Бизнес не удовлетворен

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" путем анкетирования предпринимателей, занятых в малом и среднем бизнесе, оценила условия предпринимательской деятельности и эффективности государственной поддержки малого бизнеса.

Исследованием было охвачено 34 региона РФ. В анкетировании приняли участие 247 предприятий различных форм собственности и предпринимателей без образования юридического лица, занимающихся самой различной деятельностью. Полученные результаты весьма красноречивы.

Наиболее актуальные проблемы

Почти половина опрошенных в качестве наиболее существенных проблем, мешающих осуществлению предпринимательской деятельности, выделили высокую налоговую нагрузку, ограниченность финансовых средств и нестабильность законодательной базы. Вопросы регистрации и перерегистрации, несмотря на частую критику Закона "О государственной регистрации юридических лиц", вызывают наименьшую озабоченность предпринимательского сообщества.

Административные барьеры

Более 85% опрошенных так или иначе знают о Федеральном законе № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", т.е. в курсе, что плановые проверки деятельности одним органом государственного надзора (контроля) могут осуществляться не чаще, чем раз в два года. На практике, 75% предпринимателей проверяют несколько раз в год, а почти 30% - раз в месяц и чаще.

Почти половина опрошенных открыто отстаивает свои права в суде, почти четверть доверяет предпринимательским объединениям. Вместе с тем, многие еще разбираются "по понятиям". По-видимому, это обусловлено как низкой эффективностью действующего правозащитного механизма, так и непрозрачностью экономики некоторой части субъектов рынка.

Чаще всего бизнесмены вынуждены "решать проблемы" с сотрудниками милиции. Это показали более половины опрошенных. Совершенно очевидно, что это связано с неоправданными полномочиями, предоставляемыми сотрудникам милиции Законом Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 года № 1026-1 и отсутствием ответственности должностных лиц правоохранительных органов за необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов рынка.

Свои ежемесячные расходы на преодоление административных барьеров респонденты оценивают следующим образом:

Лицензирование

В качестве основного недостатка действующей системы лицензирования вне зависимости от видов деятельности 66% опрошенных выделяют неоднозначность лицензионных требований, которая влечет за собой произвол чиновников. Более 70% отказов в получении лицензии сопряжены с отсутствием необходимых заключений, разрешений, иных документов или информации.

Государственная поддержка малого бизнеса

Большинство опрошенных знают о существовании Закона № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Более того, 33% - ответили, что знакомы с его содержанием. Почти 40% респондентов знают о существовании федеральных и региональных программ поддержки малого бизнеса. Вместе с тем, 76% опрошенных никогда не обращались за помощью в существующие структуры его поддержки. Самый высокий процент отказов (14%) приходится на помощь в получении льготного кредита, ссуды.

Эффективность деятельности фондов поддержки предпринимательства оценили как "высокую" только 5,5% респондентов, как "низкую" - более 50%, не знают о существовании такой структуры в регионе - 30%.

Из всего перечня льгот, предусмотренных законодательством, пользуются льготными условиями налогообложения 15% респондентов, льготными ставками арендной платы - 4,2%, льготой по ускоренной амортизации основных фондов - 5% опрошенных. Использование других, предусмотренных законодательством льгот (по кредитованию, страхованию, получению оборудования и технологий и пр.) отметили менее 1% респондентов.

Почти 40% предпринимателей показали, что реальную помощь и поддержку они получали в региональных и отраслевых предпринимательских объединениях, союзах, ассоциациях (диаграмма 9).

Более 95% респондентов не пользовались правом сохранить в течение первых 4-х лет систему налогообложения, действовавшую на момент регистрации, при изменениях налогового законодательства, ухудшающих условия их деятельности. В том числе, 17% опрошенных вообще не знают о том, что такая льгота малому бизнесу предусмотрена Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства". Более того, 10% респондентов показали, что пытались воспользоваться этим положением, но не смогли.

Среди причин, по которым предприятие не участвует в конкурсах на получение государственных или муниципальных заказов, более 30% респондентов отметили отсутствие информации о конкурсах.

Кредитование малого бизнеса

Из всех респондентов только 24% подтвердили факт получения кредита.

При этом 95% кредитов, полученных респондентами, не превышают 10 млн. рублей. Существенную часть (около 40%) составляют кредиты до 500 тыс. рублей. В основном, это краткосрочные кредиты со сроками погашения от 6 месяцев до 1 года. 85% респондентов получили кредиты по ставкам, превышающим 20% годовых.

Среди основных причин, препятствующих получению кредита в банке, 42% респондентов выделяют проблему залога и гарантий, 31% - высокие процентные ставки (диаграмма 11).

Основной причиной, препятствующей получению кредита в фондах поддержки предпринимательства, 42% респондентов называют отсутствие доступа к соответствующей информации.

Ожидания бизнес-среды

В связи с крайне низкой эффективностью действующей системы поддержки малого бизнеса 55% опрошенных предпринимателей выступают за максимальное сокращение вмешательства государства в эту сферу.

Вместе с тем, почти 70% опрошенных отметили, что нуждаются в реальной государственной поддержке. В первую очередь, свои ожидания респонденты связывают со снижением налоговой нагрузки, созданием условий доступа к финансовым ресурсам, упрощением отчетности. При этом большинство предпринимателей считает, что вероятность получения такой помощи низкая.

Более 60% опрошенных считают, что в рамках государственной поддержки системы кредитования малого бизнеса необходимо обеспечить снижение (компенсацию) процентной ставки. Кроме того, 55% респондентов считают необходимым предоставление государственных гарантий по кредитам. При этом 40% опрошенных считают, что объем государственных гарантий по кредитам малого и среднего бизнеса должен составлять около половины суммы кредита.

Заключение

Информированность предпринимателей о состоянии нормативно-правовой базы удовлетворительная. Вместе с тем, эффективность правоприменительных механизмов низкая.

Административные барьеры остаются существенным фактором, препятствующим предпринимательской деятельности. По-прежнему общей проблемой остается недостаточная определенность требований законодательства, создающая условия для их произвольного толкования. Вмешательство правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность неоправданно высоко, вне зависимости от ее вида. Видимо, поэтому большинство предпринимателей высказались против ужесточения ответственности за нарушения.

Предусмотренные законодательством льготы для малого бизнеса не играют той роли, которая им отведена - подавляющее большинство малых предприятий по тем или иным причинам ими не пользуются. Аналогичным образом обстоит дело с деятельностью структур поддержки предпринимательства. В то же время опрос показал, что большинство предпринимателей нуждаются в государственной поддержке. Совокупность перечисленных обстоятельств убедительно показывает, что эффективность существующих механизмов поддержки и протекции малого бизнеса крайне низкая.

Опрос подтвердил, что важнейшим направлением является финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства. Несмотря на предусмотренные всеми федеральными программами меры, механизм оказания финансовой поддержки малому бизнесу в целом не эффективен.

В целом, государственная политика поддержки предпринимательства, и особенно механизмы ее реализации, требуют пересмотра и реформирования.

Заключение к заключению

Дело ясное, что дело темное: бизнес не удовлетворен, а как его удовлетворить, никто не знает. А главное, непонятно, нужно ли его удовлетворять. Может, действительно лучше просто не мешать? Но не мешать не получается, поскольку государство все хочет держать под контролем. Думается, что если предприниматели стремятся получить господдержку, то им надо быть готовыми к тому, что контролировать их будут еще жестче. Бизнес ли это? Может, лучше как-нибудь самим? Это к тому, что 16 июля Иваново посетит делегация "госдумовцев": председатель комитета по бюджету А. Жуков и заместитель председателя комитета по труду и социальной политике А. Исаева. Среди организаторов этой акции - профсоюзы, "Единая Россия" и та же "ОПОРА". То есть, политический налет очевиден, а предприниматели - электорат весьма благодарный...

21 Июля 2003, 19:44 +109

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...