Чтобы спать спокойно

Мы продолжаем разъяснять наиболее актуальные изменения в налоговом законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2005 года, при помощи специалистов юридического бюро «Константа». Напомним, что в прошлом номере шла речь о налоге на доходы физических лиц (НДФЛ) и едином социальном налоге (ЕСН).

Налог на прибыль

Федеральный закон от 29.07.2004 года

№ 95-ФЗ вносит изменения в ст. 284 НК РФ («Налоговые ставки»). С 1 января 2005 года сумма налога будет распределяться между бюджетами разных уровней следующим образом: 6,5% - в федеральный бюджет (ранее - 5%), 17,5% - в бюджет субъекта РФ (ранее - 17%).

Особо следует отметить, что субъекты РФ лишены возможности понижать налоговую ставку до 13%, как это было ранее: с нового года ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет субъекта, не может быть менее 13,5%.

К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами (налоговыми резидентами РФ), с января этого года применяется ставка налога 9%, а не 6%, как прежде.

Ставка 9% (вместо 15%) применяется к доходам:

- в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года;

- в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;

- учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года

Также внесены изменения в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса. В перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, включены имущество (работы, услуги), полученные медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих такое страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий. В указанный перечень также включены доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию. Данные пенсионные накопления, в том числе страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, также не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, отнесены платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, а также расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными страховыми организациями.

Расширен перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения. В указанный перечень включены отдельные расходы, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Определяются особенности определения доходов и расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, за исключением положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

Земельный налог

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ с 1 января 2005 года Налоговый кодекс дополняется новым разделом (X) «Местные налоги» и входящей в него главой 31 «Земельный налог», в которой определяется круг плательщиков налога, объект налогообложения, налоговая база и порядок ее определения и уменьшения.

Налоговым периодом считается календарный год. Для организаций и индивидуальных предпринимателей отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. В соответствии со ст. 393 кодекса местные власти могут и не устанавливать отчетный период. Налоговые декларации по налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам представляются в течение налогового периода, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), устанавливая земельный налог, обязаны определить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен налог. Законом также определен перечень объектов, не признаваемых объектом налогообложения.

Налоговые ставки не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, и 1,5% в отношении прочих участков. Могут быть установлены дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. В 2005 году применяются действующие в 2004 году размеры ставок земельного налога с коэффициентом 1,1, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, могут быть установлены налоговые льготы, а также основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Федеральный закон вступил в силу 1 января 2005 года. С 1 января 2006 года утрачивает силу Закон РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-I «О плате за землю» (за исключением статьи 25 о нормативной цене земли).

Отметим также, что с 1 января 2005 года Налоговый кодекс пополнился новой главой «Государственная пошлина», которая заменит ныне действующий Федеральный закон от 9.12.1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине». В один законодательный акт сводятся все нормативные положения о порядке и размерах уплаты государственной пошлины. Новой главой расширен и конкретизирован перечень видов юридически значимых действий и документов, за совершение или выдачу которых должностными лицами или органами взимается государственная пошлина. Так, в частности, дополнение указанного перечня повлекло за собой взимание государственной пошлины за:

- государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества;

- внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с транспортными средствами; за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и т.д.

17 Февраля 2005, 12:19 +48

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...