Что нам стоит дороги строить

На прошлой неделе итоги своей работы за 2002 год подвело управление «Ивавтодор». Казалось бы, дорожную отрасль ивановские СМИ вниманием в последнее время не обделяли - поводов было достаточно. Кроме уж совсем общего места о плохом состоянии дорог в области, широко осветили и уголовное дело против бывшего руководства управления, в том числе против экс-спикера ЗС Владимира Гришина, и вскрытие финансовых нарушений при строительстве моста через Волгу, и решение суда об отнесении 22 ДРСУ к федеральной собственности. Но итоговое совещание управления не вызвало у журналистов большого интереса, а зря: подведение итогов в «Ивавтодоре» получилось весьма познавательным. Может, несколько поэтично для чиновника, но точно по сути определил настроение сидящих в зале начальников ДРСУ заместитель главы администрации области Владимир Стариков - «чувствуется напряженность в сердцах». Эта напряженность в первую очередь была связана с уже упомянутой передачей ДРСУ в федеральную собственность, но об этом позднее. Сначала об итогах года.

О «негосударственном подходе»

Как оказалось, мощности дорожной отрасли региона загружены всего на 27%. ДРСУ не хватает заказов, чтобы сделать свой бизнес рентабельным. Заказов не хватает по вполне понятным причинам. Главный заказчик – администрация области, а денег в бюджете, как известно, почти нет. Из запланированных в бюджете 476 млн рублей в территориальный дорожный фонд в прошлом году поступило 353 млн рублей (74%). Виной тому – кризис промышленности в регионе и недисциплинированность налогоплательщиков. Почти половина полученной суммы потрачена на содержание 3,5 тысяч км областных дорог. Также отремонтировано 10% дорог области и два моста.

Из федерального бюджета на счета территориального дорожного фонда поступило в прошлом году 733 млн рублей. Подавляющая часть этих денег ушла на строительство кинешемского моста. На оставшееся отремонтировали 20 км транзитных дорог в муниципальных образованиях, в том числе в Иванове.

Всего этих заказов, повторюсь, с трудом хватает, чтобы поддерживать дорожные организации в рентабельном состоянии. С убытками в прошлом году сработали 4 ДРСУ. Поэтому администрация области в принципе не скрывает, что лоббирует интересы областных ДРСУ, хотя это и «не государственный подход» (Владимир Стариков). Так и на торгах по подрядам на дорожно-строительные работы, которые пройдут в марте-апреле, чиновники в первую очередь будут обращать внимание на «прописку» ДРСУ. Но с трибуны уже предупреждают, что будут пресекать получившую распространение среди ивановских ДРСУ практику сначала демпинговать и выигрывать на этом конкурс, а потом пытаться обговорить новые условия в договоре.

Плохое качество влетит в копеечку

Самые главные претензии дорожников к самим себе – низкое качество выполняемых работ и низкая требовательность работников управления при приемке работ. На совещании были скрупулезно перечислены факты нарушения ГОСТа и ТУ различными ДРСУ. Один из самых ярких фактов – Лежневское ДРСУ умудрилось укладывать асфальт во время дождя прямо в лужи. Из-за этого у «Ивавтодора» были весьма неприятные объяснения с администрацией города Иванова.

С этого года дорожники будут вынуждены следить за качеством гораздо строже (надеюсь, это не останется лишь оптимистичным заявлением – О.Б.). Во-первых, «Росавтодор» начнет проводить в области контрольные проверки по использованию федеральных денег. К проверкам будут привлечены независимые лаборатории, так что скрыть огрехи под асфальтовым покрытием будет сложно. А от результатов этих проверок будет напрямую зависеть дальнейшее финансирование областных дорожников из федерального бюджета.

Во-вторых, большую опасность в связи с несоблюдением требований по качеству дорожники видят во вступлении в силу с 1 июля этого года федерального закона об обязательном автостраховании. По данным ГИБДД в прошлом году плохое состояние дорог стало причиной 16 ДТП. В этом году эта цифра может значительно возрасти. Страховые компании будут материально заинтересованы в том, чтобы в любом случае найти виновника происшествия, в котором пострадал их клиент. Уже сейчас одна из ивановских компаний набирает штат агентов, которые будут оперативно выезжать на место ДТП и участвовать в составлении протокола. Естественно, эти агенты будут придираться к техническому состоянию дороги. И даже небольшая выбоина, неправильная высота размещения дорожных знаков, не соответствующие ГОСТу светоотражающие характеристики указателей могут стать поводом для судебного иска против дорожных организаций. Представитель ГИБДД весьма настойчиво посоветовал ДРСУ мобильно выезжать на аварии, чтобы иметь возможность влиять на ситуацию непосредственно на месте, а не доказывать потом свою невиновность в суде.

Кстати, претензии к ряду руководителей дорожных организаций уже привели к кадровым перестановкам и самом управлении, где сменилось несколько начальников отделов (в первую очередь отвечающих за финансовую и хозяйственную деятельность) и смещению начальника пока в одном ДРСУ. Последний пострадал фактически за разбазаривание государственной собственности.

Мост в никуда?

Строительством моста через Волгу, как известно, всегда занимались неивановские организации – в нашем регионе нет специалистов по строительству таких крупных мостовых переходов. Повторюсь, что в прошлом году были выявлены нарушения в финансировании этих работ. Летом был проведен тендер, целью которого было выявление новой строительной организации. Выиграли этот тендер ярославцы. Причем заявки, принятые к участию в тендере, по словам Валерия Васильева, расходились в стоимости работ до 500 млн рублей. Именно тендер позволил значительно сэкономить в расходах на строительство. И как с гордостью рассказывают представители «Ивавтодора», теперь в Министерстве экономического развития кинешемский мост ставят в пример рачительного отношения к государственным средствам.

Теперь ивановские дорожники настаивают, что, с точки зрения дальнейшего рачительного отношения к финансам, мост должен быть сдан в этом году. Сохранение строительной инфрастуктуры еще на год обойдется слишком дорого. Но тут, кроме проблемы собственно сроков строительства, возникает и другой весьма каверзный вопрос.

Строительство подходов к мосту началось в 1998 году. Занимается этим Кинешемское ДРСУ-2, которое за эти годы выполнило здесь работы в объеме 81 млн рублей, в том числе освоило 30 млн рублей в прошлом году. Чисто технически проблемы завершить строительство подходов в этом году, по мнению начальника ДРСУ, нет, но есть коллизия юридическая.

Чтобы строить дорогу дальше, надо сначала отвести земли под эти цели. То есть выкупить землю, если она муниципальная или частная, или, допустим, перевести ее из статуса лесной в нелесную, если государственная. Сделать это, сами понимаете, весьма непросто, особенно в нашем бюрократическом государстве (забавно, когда об этом говорят представители самих госструктур). Например, рядом с мостом есть кусок леса первой категории. Решение о переводе такой земли в разряд нелесной принимается чуть ли не на уровне правительства России.

Как заметил Владимир Стариков, в свое время он очень обиделся на заголовок статьи «Мост в никуда» в «Иваново-Вознесенке», но теперь опасается, как бы тот не стал реальностью. Вполне возможно, что в течение года администрации не удастся полностью оформить отвод земель под подходы к мосту. Может так случиться, что съезжать машинам с моста будет просто некуда.

О плате и плаче

Теперь о «напряженности в сердцах». В январе этого года вступило в силу решение арбитражного суда об отнесении 22 ДРСУ к федеральной собственности. Не буду останавливаться здесь на содержании исков и ходе судебного процесса, все интересующиеся могут обратиться к статье «Мы делили «Автодор» (Частнико за ??). Главное, что в итоге. Забавно, но в итоге мы получили подготовку законопроекта о передаче этих самых ДРСУ обратно в областную собственность. Как заявила начальник областного комитета по управлению государственным имуществом (КУГИ) Людмила Королева, с этой передачей «принципиально» согласен Минтранс, законопроект согласован и с территориальным агентством Министерства имущественных отношений. Но как показывает практика, передача имущества из одного уровня государственной собственности в другой – процесс весьма сложный и затяжной. Как прогнозируют в КУГИ, ДРСУ станут областной собственностью не раньше, чем в конце года. Руководство «Автодора» и представители администрации на совещании, как могли, утешили начальников ДРСУ, которые без конца задавали вопросы о том, как же они теперь.

Меня же в этой истории беспокоит следующее. Иск о незаконности закрепления в областной собственности имущества, поданный в отношении ДРСУ, не единственный, который рассматривается и будет рассматриваться арбитражным судом. Я как радетель государственных интересов (в определенной степени), с одной стороны, могу понять терагентство, которое эти иски подает, исходя из того, что имущественные отношения – штука тонкая и документация здесь должна быть такая, чтобы комар носа не подточил. Но с другой стороны, мне, налогоплательщику, эта процедура слишком дорого обходится. Сначала суд, потом оформление документов по внесении ДРСУ в реестр федеральной собственности, закон о переходе их в областную собственность и опять же внесение в соответствующий реестр. Над всем этим кропотливо работали и будут работать чиновники, судьи, целые аппараты помощников всевозможного ранга, сами дорожники, исписана куча бумаги, изведены картриджи у принтеров и т.д. и т.п. И все это за мной (в том числе) счет. Я так плачý (почти что плачу) за ошибку, допущенную когда-то этим же самым чиновником.

Но главной «страшилкой», как выразился один из участников совещания, стали данные об объемах будущих поступлений налогов в территориальный дорожный фонд (ТДФ). Судя по цифрам, приведенным В. Васильевым, управлению удастся собрать до осени не более половины средств, запланированных к зачислению в ТДФ. Единственный выход в этой ситуации – получение беспроцентной бюджетной ссуды. В принципе законодатели прописали в законе об областном бюджете текстовую статью о необходимости выделения этих денег. Но когда текст превратится в наличность еще вопрос.

Можно было конечно сказать, ну да Бог с ними, этими дорожниками, у нас самих финансы поют романсы. Но... Напомню цифру, уже мной приведенную – в год в области ремонтируется менее 10% дорог. Вспомнили? Колдобины, кучи гравия, завалы снега зимой, «моря» в межсезонье… мат водителей в любое время года. Вот и приходится переживать за благосостояние наших дорожников. Даже тех, которые умудряются класть асфальт прямо в лужи.

Оксана Болецкая

Кстати

Согласно цифрам, озвученным начальником «Ивавтодора», за январь-февраль этого года в регионе собрано всего 12 тысяч рублей акцизов на нефтепродукты. А запланировано между тем собрать за год акцизов для ТДФ в размере 140 млн рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. Представитель налоговой инспекции попыталась опровергнуть «столь мрачный прогноз», но и ее данные не слишком обнадеживают. Как считают в налоговой инспекции, такой провал платежей по акцизам – явление временное, связанное с недоработками в федеральном законодательстве, по которому плательщиками акцизов становятся только те организации, которые имеют собственные производственные мощности. У нас, конечно, главным плательщиком этого налога должна была стать компания «Славнефть», которая владеет более 70% рынка ГСМ в регионе, но вот незадача – головная компания «Славнефть» в Москве своих производственных мощностей не имеет. Свидетельство на оптово-розничную торговлю ГСМ эта организация смогла получить (соответственно, и акциз начать платить) только с конца января после соответствующих поправок в законодательство. В феврале производное свидетельство получила компания в Ярославле. В общем, избегая лишних подробностей, можно подвести итог – первый взнос по акцизам ивановская «Славнефть» внесет 25 марта. ТДФ, по расчетам налоговиков, получит из этих денег 9 млн рублей. То есть за год получается 81 млн рублей, и уж никак не 140. Правда, в инспекции надеются, что вслед за «Славнефтью» акцизы начнут те продавцы ГСМ, которые закупают топливо у этой компании.

Напомню, что кроме акцизов, ТДФ должен формироваться за счет транспортного налога и части земельного налога. Как констатировал на совещании В. Васильев, пока предоставленная областным законом льгота (50% «скидка» тем, кто заплатит этот налог до 1 июня – О.Б.) не работает. Что касается земельного налога, то поступления в размере 137 млн рублей попадут в копилку дорожников только осенью, поэтому на эти деньги особо рассчитывать тоже не приходиться.

10 Марта 2003, 16:52 +58

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...