Что нам гарантирует гарантийный срок

Прокомментировать эту схему мы попросили ведущего специалиста отдела потребительского рынка ивановской мэрии Александра Коновалова.

- Прежде всего потребителю надо знать, кто вправе устанавливать гарантийный срок. На схеме это четко видно: основное право принадлежит изготовителю. Продавец может лишь продлять срок, определенный на производстве. Но ни при каких условиях не имеет права его уменьшить. Однако на практике часто встречаются нарушения. Как правило, их не бывает при продаже сложной бытовой техники, а вот покупая сотовый телефон, надо быть настороже. Возможно, не все знают, что фирмы, выпускающие «мобильники», как правило, устанавливают гарантийный срок не ниже одного года. Но некоторые продавцы снижают его до 6 месяцев. Причем при продаже гарантийный талон изготовителя не предоставляют. А это – первый признак недобросовестности торговых работников.

Нередко покупателям продают «левый» товар. Сразу назову номер московского телефона службы по борьбе с фальсификацией: (095) 928-09-93. По нему можно узнать, внесен ли ваш товар в список продукции той или иной фирмы. Но все остальные проблемы, в том числе и связанные с гарантийным сроком, проще решать на месте. Типична, например, такая ситуация: спустя 6 месяцев сотовый телефон выходит из строя. В ходе экспертизы выясняется, что телефон нелегальный. Продавцы начинают разводить руками: мол, мы не при чем, да и срок уже истек. Закон классифицирует их действия совершенно определенно: непредоставление полной и достоверной информации о товаре. Это значит, что покупатель вправе требовать полного возмещения материального ущерба или замены товара. Независимо от того, истек гарантийный срок или нет.

Есть еще одна тонкость: гарантийный срок, установленный изготовителем на какое-либо изделие, относится и ко всем его комплектующим. Порой потребителя вводят в заблуждение, утверждая, будто на какие-то детали гарантия не устанавливается. Так, некоторые продавцы отказываются рассматривать претензии покупателей по хлебопечке, если у нее выходит из строя ремень привода. Объясняют, что это трущаяся деталь, поэтому на нее нет гарантии. Однако я уже сказал, что гарантийный срок дается на товар в целом, значит, распространяется на каждую деталь в отдельности.

Другой вопрос – имеет ли потребитель какие-либо права, если гарантийный срок не установлен изготовителем. При обнаружении неполадок, недоделок претензии можно предъявлять в течение двух лет. Однако следует иметь в виду, что в этом случае бремя доказательства заявленных недостатков ложится на плечи самого покупателя. То есть он должен провести экспертизу за свой счет. Если результат экспертизы будет для него положительным, продавец обязан не только удовлетворить претензии, но и возместить потребителю расходы по экспертизе.

В законодательстве не определен порядок действий: куда должен сначала обратиться потребитель – к продавцу или в экспертизу. Но на том основании, что покупатель не сообщил о своих намерениях, продавцы порой отказываются возмещать расходы на проведение экспертизы и начинают тяжбу. В итоге суд все равно выносит решение в пользу потребителя, но стоит ли зря тратить время и нервы. Лучше сразу написать претензию продавцу. Тем более что часто, как показывает практика, дело решается мирным путем. Особенно, если недостаток товара очевиден.

В схеме прописаны и ситуации, касающиеся продления гарантийного срока. Он автоматически продляется на все время ремонта, а при замене товара начинается заново. Однако ничего не сказано о праве покупателя требовать на время ремонта подменный товар. Поскольку об этом знают далеко не все, то и пользуются таким правом нечасто. Между тем, если в течение трех дней вам не могут отремонтировать телевизор, стиральную машину или другую сложную технику, то должны предоставить в ваше распоряжение аналогичную. Но только по вашему письменному заявлению. Без этого никто не станет проявлять добрую волю.

В то же время есть перечень товаров, которые не подпадают под этот пункт. К ним относятся все товары медицинского назначения, предметы туалета и товары личной гигиены – электрические фены, бритвы, щипцы, пледы и т. д.; товары, связанные с приготовлением пищи - электрочайники, тостеры, микроволновые печи и т. д.; а также автомобили, мотоциклы, мебель.

А вот сотовый телефон на время ремонта вам обязаны предоставить. Отговорки типа «мы такой услуги не оказываем» незаконны.

Как исчисляется гарантийный срок, в таблице обозначено предельно четко. Мне же хотелось бы сказать о пакетах так называемых программ дополнительного сервиса – ПДС. Дело это добровольное, но в некоторых фирмах ПДС буквально навязывают покупателям, при этом выдавая неполную или неверную информацию. Этим грешит, в частности, фирма «Эльдорадо». Фактически предлагаемые здесь программы не дают покупателям никаких дополнительных преимуществ, так как все предложения вписываются в рамки гарантийных обязательств, установленных изготовителем. Ни о каких сверхнормативных услугах речи не идет, фактически это дополнительное выкачивание денег, ведь ПДС – не такое уж дешевое удовольствие, в зависимости от срока оно может обойтись не в одну тысячу рублей.

Иной подход к ПДС в фирме «Луч» - там эти программы предоставляются покупателям бесплатно, причем их действие начинается уже по истечении гарантийного срока.

И последнее. Обнаружив в течение гарантийного срока недостаток в товаре, вы вправе предъявлять к продавцу любые требования. Как бы он ни настаивал на ремонте, знайте, что это незаконно и может быть вам невыгодно. Вы имеете право либо расторгнуть договор купли-продажи и требовать возвращения полной стоимости покупки, либо настаивать на замене товара на аналогичный (или другой с перерасчетом цены), либо договориться о предоставлении скидки на товар с дефектом. Как именно поступить, никто диктовать не вправе, выбирать – только вам, в соответствии с законом о защите прав потребителя.

Подготовила Людмила Котляр

25 Января 2005, 15:05 +185

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...