Чем же мы ранены?

Не менее любопытна и сама театральная жизнь, хотя мы о ней не так много знаем. А если говорить об истории нашего ивановского театра, то не знаем и вовсе. Поэтому многолетний исследовательский труд заслуженного учителя России, обладательницы городской премии «Триумф», педагога Ивановского училища культуры Натальи Шутовой — это редкий источник. А ее новое издание «Мы все смертельно ранены театром» — очередной вклад в наше краеведение и историю театрального искусства России. На вопрос о том, почему она занялась историей театра, Наталья Юрьевна ответила: «В конце 90-х годов в училище культуры был замечательный театровед Людмила Григорьевна Степашко. Но, когда она ушла в Шуйский госуниверситет, встал вопрос о необходимости нового учителя. Поскольку я преподавала актерское мастерство, выбор пал на меня. Я поехала в московскую театральную библиотеку, затем изучала архив музея Бахрушина, искала материал в питерской всероссийской театральной библиотеке… И, читая материалы о столичных актерах, нашла массу информации об ивановских, шуйских, вичугских артистах. Я подумала, что нужно преподавать нашим студентам и нашу театральную историю — это не только нам близко, но и очень интересно. Надо знать свои корни. За десять лет у меня накопилось много материалов». Всерьез увлеченная театром и его историей, Наталья Шутова изучила газетный фонд при научной библиотеке («Рабочий край» с 1919 года), а также пользовалась «живыми» воспоминаниями и подаренными ей личными архивами старых театралов. К примеру, много любопытного ей поведала внучка поэта Ноздрина и дочь актера Федора Дробинина (Карл Гаффнер) Ирина Карловна Гаффнер, она же передала старые программки, фотографии. Другой ценный информатор — актриса ивановского драматического театра Клавдия Сергеевна Отяковская, игравшая еще в 30-х годах прошлого века (!), а ныне проживающая в Доме ветеранов сцены в Санкт-Петербурге. Свой семейный архив Шутовой передал Борис Васильевич Плесский (преподаватель ИГТА), чьи родители — В.Павлов и А.Плесская — были актерами ивановского театра. «В 50-60-е годы прошлого века историю ивановских театров хотели написать актер Герман Савельев и краевед Юрий Глебов, — рассказывает Наталья Юрьевна. — Глебов даже публиковал небольшие театральные заметки в «Ленинце». Известно, что они собрали много материала и был даже план изданий по разным театрам. Но знаменитый «архив Глебова», который, по словам дочери Савельева (она работает в отделе театральной критики Союза театральных деятелей в Москве), должен был находиться в ивановском СТД, бесследно исчез… Иногда всплывают лишь отдельные фотографии из него»… Получается, что сегодня Шутова делает то, что не успели воплотить Глебов с Савельевым. И ей обидно слышать досужие сплетни о том, что она является обладательницей тех самых глебовских архивов, поэтому и пишет книги. Историю ивановских театров она собирает по крупицам, порой находя ценную информацию даже на помойках (к примеру, там были обнаружены афиши театра за 1934 год)… Впрочем, глебовско-савельевский план, который включает перечень необходимых книг об ивановских театрах, ей известен, и она хочет ему следовать. Еще бы, в Ивановской области было семь театров, которые мы уже потеряли. Оказывается, был Шуйский драматический театр (1918-1951 г.), театр Литературно-музыкально-драматического общества, профессиональный Театр юного зрителя, народный театр Демидова, театр профсоюзов ОСПС и др. «У нас богатая театральная история, — утверждает Наталья Шутова. — Наш город не был серой провинцией, сюда приезжали работать прекрасные актеры и режиссеры. Многие таланты были просто сосланы в Иваново во времена сталинских репрессий». Наталья Юрьевна была автором цикла газетных статей о репрессированных актерах — «Без вины виноватые». А в 2002 году выпустила свою первую книгу о театре — «Опустевшие подмостки, отшумевшие миры», которая рассказывала о судьбе ивановских театров и актеров в 40-50-е годы прошлого века. Чтобы заработать на это издание, Наталья Шутова в 2001 году прочитала огромное количество лекций по имиджу, которые были востребованы в коммерческих структурах. Тираж в 200 экземпляров был выпущен на деньги автора и разошелся в качестве подарка студентам, журналистам, пишущим о театре, и городским библиотекам. Спустя некоторое время в одной из библиотек сказали: «Эту книгу зачитали до дыр», а в «научке» признались: «Вашу книгу украли… У нас такое бывает крайне редко». Книга тихо была одобрена в культурных и административных кругах. Педагог училища культуры полтора года издавала газету «Театромания». Тоже на личные средства. И тоже многие говорили: «Нужное дело!» И тоже никто не помог финансово. А когда газеты не стало, посыпались звонки: «Когда же выйдет следующий номер?»… Шутова — упорная. Она не может оставить дело, которому отдала много лет, душевных и физических сил. Поэтому она задумала целую книжную серию, названную «Театр, который мы потеряли». Первая ее часть недавно увидела свет. Издание «Мы все смертельно ранены театром» (история Иваново-Вознесенского советского драматического театра) дает представление о том, кто и как работал на ивановской драматической сцене со дня основания театра в 1918 году до того момента, как театра не стало, то есть до 1929 года. Объем издания небольшой, но читать его интересно. Приятно узнавать, что у нас творили такие талантливые, зачастую прославившиеся и на «большой сцене» актеры, как Владимир Синицын, Сергей Орский, Илларион Певцов, Олег Фрелих, Августа Миклашевская, Александра Перегонец, Наталья Вербинина, Василий Павлов, Анатолий Добкевич и другие. У многих артистов была трагическая судьба, но они оставили светлый след в душах зрителей и в театральном отечественном искусстве. Любопытно изучить и театральный репертуар тех лет, газетные рецензии, документы и свидетельства, которые тоже собраны в книге и позволяют почувствовать дух ушедшей эпохи. Тогда, к примеру, билеты в театр стоили от 20 копеек до рубля, артист получал 75 рублей зарплаты, а театральные журналисты брали псевдонимы — Квадрат, Уриэль, Св.Ярополк… А главное — в театре всегда было много зрителей. По словам Натальи Юрьевны, ей уже написана и «отлеживается» в черновике книга про ТЮЗ, собран материал про Шуйский драматический театр. Опять идти безрезультатно искать деньги на издания ей, откровенно говоря, не хочется. Кто должен этим заниматься? вопрос риторический. Как и другой: почему она, так много знающая об ивановском театре, не была приглашена преподавать историю театра на специально набранных курсах актеров драматического театра при училище культуры? Ну тогда уж и последний вопрос: почему мы не умеем вовремя оценить важное и нужное? Нам же самим нужное. Татьяна Хейфец
02 Декабря 2009, 11:34 +497

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...