ЧТО ДОРОЖЕ ДЕНЕГ?

«И не хочу я быть вашим абонентом! - кричала в офисе одного из ивановских операторов раскрасневшаяся от гнева дамочка. – Ваша сим-карта у меня не идет! Так что забирайте! Я только вчера новый телефон купила, не мог же он сломаться?!» Некрасивая сцена длилась уже минут пятнадцать, и никто из сотрудников не мог не то чтобы переубедить гневливую посетительницу, но даже попытаться вставить хоть слово.

Но буря улеглась так же внезапно, как и началась. Женщина швырнула на стол сотрудника компании сим-карту и, развернувшись на каблуках, которые жалобно пискнули под ее весом, стремительно вылетела из офиса, не забыв при этом громко хлопнуть дверью. В помещении еще пару минут молчали, но потом день пошел своим чередом: к девушкам-операторам подошли поджидающие своей очереди клиенты, а злосчастную «симку» подобрали и отдали менеджеру. Все стало на свои места, и только красные пятна на щеках девушки-оператора напоминали о том, что недавно здесь бушевала гроза.

Получилось так, что через три дня мне понадобилось опять прийти в офис компании: я потеряла свою сим-карту, и нужно было ее восстановить. Подходя к офису сквозь стеклянные двери я увидела давешнюю дамочку и уже было решила развернуться, чтобы не оказаться свидетелем очередной истерики несдержанной клиентки, но поняла, что дамочка ведет себя совершенно по - другому. Любопытство взяло верх, и я вошла в офис.

Оказалось, что женщина пришла… покупать мобильный телефон с подключением. Но на этот раз она вела себя как нормальный человек: спокойно прошла процедуру оформления документов, заплатила деньги и вышла. Я не удержалась и спросила у девушки-оператора: что же с этой дамой случилось?

Нужно отдать должное – сотрудница компании не сказала ни слова упрека в адрес несдержанной посетительницы. Да и, по словам менеджера компании «Би Лайн GSM» (теперь уж можно назвать место, где все происходило), такая ситуация случается довольно часто. Приходит человек подключаться со своим телефоном, а он – мало того, что несертифицированный, да еще и «лоченый», то есть заблокирован для работы только в одной сети (от англ. «lock» - замок). И хорошо, если российской, а то ведь чаще всего какой-нибудь европейской, арабской или китайской. И остается два пути: либо менять телефон, либо – место жительства…

Один «серый»,

другой – «белый»

Жили у бабуси два веселых… мобильника. Один «белый» – сертифицированный, не «лоченый», приобретенный у официального дилера, с гарантией и адресами сервисных центров. Второй – «серый»: незаконно ввезенный на территорию России, «разлоченный» (разблокированный), недорогой, без гарантийного обслуживания и с плохо отпечатанной инструкцией по применению на корявом русском языке. Но бабусе было совершенно на все это наплевать, потому что она телефонами не пользовалась – боялась новых технологий. Поэтому относилась к ним одинаково. А вот если бы она пользовалась, то разница бросилась бы в глаза…

Какая? Противники несертифицированных телефонов считают, что они отличаются от сертифицированных абсолютно всем в худшую сторону. Качество, безопасность, возможности – все на порядок ниже.

Защитники «серых мобил» уверены: разница между сертифицированными и не сертифицированными телефонами невелика. В пределах 10-30 долларов.

Откуда ноги растут?

«Серые» (несертифицированные) аппараты, которые попадают в нашу страну и, соответственно, в наш город, можно разделить на несколько категорий:

- аппараты, произведенные для какого-то конкретного оператора (их так и называют - «операторские»);

- телефоны, произведенные для Украины, Польши, Белоруссии, но не имеющие SP-lock-а (блокировки на одном операторе); русскоязычные и в оригинальной упаковке.

- телефоны, изготовленные в Эстонии или Англии, не имеющие привязки к оператору, русскоязычные, в оригинальной упаковке;

- аппараты, изготовленные для стран дальнего зарубежья. Они не русифицированы, зачастую привязаны к какому-либо оператору.

Все вышеперечисленные телефоны - «серые» по своему происхождению. И к «белым» (с гарантиями, русификацией и прочими прелестями, которые поднимают стоимость одного и того же телефона всего лишь на 10-30 долларов, но снимают массу проблем, включая, поиск мастерской, где аппарат отремонтируют. – И.А.) отношения не имеют. Однако и к «лоченым» - «заблокированным» тоже относятся не все.

Блочная система

Откуда появляются несертифицированные телефоны – понятно. Их вывозят, чтобы не платить налоги. А вот каким образом телефоны становятся «лочеными»? Ведь несертифицированный еще не значит «заблокированный» для работы в одной сети. К слову сказать, заблокировать аппарат можно и сертифицированный. Смотря для каких целей. Но у нас речь о другом.

Первый раз компании-производители и операторы сотовой связи объединились в борьбе именно с несертифицированными «лочеными» аппаратами на территории России еще в 2001 году. Тогда в Москве, в Мариотт-отеле, собрались представители крупнейших компаний - Seimens, Samsung, Nokia и других наиболее популярных в России (да и во всем мире) телефонов и операторы мобильной связи. Они, в частности, констатировали, что в Россию хлынул поток телефонов, которые приобретаются на рынках стран Запада и Востока.

Схема проста. Зарубежный оператор приобретает у производителей мобильных телефонов партию товара по сниженным ценам, которые блокирует для использования в своей сети, а затем предлагает их потенциальным покупателям по цене ниже закупочной. Таким образом, операторы обеспечивают себе приток абонентов. «Пусть телефон продан с убытком для себя, - рассчитывают операторы, - однако эти деньги вернутся много раз в качестве оплаты телефонных разговоров». Собственно говоря, так оно и происходит, если телефон остается в стране. Если же телефон отправляется в Россию (или любую другую страну), то оператор автоматически теряет уже потраченные на приобретение телефона средства и возможные доходы. Естественно, что пропадает заинтересованность в приобретении крупных партий у производителей, которым в свою очередь такое положение дел тоже не по нраву.

Правда, с тех пор многое изменилось. К примеру, в некоторых странах Запада покупатель подписывает с оператором договор, по которому, если он продает или теряет мобильный телефон, который был приобретен со скидкой, то должен оператору возместить… полную стоимость телефона! Но это – у них, не у нас.

А что же происходит с телефоном? У него – два пути. Если его купил отдельно взятый турист, в подарок, привез на родину и попытался подключить, то телефон, естественно, откажется работать в ЛЮБОЙ сети ЛЮБОГО оператора. И свою жизнь телефон, как правило, заканчивает либо в мусорном баке, либо в игрушках у ребенка. Если, конечно, в друзьях у любителя халявы нет Левши, способного иноземную «блоху» «подковать».

Второй путь – криминальный. Группа лиц приобретает мобильные телефоны, будучи прекрасно осведомлена о том, что они – «лоченые». Эти телефоны они могут продать радостному российскому лоху по цене ниже рыночной в первозданном виде (и тогда судьба телефона похожа на вышеописанный случай) или, предварительно сменив прошивки (перепрограммировав), загнать его уже по цене практически рыночной, но с небольшой скидкой. Последнее – самый желательный вариант для покупателя, потому что тогда его пусть «серый», пусть «разлоченный», «перепрошитый», но РАБОТАЮЩИЙ в любой сети аппарат все-таки оправдывает расходы на себя.

Кстати, по поводу перепрошивки аппарата народными умельцами существует несколько версий. Официальные производители телефонов считают, что «перепрошитые» телефоны потенциально… вышедшие из строя. В свою очередь «серые» дилеры считают, что шанс «глючить» (работать с перебоями, ломаться) есть у каждого телефона. Медики видят в несертифицированных (вне зависимости от того, «перепрошиты» аппараты или нет) телефонах опасность для здоровья потребителей: каждый аппарат обладает определенным радиационным полем, которое влияет на здоровье человека. Аппараты, которые прошли сертификацию (к слову сказать, для каждой страны – свои требования по безопасности), не наносят ущерб здоровью потребителя. Операторы утверждают, что вообще не стоит связываться с «серыми» аппаратами: себе дороже.

Но люди тем не менее с завидным упорством приобретают эти телефоны. Почему?

По незнанию. Как-то наблюдала ситуацию, как в одном столичном салоне связи продавец специально клеил на коробочку с телефоном надпись на английском. Надпись гласила, что телефон «лоченый». На мой вопрос, берут ли телефоны, мне ответили: а как же! Надписей вон сколько, значит – родной. Особенно берут приезжие!

Специально. Путь новинки мобильного рынка к российскому потребителю – долог и тернист. Хочешь быть остромодным – покупай «серый» телефон.

От безденежья. Телефон очень хочется, но денег либо не хватает, либо «жаба душит» - жалко. Поэтому покупка «серого» телефона с возможностью сэкономить энную сумму (не такую уж и большую) воспринимается на «ура».

Мне жаль первых. Здесь явное нарушение прав потребителей. Остальные получают по заслугам.

Каков же вывод?

«Серый» телефон не имеет отношения к «растаможенному» или «нерастаможенному», как считают многие пользователи. Это продукция, ввезенная неофициально. Незаконный ввоз позволяет уменьшить налогообложение и в конечном счете, получить большую прибыль за счет высоких продаж при более низкой, в сравнении с официально ввезенной продукцией, цене.

«Серый» телефон просто предназначен для использования в другой стране (НЕ РОССИИ) и, естественно, не подлежит гарантийному обслуживанию.

«Серые» телефоны можно рекомендовать тем, кто:

.гонится за дешевизной

.стремится приобрести новинку раньше других

.готов при поломке аппарата чинить его за свой счет у умельцев (многие сервисные центры откажут вам в обслуживании даже за деньги)

.не боится сюрпризов аппарата, который может быть «лоченым» - запрограммированным на работу с определенным оператором (перед продажей его «разлочивают»: снимают блокировку, однако при этом в большинстве случаев нарушаются многие функции телефона)

Признаки «серых» телефонов:

.цена ниже на 20-50 долларов, чем на те же аппараты у другого продавца

.есть надписи или этикетки с названиями зарубежных операторов сотовой связи (например, Viag Intercom, E Plus, Orange и.т.п.) на коробке, самом аппарате, под батареей

.нет логотипов: ССЭ и РСТ на коробке, под батареей на корпусе

.меню не русифицировано

.инструкция для пользователя – ксерокопия или полноценный вариант, но без русского текста

.гарантийный талон не обеспечивает обслуживание в сертифицированном сервисном центре.

Что выберете вы, мы не знаем. Обстоятельства, желания и мечты у всех разные. Но сказать хотелось бы об одном: в любом случае помните, что покупаете вы себе друга и помощника, который, по идее, должен оставаться с вами рядом на долгие годы.

И не известно, как повернется жизнь. Может быть, вы будете абонентом компании «Би Лайн GSM», а может, смените оператора. Может, с этим телефоном будете ходить сами, а может, его у вас заберет дочь-подросток. Может быть, вы захотите подарить его любимому человеку. И пусть лучше вы будете иметь гарантии к своему мобильному другу. Это возможно только с телефоном, который приобрели по официальным каналам. 10-30 долларов - сегодня уже не деньги. А ваше здоровье, счастье и спокойствие – дороже всего на свете.

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВА

25 Февраля 2004, 14:26 +68

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...