Быть бы живу

Одна из ключевых отраслей региональной экономики — машиностроение — по-прежнему переживает тяжелый период. Говорить о выходе из кризиса явно не приходится, и наступивший год будет для отрасли ненамного легче предыдущего. Об этом и многом другом говорили директора машиностроительных предприятий на совещании у первого зампреда правительства области Павла Конькова 27 января. Экскаваторов не надо! Самым больным местом для всех машиностроителей является катастрофически обвалившийся спрос. Причем масштабы этого падения для разных видов продукции различаются весьма значительно. Пожалуй, сильнее всех с точки зрения относительных показателей пострадал «Кранэкс». Как рассказал директор предприятия Владимир Мокров, мировая потребность в экскаваторах сегодня составляет 6-7% от уровня 2008 года. В результате предприятию удалось продать лишь 49 машин, то есть приблизительно в 3 раза меньше, чем в последнем тучном году. Нужно заметить, что эти цифры не дают полной картины о положении на предприятии в 2009 году. Дело в том, что все это время «Кранэкс» распродавал складские запасы. Объем же производства составил всего 14 экскаваторов — 5% от уровня 2008 года. На заводе «Автокран» объем производства упал «всего лишь» в 5 раз, а объем реализации составил те же самые 30% к 2008 году. «Автокран» мог бы упасть гораздо ниже, но его спас постоянный клиент — Министерство обороны. Оно не только размещает большой объем заказов, но еще и вносит авансовый платеж до 70% от стоимости контракта. На военное ведомство надеются на предприятии и в этом году. На фоне производителей крановой и экскаваторной техники дела остальных предприятий могут показаться не такими уж и плохими. Например, Майдаковский завод потерял в минувшем году лишь 25% объема производства, а «Электроконтакт» — 30%. Некоторые пытаются извлечь из кризиса хоть какую-то выгоду. Так, генеральный директор ООО «ВСМЦ» Иван Карташов рассказал, что в 2009 году было принято решение целенаправленно поработать на склад, поскольку в обычное время предприятие не всегда успевает выполнять все заказы. Кроме того, в кризисный период произошло снижение цен на металл, что дало предприятию шанс получить большую маржу в будущем, когда продажи вырастут и цены на металл снова поднимутся. Еще один важный результат подобной стратегии — сохранение кадрового потенциала. В общей сложности «ВСМЦ» сократил 30% персонала, однако в настоящее время привлекает часть уволенных по временным договорам. Увольнения с последствиями Увольнения персонала стали одной из главных антикризисных мер, однако в перспективе это чревато обострением и без того сложной кадровой проблемы. Владимир Мокров рассказал, что завод отправил в отпуска около двух третей персонала (общая численность коллектива — 1400 человек). Однако сам Мокров уже не уверен, что всех вынужденных отпускников удастся вернуть назад, когда объем производства снова начнет расти. «Все они уже где-то работают, и неизвестно, захотят ли возвращаться на завод», — пояснил Мокров. Чтобы удержать на работе хотя бы треть коллектива, «Кранэкс» развернул в прошлом году масштабные ремонтные работы. Именно ими, а не сборкой экскаваторов занимались весь год большинство из тех 38% сотрудников, что не были отправлены в отпуска. С аналогичной проблемой рискуют столкнуться и другие предприятия. «Строммашина» и Вичугский машзавод, входящие в холдинг «СУ-155», в сумме уволили половину персонала (1700 из 3500 человек), хотя в прежние годы собирали его с большим трудом. В наступившем году, по словам генерального директора обоих заводов Андрея Агапова, в «СУ-155» надеются на увеличение объемов производства, в связи с чем на ивановских заводах компании планируют увеличить штат на 400-500 человек. Впрочем, генеральный директор завода «Темп» Лев Варлов вообще не видит будущего у отрасли. «Через 5 лет машиностроение вымрет, потому что кадры стареют», — с уверенностью заявил он. Возражений на этот прогноз со стороны присутствующих не последовало. В большинстве случаев сокращение производства и увольнения сопровождались снижением заработной платы для оставшихся на предприятиях. На «Автокране» средняя зарплата упала в полтора раза — до 8,2 тысячи рублей, в «ВСМЦ» — с 22 тысяч до 17 тысяч. Прослушав данные об убытках, увольнениях и снижении зарплат, Павел Коньков мягко, но весьма недвусмысленно выразил неудовольствие по поводу ухудшения социальной ситуации. Он напомнил, что отрицательный сальдированный результат региональной промышленности составляет 1,3 млрд рублей, что является очень большим показателем на общероссийском фоне. Он даже предположил, что некоторым директорам очень понравилось рисовать в своих отчетах убытки, и призвал улучшать показатели. Меж властью и энергетиками Между тем одним из факторов, провоцирующих увеличение убытков, является рост тарифов на коммунальные услуги и энергоносители, о чем промышленники и сказали зампреду правительства. По словам генерального директора завода им. Королева Александра Крапостина, вода и газ подорожали на 16%, а электроэнергия по регулируемым тарифам — на 20%. Генеральный директор Шуйской машиностроительной компании Алексей Хохлов рассказал, что для его предприятия рост регулируемых тарифов составил 20%, а нерегелуруемых — 50%. Поскольку на долю последних приходится основная часть энергопотребления, рост усредненного тарифа составил 48%. Все выступавшие указывали на неуместность роста тарифов в период кризиса. Павел Коньков удивился озвученной цифре в 20% по регулируемым тарифам и сказал, что в региональной службе по тарифам ему обещали рост не более 17%. Он заверил машиностроителей, что, если с них берут больше, чем положено, правительство области поможет им решить эту проблему. А вот по поводу нерегулируемых тарифов сказать ничего утешительного он не смог. Коньков напомнил, что повлиять на нерегулируемые тарифы областная власть не может, и призвал собравшихся осознать, что развитие энергетики является приоритетом для государства, а потому тарифы продолжат повышаться. Но платить зарплаты и налоги все равно надо. Промышленники остались недовольны, однако возразить главе экономического блока им было нечего. Наряду с ростом тарифов выкачивать деньги из предприятий будет и рост платы за землю. Заместитель генерального директора ОАО «ИЗТС» Денис Шуляев сообщил, что для его предприятия размер платежей с введением новой кадастровой оценки ее стоимости увеличился в 1,5 раза. Проблема здесь заключается в том, что речь идет об оценке, проведенной в 2007 году, то есть до кризиса, и из этой оценки рассчитываются все платежи. Между тем в кризис земля подешевела, что сделало данную оценку не совсем объективной. Впрочем, здесь Павел Коньков порадовал Шуляева и некоторых других машиностроителей, рассказав, что администрация областного центра намеревается ввести специальные поправочные коэффициенты, которые позволят сохранить платежи на прежнем уровне. Стабильность только снится Дальнейшие перспективы отрасли будут зависеть от ситуации в экономике. Отрасль ощущает рост объемов рынка (сразу несколько директоров рассчитывают, что он увеличится в 2 раза). Однако предпосылок для возвращения к докризисным объемам, по солидарному мнению, нет. Зато некоторые, несмотря на умеренно позитивные тенденции, видят предпосылки для дальнейшего снижения производства. К примеру, генеральный директор ЗАО «Электроконтакт» Алексей Трояновский рассказал, что с каждым годом отечественное автомобилестроение демонстрирует все меньший спрос на продукцию предприятия, отдавая предпочтение импортным комплектующим. Денис Шуляев тоже признал, что конкурировать с иностранцами трудно и при сохранении нынешнего положения вещей отечественные предприятия будут постепенно выталкиваться из своих ниш. В этой ситуации одним из путей выживания стало освоение новых направлений деятельности. Так, «ВСМЦ» завершает переговоры о поставке дверных профилей для автомобилей Renault, собираемых на заводе «Автофрамос». Некоторые предприятия довольно сильно обновили круг партнеров. Однако и здесь зачастую приходится сталкиваться с трудностями, спровоцированными кризисом. В частности, под новые проекты порою необходимо привлекать кредиты, однако банки зачастую отказываются даже рассматривать возможность кредитования машиностроения. Денис Шуляев рассказал, что до недавнего времени банки отказывались давать деньги даже под госгарантии (данная проблема была затронута на совещании Павла Конькова с руководителями банков 29 января). В довершение всего с наступлением кризиса практически исчезла такая вещь, как долгосрочные контракты, и предприятия в массе своей живут одним днем — от заказа до заказа. Очевидно, что говорить о каком-либо развитии отрасли в данной ситуации не приходится — быть бы живу. Владислав Волотко
04 Февраля 2010, 09:33 +110

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...