Быть или не быть?

Переполох в среде арендаторов вызвала грядущая приватизация муниципальной собственности. Но если для одних это просто дополнительная головная боль, то для других – прямая угроза существования. Среди вторых немало предприятий, которые относятся к сфере бытового обслуживания – парикмахерские, ремонтные мастерские, швейные салоны. Пущенные в свое время в свободное плавание по волнам рыночной экономики, они умудрились выжить и сохранили для горожан свои услуги. Сумеют ли выстоять теперь? И если нет, чем грозит городу их исчезновение? Об этом размышляют руководители таких предприятий.

Тамара Медкова, директор ООО «Маяк-МБ»:

- У нас две мастерские по ремонту обуви. Одна занимает площадь 100 м2, другая – 78 м2. Эти помещения изначально предназначались для обеспечения горожан услугами по ремонту обуви. И мы организовали настоящие комфортабельные салоны: стоят столики, стулья, можно посидеть и подождать, если ремонт срочный. Установлено великолепное польское оборудование, работают высококвалифицированные специалисты, которые прошли школу мастерства на фабрике «Трудовая коммуна» и при объединении «Ивоблобувьбыт».

Все это мы сохраняли в течение 10 лет. Нашими услугами пользуется более двух тысяч человек в месяц. К тому же мы добросовестно платим налоги, поддерживаем достойный уровень зарплаты работников.

Что будет после приватизации? Мы не сможем принять участие в аукционе – нет средств. А поскольку бытовое обслуживание – дело неприбыльное, вряд ли новые хозяева захотят сохранить этот вид деятельности. Значит, на месте мастерских появятся залы игровых автоматов или магазины.

Считается, что ничего страшного не произойдет. Свято место пусто не бывает, рынок все расставит на свои места. Но в городе не останется больше ни одной стационарной мастерской. Останутся ларьки да сараи, в которых ютятся частники. Это не что иное, как возвращение к кустарному производству.

Еще вопрос, будут ли частники заниматься детской обувью, пойдут ли навстречу пенсионерам, для которых мы делаем 50-процентную скидку. И станут ли показывать все свои доходы и зарплаты нанятых работников?

Не хочется думать, будто городская администрация безразлична ко всем этим проблемам. А решить их нетрудно. Для нас идеальный вариант: льготный кредит на 3 года.

Людмила Павлюченко, директор ООО «Экспресс-фото»:

- Казалось бы, у нас в городе чуть не на каждом углу оказывают фотоуслуги, однако художественный фотосалон остался один – это наш салон на улице Горомобоя. Все остальные делают только фотографии на документы.

Вы скажете, что сегодня практически в каждой семье есть фотоаппарат. Но снимки любительские и профессиональ-ные – это две большие разницы. Не случайно со всего города к нам едут люди, семьями и в одиночку. Значит, такая услуга востребована.

В то же время разбогатеть на этом невозможно. У нас была аренда с правом выкупа, но за 10 лет мы ничего не накопили и не сумели выкупить самое большое помещение, где и находится салон. Теперь оно пойдет с молотка. Претендентов будет немало, ведь помещение находится в самом центре города. Новые владельцы наверняка займутся делом более прибыльным. А город останется без художественного фотосалона. Уберечь его можно, и выход есть – если нашему ООО как добросовестному пользователю будут предоставлены льготы при приватизации.

Наталья Плеханова, руководитель авторского швейного салона:

- Нам говорят: выкупайтесь. А была ли у нас возможность хоть что-то скопить? В 1998 году мы получили аварийное здание: стены в грибке, потолки обрушены, кругом непролазная грязь, которую вывозили КамАЗами. За прошедшие годы вложили в него около 37 тысяч долларов. Причем без учета инфляции. Создали до 30 новых рабочих мест плюс на дому шьют около 50 человек. Я уж молчу о том, что все наши семьи здесь работают.

Хотя предприятие постоянно растет, мы не успеваем за увеличением цен на энергоносители, тарифов на коммунальные услуги, стоимостью аренды. Да еще в полтора раза повысили налог на вмененный доход. О серьезной прибыли нет и речи – лишь бы выжить. Ведь в бытовом обслуживании трудозатраты на один рубль очень большие, и труд каторжный, ни в какое сравнение не идет с игровым бизнесом. Похоже, идет целенаправленная политика вытеснения местного бизнеса.

Кроме финансовой растерянности, у меня чувство гражданской обиды. Смею думать, что мы не только оказываем услуги населению, но и вносим свой вклад в культуру. Кстати, в свое время мэрия дала карт-бланш на открытие авторских салонов. Теперь они стали не нужны?

Между тем схемы приватизации помещений, которые занимают предприятия бытового обслуживания, есть. Например, в Москве в 2003 году никакого аукциона не проводилось. Комиссия определила коммерческую цену помещений, и на эту сумму дизайнерам был предоставлен долгосрочный кредит на 15 лет. Более того, в выкуп были зачтены средства, выплаченные за аренду помещений. Московские дизайнеры вообще работают под патронажем мэра Лужкова. А у нас об этом не может идти и речи. Наоборот, город как будто старается нас выжить.

В аналогичном положении оказались практически все бытовики, арендующие муниципальную собственность. Ситуация осложняется отсутствием в некоторых районах других предприятий, оказывающих такие же услуги. Например, при всем обилии парикмахерских та, которая находится в здании фабрики «Красная Талка», оказалась единственной, обслуживающей большой район.

И проблема не только в этом. На первый взгляд кажется, что в Иванове полным-полно предпринимателей, которые ремонтируют обувь и бытовую технику, делают фотографии, выполняют стрижку и завивают волосы. Среди них, разумеется, есть настоящие мастера, но их единицы. А ютятся они в основном по закуткам и киоскам. Резонно задать вопрос, можно ли на крошечном пятачке разместить хорошее оборудование? Да и задача у большинства частников несколько иная: вложить поменьше – получить побольше. Поэтому ивановцы предпочитают обращаться в солидные предприятия бытового обслуживания с профессиональным персоналом. Хоть их и немного, но они пока еще остались.

Выживет ли сфера быта в очередной раз?

Людмила Котляр

17 Февраля 2005, 12:01 +54

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...