезультатным, второе - неконструктивным. Сегодня выживают и имеют возможность полноценно работать лишь те объекты культуры, которые могут делать дело. И деньги. Ивановский художественный музей из тех, кто выбрал именно такой путь.

Нынешнее состояние музея заметно отличается от того, которое было 10 лет назад. Имеющий имя и вес в российском культурном пространстве, ИОХМ регулярно получает гранты на свои проекты, пользуется поддержкой городских меценатов (такой парадокс - "помогают только известным и сильным" - Л.Воловенская) успешно развивает коммерческие направления, которые позволяют "питать" деятельность музея и не выходят за рамки профиля. По словам руководства музея, без этой работы музей просто не выжил бы. Поставленный, как и все российские музеи, в 1992 году на грань выживания резким сокращением финансирования, ИОХМ был вынужден искать возможности самостоятельного заработка. Бюджетные средства, отпущенные на развитие и поддержание музейного дела, и сейчас не обеспечивают должный уровень финансирования работы музеев. На эти деньги сложно вести выставочную и научную деятельность, пополнять художественные фонды, оплачивать хороших специалистов, проводить ремонтные работы в музее и реставрацию экспонатов, а главное - получать необходимую информацию.

Людмила Воловенская, директор музея: "Без приобретения информации (книг, периодики, коммуникаций) музей не может функционировать. Поэтому без коммерческой деятельности музей не сможет существовать в ближайшие 10-20 лет, особенно в нашей области".

Что помогло встать на путь зарабатывания денег людям, далеким от сфер бизнеса, и что стало началом этой деятельности?

Татьяна Щербакова, заместитель директора по развитию: "Сначала мы сдавали площадь нынешней Новой галереи арендаторам - там размещались компании "Ren - Xerox" и "Бурда Моден". Можно сказать, что мы кое-чему у них научились. В 1992 году приступили к созданию салона народных промыслов. Начали с одной витрины палехских шкатулок - тогда появился интерес покупателей. Дальше - больше. На сегодняшний день Салон представляет продукцию 35 центров народных промыслов со всей России. Это единственное место в городе, где в таком объеме представлены произведения лаковой миниатюры Холуя, Палеха, Мстеры. Работаем напрямую, без посредников, весь этот товар сертифицирован, имеет сертификат на трех языках, гербовую печать, подпись эксперта. Здесь можно найти много интересного - Калининградский янтарь, Гжель, Жестовские подносы, Павлово-Посадские шали и т.д.

Мы поняли, что выгоднее самим осваивать свою площадь, нежели получать арендную плату. И отказались от непрофильных направлений. Стали возить постеры, сувениры... Приступаем к совместной работе с Ярославской фирмой майолики - у нас появилась эксклюзивная продукция, поставки которой идут в Америку, фирменные магазины Англии, Москву".

Следующим этапом "профильного" бизнеса стало создание багетной мастерской в 1995 году, при поддержке областного комитета по культуре и искусству. По истечении двух первых сложных лет мастерская стала единственным местом в области, которое предлагало профессиональное оформление любых художественных работ. Сюда до сих пор приезжают представители музеев и частные коллекционеры из ближайших городов, здесь обслуживаются городские и областные музеи, "одевают" свои картины художники.

И все же самым ярким коммерческим проектом Ивановского музея стало создание Новой галереи. Несмотря на небольшую площадь, это, самый профессионально оборудованный зал из всех городских галерей и салонов. Кроме того, здесь не только продаются качественные работы местных художников и "чужих" авторов, но и организуются выставки современных мастеров. Лариса Башкова, заведующая отделом информации и общественных связей: "Динамичная смена экспозиций в Галерее позволяет показать творческий поиск известных художников и открывать новые имена". Удачным решением стало и желание замкнуть цепь материальных составляющих изобразительного искусства. Теперь в музее художник может приобрести все необходимые материалы (холст, кисти, краски и проч.), здесь же оформить готовую работу и здесь продать. Деятельность Новой галереи была не раз высоко отмечена специалистами, в том числе Екатериной Гениевой - президентом Российского Отделения Фонда Сороса.

Даже при такой привлекательной, на первый взгляд, картине нынешнего состояния коммерческого направления музея не стоит питать иллюзий, что ИОХМ имеет большие дивиденды и не имеет проблем. Это не так. Во-первых, у той же галереи совсем нет оборотных средств, и вся коммерческая деятельность держится на доверии к музею - все дается на реализацию. Излишков тоже не наблюдается, поскольку доход лишь частично позволяет поддерживать "музейщиков", осуществлять выставочную и научную деятельность, в том числе стажировки сотрудников.

Л.Воловенская: "Многие думают, что выставка - это, веревка, на которой висит картина. На самом деле, это реклама, оформление, реставрация, транспорт, оплата сотрудников, командировки. Нам не хватает средств, чтобы сделать все задуманное. В этом году мы не сделали выставку Евгения Грибова, поскольку не смогли осилить реставрацию его большой работы. А делать неряшливо мы не можем".

Пополнение художественного фонда музея - самая "больная" тема для профессионалов. В ИОХМ идут на маленькую хитрость, чтобы заполучить достойные вещи в свою коллекцию. Определяя профессиональным зрением перспективного современного автора, музей приглашает его к себе с персональной выставкой. Как правило, в знак признательности художник оставляет в подарок свое произведение в фонды музея, пополняя его коллекцию современного искусства. Так, например, вышло с Кириллом Челышкиным и Валерием Кошляковым, который сейчас находится на самом гребне известности в России и за рубежом. Из отечественных музеев только ИОХМ владеет его работами... Вряд ли кто осудит музей за такую профессиональную и красивую охоту, трофеи которой в результате достаются нам - зрителям.

Татьяна Хейфец

24 Ноября 2003, 20:46 +61

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...