Буря в стакане «шуйской»

Вопрос взаимоотношений «Шуйской водки» и спиртзавода «Петровский» вновь в центре внимания областной администрации. Неожиданно чиновники озаботились, почему компания перестала приобретать спирт на «Петровском». Тревога властей понятна – при сотрудничестве двух местных предприятий акцизы остаются в местной казне. При покупке же спирта «на стороне», выигрывают другие регионы.

Сейчас «Шуйская водка» по квотам спирта полностью прикреплена к объединению «Пензаспиртпром» (дочернее предприятие ФГУП «Росспиртпром», владельца контрольного пакета акций «ШВ»).

Ивановские чиновники предполагают, что на ситуацию влияют внутрикорпоративные отношения. Якобы «Росспиртпром» (федеральное унитарное предприятие) просто не хочет сотрудничать с частной компанией – «ОСТ-Алко», владельцем «Петровского».

Два года назад, после того, как на спиртзаводе весьма скандально сменился собственник, областная администрация (во главе с тогдашним вице-губернатором Михаилом Бабичем) приложила максимум усилий, чтобы «Шуйская водка» возобновила покупку спирта на «Петровском». Поставки возобновились в 2002 году. Их объем составил более 30% поставляемого на завод спирта.

Постепенно о проблеме забыли. И вот на минувшей неделе она вновь всплыла. На заседании межведомственного совета по делам потребителей было озвучено, что компания прекратила закупать петровский спирт — вместо него она использует спирт из Пензы. Эта информация стала отправной точкой для дальнейшей критики «Шуйской водки» — ей припомнили и сокращение за 2003 г. на 12% доли на местном рынке, обвинили ее в том, что качество продукции, выставляемой на конкурсы, отличается-де от того, что пьет рядовой потребитель и т.д.

Несомненно, подобный «наезд» может больно ударить по любому производителю.

«Частник» обратился к первому заместителю гендиректора «ШВ» Сергею Мазину с просьбой прокомментировать эту ситуацию:

- Сразу скажу, что спиртзавод «Петровский» – наш давний и надежный партнер. Никаких претензий к нему (в том числе, по качеству продукции) со стороны «Шуйской водки» нет и не было. Сотрудничество завершилось по не зависящим от нас обстоятельствам, а те люди, от которых зависело наше взаимодействие (прежде всего, чиновники областной администрации), не сделали ничего, чтобы его сохранить.

В 2003 году наши квоты на спирт были распределены примерно поровну между петровским спирткомбинатом и объединением «Пензаспиртпром» - предприятием, которое, как и мы, относится к ФГУП «Росспиртпром». Причем объединение «Пензаспиртпром» было выбрано нашими специалистами по результатам аудита спиртзаводов.

В середине прошлого года проблема распределения квот на спирт была обозначена руководством ФГУП перед гендиректором «Шуйской водки» (сначала это были рекомендации, а затем – указания, закупать спирт лишь у предприятий «Росспиртпрома»). Вместе с тем, некоторое время мы все же продолжали взаимодействие с «Петровским».

Эту проблему мы озвучили чиновникам областной администрации (управлению сельского хозяйства, вице-губернатору А. Канаеву). Руководство «Росспиртпрома» также направило письмо в областную администрацию, в котором говорилось, что ФГУП готово к разумному распределению квот на спирт для «Шуйской водки». Однако письмо осталось без внимания.

Поэтому, поскольку есть решение совета директоров «ШВ», мы полностью перешли на пензенский спирт. Но, в принципе, вопрос не закрыт, и если бы на то была добрая воля областной власти – его можно было бы решить.

В целом, эта ситуация имеет четкую экономическую подоплеку. С середины 2003 года значительно выросли цены на спирт. Сейчас разница в ценах между продукцией «Петровского» и ОАО «Пензаспиртпром» составляет от 35 до 45 рублей (в зависимости от класса спирта - «экстра» или «люкс»).

В конце 2003 г. для решения проблемы управление сельского хозяйства выдвинуло идею о дотировании этой разницы. Но областное управление финансов посчитало, что области это невыгодно. По всей видимости, у областного бюджета просто нет таких финансовых возможностей.

Так или иначе, до совещания на минувшей неделе никто никаких эмоций по этому поводу не высказывал. Также не было посылов решить эту проблему ни с нашей стороны, ни со стороны «Петровского». По информации самого «СП», руководство спиртзавода не «страдает» от того, что «Шуйская водка» не берет его продукцию: наша доля в их продажах была предельно мала.

Что касается «Пензаспиртпром», то это - современное предприятие, не уступающее по уровню технологий «СП». Оно также поставляет спирт ЗАО «Веда» (водки «Вальс Бостон», «Матрица»), ЗАО «ЛИВИЗ» (водки «Дипломат», «Смирнофф» и др.), ЗАО «Завод сортовых водок» (водка «Застолье»). Транспортные расходы – небольшие. Стоимость доставки из Пензы в Шую одного декалитра спирта дороже, чем из Петровского всего на 1,6 руб.

Поэтому заявления областных властей рассматриваю, как попытку вмешаться в отношения двух хозяйствующих субъектов. При этом забывается, что «Росспиртпром» - государственная структура. И нас удивляет, что чиновники начинают нас упрекать в том, что мы действуем по указке «некоего» «Росспиртпрома»…

- На совещании вас также критиковали за то, что оптовики снизили объемы закупок вашей продукции, что доля «ШВ» на рынке сократилась на 12 %…

- Объемы продаж в 2003 г. у нас не упали, а наоборот - выросли на 7,5%. В том числе объем сбыта по Ивановской области увеличился на 2,8%.

Что касается доли на рынке – это вопрос конкуренции. Мы знаем свои проблемы. Например, у нас нет в ассортиментной линейке напитка класса «премиум». Может быть, это и есть те самые «минус 12%». Очевидно, что благосостояние населения растет. Если доходы позволяют приобретать водку за 80-100 рублей, конечно, покупатель ее попробует. Это действует на уровне подсознания. Есть предубеждение: чем водка дороже, тем она более качественная.

Но кто обвинит нас в том, что для своей целевой аудитории мы производим недостойную продукцию?!

Поэтому, снижение доли рынка – это не трагедия, а стимул для дальнейшего продвижения торговой марки. Наша область уникальна тем, что она открыта для всех производителей ликеро-водочной продукции. За год в нашем регионе появилось 40-50 новых торговых марок! Областные власти, в отличие, например, от ярославских коллег, ничего не делают для того, чтобы сдержать этот напор.

В итоге, выбор у нашего потребителя – весьма богатый. Но «Шуйская водка» все равно занимает не менее 60% рынка. Это очень высокий процент.

- Кто наступает на ивановский рынок и отвоевывает вашу долю?

- В основном, это марки – «Беленькая», «Застолье», «Исток»…

- На том же совещании предлагали обязывать оптовиков плотнее работать с «Шуйской водкой»…

- Обязывать никого не надо. И мы никогда не предлагали использовать административный ресурс. Акцизные склады – такие же самостоятельные организации, которые сами себе выбирают поставщиков.

Среди ивановских акцизных складов есть три лидера – «Альтаир-2», «Алкотрейд» и «Стандарт СК». Причем, все они завозят конкурирующие с нами брэнды. Например, «Альтаир» активно продает «Исток», «Алкотрейд» – ведущая компания по продажам «Застолья», «Стандарт» – «Беленькой».

У нас нет к оптовикам претензий. Наоборот, здоровая, честная конкуренция нас подстегивает.

- То есть, такая «услуга» вам ни к чему?

- Ни к чему. У нас нет проблем по взаимодействию с акцизными складами.

А если областная власть желает нам помочь, то пусть займется борьбой с нелегальной продукцией и продажей спиртсодержащих жидкостей. Мы неоднократно озвучивали эту проблему, но эти «напитки» уже в открытую продаются канистрами.

Зато все заявления чиновников направлены против единственного легального производителя ликеро-водочной продукции в области.

Так что, проблему по поставкам спирта считаю «бурей в стакане». Видимо, чиновникам пришла пора готовить отчеты, вот ситуация и вышла «наружу».

- Как Вы ответите на обвинения в том, что для выставок «ШВ» якобы производит продукцию одного качества, а для продажи – другого, более низкого?

- Откуда они это взяли?! Наша технология производства не позволяет выпускать партию меньшую, чем 7 тысяч бутылок. Образцы для дегустаций и конкурсов отбираются со склада готовой продукции.

А прежде чем делать подобные заявления (по сути, это – черный «PR»), я посоветовал бы просчитывать их последствия. Не только для конкретного предприятия, но и для всего региона.

Андрей Воронин

12 Апреля 2004, 20:37 +77

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...