Чужой среди своих

В Иванове по-прежнему трудно найти транспорт более бесправный, чем велосипед

Роман Фонинский

Если еще пару-тройку  лет назад  свою любовь к велосипедам в провинции выказывал лишь ограниченный круг продвинутых личностей, то нынче  можно с уверенностью заявить: «Езда на велосипедах в Иванове стала по-настоящему массовым явлением». В прошедшие майские праздники число велосипедистов на ивановских улицах исчислялось уже сотнями, да и  в будние дни в центре города на десяток-другой пешеходов приходится как минимум парочка велобайкеров.

Искусство быть «невидимкой»

Однако проблемы у владельцев двухколесных коней остались все те же. «Главная из них - это где нам, собственно, ездить, - говорит организатор Плесского веломарофона и совладелец  магазина спортивных товаров «Высота» Алексей Спирин. – Да, этой весной в ПДД были внесены изменения,  несколько облегчающие городскую жизнь велосипедиста. 

В новых правилах подробно описано, где в городе и при каких условиях нужно двигаться на велосипеде (раздел 24 ПДД). Скажем, теперь при отсутствии велодорожки и невозможности двигаться по правому краю дороги (при нынешнем автомобильном трафике это почти всегда крайне опасно)  мы получили право ездить по пешеходной части улицы. (Что, впрочем, все велобайкеры делали и раньше в нарушение правил, а инспекторы ГИБДД смотрели на это сквозь пальцы: им явно спокойнее, когда мы находимся на тротуаре и не создаем «аварийных ситуаций».)  Правда,  в новых ПДД уточняется: если велосипедист мешает пешеходам, то он должен спешиться. Кроме того, водителей обязали уступать велосипедистам на перекрестке при повороте в любую сторону (п. 13.1 ПДД). Ранее они должны были это делать, только если велосипед едет по отдельной велосипедной дорожке. Но все это, так сказать, теория.  На деле же  велосипедиста по-прежнему на дорогах не ставят ни в грош. В интернете даже «гуляет» популярный ролик на эту тему. В нем  наглядно продемонстрировано, что стоит лишь человеку сесть на велик, как он тут же становится словно невидимым для автовладельцев. Машины выезжают из дворов, паркуются, поворачивают, принципиально не замечая едущего рядом велосипедиста. Ролик так и называется -  «Как стать невидимкой». Не секрет, что на наших дорогах процветает хамство: и если водители вовсю подрезают друг друга  - что же говорить об их отношении к велобайкерам…»

Примечательно отношение  инспекторов ГИБДД к этой проблеме. Автор этих строк самолично слышал, как на родительском собрании в одной из ивановских школ представитель ГИБДД, рассказывая об опасностях, которые поджидают велосипедиста на улицах, делал из этого следующий вывод: «Родители, не покупайте своим детям велосипед!». Как говорится, без комментариев. 

Велосипедной тропой

Впрочем, и сами велосипедисты  нередко бывают виноваты в создании аварийных ситуаций. Ведь далеко не все из них знают и соблюдают ПДД. Оптимальным решением  этой проблемы могло бы стать создание велодорожек, как, собственно, это и происходит во всем цивилизованном мире, полагают местные велоактивисты. Благо, новые ПДД, наконец, узаконили такие дорожные элементы, как велосипедная и велопешеходная дорожки. Однако в Иванове в этом отношении по сравнению с ситуацией двухлетней давности не изменилось ничего. Велодорожек в областном центре по-прежнему две – в парке им. Степанова и на набережной возле ТРЦ «Серебряный город». Причем последняя (ее открытие в 2012 году преподносилось как большое событие с участием первых лиц региона)  частично стерлась, частично просто исчезла по мере появления на набережной новых развлекательных городков и площадок. Опять же, они обе располагаются не на проезжей части, так что пользы от них априори было немного.

«Полноценная велодорожка в городе – это сегодня фактически утопия, - признается Алексей Спирин. – И это не только проблема денег, которых будто бы нет в городском бюджете. Проблема – в головах и чиновничьей волоките. Для начала нужно решить, от чего отрезать пространство под велодорожку – от проезжей части, тротуара или газона.

Думаю, последнее было бы самым безболезненным вариантом. Но для этого нужно провести массу согласований, утвердить все через генплан... Отсюда вывод -  в ближайшие годы мы по-прежнему будем ездить по тротуарам. Что, кстати, не так уж и плохо для райдера: в отличие от дороги здесь не нужно только «вкручивать». Всегда можно  что-то или кого-то объехать, перепрыгнуть какую-нибудь ямку, попетлять от души...».

На постой

Зато в Иванове за минувший год стало ощутимо больше велопарковок: они появились у  не только у ТРЦ «Тополь» и «Серебряный город», но и у «Евролэнда», у фаст-фуда Subway на Шереметевском проспекте, у нескольких офисов Сбербанка и фитнес-центра Energy, а также у многих зданий, занимаемых частными организациями. В последнем случае установка велопарковок часто происходит по инициативе работников.

«К сожалению, в Иванове чаще делают самые простые парковки-треугольники,  - уточняет директор магазина «Высота» Дмитрий Гусев. – В  них обычно можно прицепить велосипед только за переднее колесо,  - это примитивный и неэффективный в плане защиты от воровства вариант. Скажем, вор легко может снять заднее колесо, которое у хорошего велосипеда может стоить и до 15 тысяч рублей. В идеале нужно, чтобы тросик проходил через заднее колесо, захватывал раму и переднее колесо. Но для этого нужны более дорогие дугообразные парковки. Один из редких примеров правильных ивановских велопарковок  -  внутреннее «стойло для двухколесных коней» у магазина «Луч» (со стороны ул. Крансогвардейская). Его спроектировали и заказали, скинувшись между собой, сами сотрудники, увлекающиеся велоспортом. И обошлась установка одной такой дугообразной парковки на 10 велосипедов всего в 5 тыс. рублей. Прямо скажем, не бешенные деньги…».

Остается надеяться, что этот опыт подхватят сотрудники и руководство других организаций: в конце концов, наличие комфортной велопарковки наглядно свидетельствует о прогрессивности и европейской широте взглядов владельцев и учредителей.

В то же время приходится констатировать, что практически ни у одной государственной конторы в Иванове (включая областное правительство и городскую администрацию) велопарковок как не было, так и нет.

За полями этой статьи остались и игра «Велоштурм» (аналог «Ночного дозора» на велосипедах»), и ставшая ежегодной летняя забава Fun-jumping (прыжки на велосипедах с трамплина в воду), и  любительские гонки, организуемые активистами в любое время года, и Плесский веломарафон,  в этом году обещающий ощутимо увеличить число своих участников. Но мы обязательно вновь оседлаем велотему  в ближайших номерах. Заодно коснувшись таких актуальных нюансов как особенности велосипедной экипировки, способы борьбы с веловорами и новые тренды в веломоде (да-да, есть и такая).

 

 

21 Мая 2014, 15:07 +535

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...