Числом или уменьем?

В последние недели ушедшего года внимание общественно-политических сил области привлек, казалось бы, уже решенный вопрос: сколько депутатов должно быть в Законодательном собрании следующего созыва?

Интерес самих депутатов и желающих ими стать, а также политических партий к этой проблеме понятен: статус областных парламентов возрастает, вскоре ЗС будет принимать решение о назначении губернатора, а поэтому становится более серьезной силой в регионе. И желающих стать политиками лишь прибавляется. Интерес рядового жителя области в другом: сколько еще денег из бюджета потребуется на содержание новых народных избранников?

В соответствии с действующей редакцией пункта 1 статьи 44 Устава Ивановской области, в 2006 году ЗС следующего, четвертого созыва будет состоять из 48 депутатов. Половина из них должна быть избрана по партийным спискам, а другая половина – по одномандатным избирательным округам. (Это положение записано в Уставе области, но в силу оно вступит уже в следующем созыве. Сейчас в ЗС 35 депутатов.) Однако далеко не всех, как оказалось, эта цифра устраивает. 48 - нечто среднее между личным желанием нынешних депутатов остаться у власти и разумным требованием работать не числом, а уменьем. После того, как Президент РФ подписал Закон о формировании областных парламентов с участием не менее половины депутатов по партийным спискам, сегодняшние 35 депутатов попытались сразу же «зарезервировать» себе места и предложили избрать в ЗС следующего созыва 70 человек. Но, поняв, что это уж слишком, остановились на цифре 48. Судя по всему, компромисс оказался временным. Выборы приближаются – аппетиты растут. Как стало известно, уже в самое ближайшее время в областном парламенте намерены рассмотреть четыре законодательные инициативы, касающиеся численности депутатов.

Первая, внесенная группой депутатов, в которую вошли уже беспартийные Кабанов, Мельников, а также лидер СПС Колесов и еще 8 человек (всего 11) предполагает, что депутатов будет 48, половину из которых предлагается избрать уже не по одномандатным, а по многомандатным округам. Разница в том, что при таком порядке больше шансов быть вновь избранными у «раскрученных» нынешних депутатов.

Второе предложение, внесенное депутатом Сергеем Вальковым: ЗС должно состоять из 70 депутатов. Шансы переизбраться заново возрастут при этом еще более не только у самого Сергея Валькова, но и у всех 35 нынешних депутатов ЗС.

Третий вариант, предложенный губернатором Владимиром Тихоновым, предполагает, что в областном парламенте будет всего 24 депутата, все они будут избираться по партийным спискам и работать на постоянной основе. Вариант для налогоплательщиков приемлемый, но вопрос, к сожалению, решают не они.

Четвертый вариант, исходящий от фракции «Единая Россия», заключается в следующем: ЗС количественно почти не растет - 36 депутатов, три четверти (28 человек) из которых избирались бы по партийным спискам, остальные 8 – по многомандатным округам.

Есть, правда, еще одно предложение, озвученное депутатом ЗС Кабановым: в областной парламент должны входить аж 200 (!) депутатов по образцу существовавшего в советские времена областного Совета. Довольны будут все политики. Недовольны – все остальные. И причина того – одна, но весомая: денег на всех не хватит.

Давайте посчитаем.

Казалось бы, можно согласиться с доводом С.Валькова, который утверждает: если депутатов в ЗС много, то «повышается уровень компетенции ЗС, его работоспособности и снижаются возможности коррупции и манипулирования депутатским корпусом». Но можно и по-другому на это взглянуть: уровень работоспособности и компетенции зависит не от количества, а скорее от дисциплинированности и порядочности депутатов. Чем мельче сито отбора депутатов, тем будет качественнее состав ЗС.

Увеличение числа депутатов неизбежно повлечет за собой рост расходов на содержание народных избранников и обеспечение их деятельности. Как известно, в бюджете Ивановской области на 2005 год на содержание ЗС предусмотрено 24 млн 771,5 тыс. рублей. Эти деньги идут на обеспечение деятельности 35 депутатов, их помощников и аппарата ЗС. По расчетам экспертов, если депутатов станет 48, то даже без учета инфляции и роста тарифов на их содержание нужно будет уже 52 млн рублей! На оплату труда депутатов и их помощников при этом пойдут 27 млн рублей, на услуги связи – почти 2 млн, на зарплату аппарата ЗС – свыше 10 млн рублей. Остальные миллионы - для ремонта и оборудования новых кабинетов, покупки оргтехники, автотранспорта и т.д., и т.п.

Кстати, потребуются новые кабинеты, так как их катастрофически не хватает уже сейчас. При том, что далеко не каждый из 35 нынешних депутатов работает на постоянной основе. Если же каждый из будущих 48 депутатов захочет работать именно таким образом, то расходы могут вырасти до совершенно непредсказуемых цифр. Отказать же депутату в праве перехода на постоянную работу в ЗС никто не вправе: закон гарантирует всем народным избранникам равные права.

Новые кабинеты можно получить только за счет выселения из старинного особняка на ул. Пушкина, 9 всех других организаций. Сейчас там располагаются областная избирательная комиссия, областной комитет по управлению госимуществом, областной комитет ветеранов, антимонопольный комитет и др. Переселение в другое помещение, смена документов и т.д. – все это дополнительные расходы, не отраженные в приведенных выше цифрах.

Таким образом, увеличив число депутатов на треть, мы получаем увеличение расходов бюджета более чем в 2 раза. Правда, в администрации области называют куда большую цифру по сравнению с этой – свыше 80 миллионов рублей затрат на «сорокавосьмиместный» ЗС. Если же число народных избранников достигнет 70 человек, то сумма на их содержание возрастет в геометрической прогрессии.

А ведь деньги в областном бюджете не возникают ниоткуда. Эти деньги – налоги, которые платят и бюджетники, и частные предприниматели, и крупные предприятия. И каждый из нас – в виде подоходного налога с зарплаты. Налогоплательщики имеют право знать, что делают живущие за их счет депутаты для улучшения экономической и социальной ситуации в области. И требовать учета интересов предпринимателей при утверждении ставок региональных налогов, увеличения финансирования социальных программ, а вовсе не новых машин и кабинетов для депутатов.

Оптимальным представляется предложение избирать столько депутатов, сколько их сейчас есть. С одной стороны, расходы останутся примерно на том же уровне, что и сегодня. Оставить все как есть с учетом требований Федерации к укреплению власти – не только выгода «Единой России», как о том говорят. В этом заинтересованы все партии, начиная с Промышленной заканчивая ЛДПР и КПРФ. Кроме разве что тех, которые не имеют шансов на поддержку населением области.

Остается надеяться, что среди нынешних депутатов во время рассмотрения этого вопроса возобладает здравый смысл. Тем более, что многие из них – руководители предприятий или фирм, и хорошо умеют считать.

Анна Семенова

25 Января 2005, 11:14 +155

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...