Дела дворовые

Расчистка снега и вывоз мусора – одни из самых актуальных проблем зимних дворов

Наступил новый, 2012 год, а жилищно-коммунальные проблемы остались прежними: это и нечищенные дворы и проезды, протекающие крыши, не слишком понятные для собственников тарифы на жилищные услуги, непонятная ситуация с начислениями платы за электроснабжение мест общего пользования… Перечислять можно долго, к тому же вступление в силу новых правил оказания коммунальных услуг (постановления Правительства РФ № 354) откладывается: до сих пор на федеральном уровне не утвержден ряд документов, на основании которых РСТ должно определять нормативы потребления коммунальных услуг.
В то же время очевидно и возрастающее стремление собственников квартир – простых людей – разобраться в хитросплетениях нормативной базы, определяющей работу сферы ЖКХ. «Частник» продолжает рубрику «школа собственника», в которой специалисты комитета по реформированию ЖКХ регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ, а также другие эксперты отвечают на вопросы ивановцев.

А снег и ныне там…
Вопрос:
Как и ожидалось, стоило выпасть снегу, как начались проблемы с его уборкой во дворах. Какую территорию все-таки должны убирать дворники? Вы писали, что у многих домов придомовая территория не включает контейнерную площадку, детскую площадку, проезды и парковки. И что, теперь это мы должны убирать?
Ответ:
Вопрос об обязанностях по уборке дворов, действительно, так и не получил окончательного решения. Если отталкиваться от норм законодательства, то управляющие компании обязаны убирать только так называемую придомовую территорию, то есть земельный участок, на котором расположен жилой дом.
Этот участок (выделением и оформлением которого несколько лет назад занималась администрация г. Иванова) в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ входит в состав общего имущества многоквартирного дома. А значит, за его уборку и благоустройство платят жильцы, а занимается этим управляющая компания. Вся остальная территория является муниципальной, а значит, убирать ее должны городские структуры.
«Управляющие компании производят работы по содержанию и уборке территории согласно границ земельного участка, закрепленного за домом, - говорит руководитель некоммерческого партнерства «Стратегия» Елена Сесягина. – Если детская площадка, парковки, проезды к дому находятся за пределами этого земельного участка, то управляющая компания не осуществляет их уборку. Правда, если на общем собрании собственники примут решение, что они готовы платить за уборку и этой территории, УК, конечно, будет выполнять эту работу».
Специалисты комитета по реформированию ЖКХ регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ при этом напоминают, что в соответствии с постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров и внутриквартальных проездов территории должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда. Однако поскольку оплата жителями производится только за уборку придомовой территории, дворники управляющей компании в большинстве случаев убираются только там.
Судя по всему, несмотря на намерения администрации г. Иванова, найти решение этой проблемы, которое устраивало бы всех, этой зимой так и не удалось. Более того, прошлой зимой после сильных снегопадов некоторые управляющие компании нанимали трактора для расчистки межквартальных дорог, хотя они являются муниципальными, и убирать их должен город. При этом на оплату тракторов, расчищавших дороги, были использованы средства, собранные с жителей по статье «Содержание общего имущества», поскольку иных источников финансирования этих работ нет.
Так что собственникам квартир можно посоветовать или согласовывать с УК дополнительную плату за расчистку двора и подъездных путей от снега, или начать хождения по инстанциям с требованием к мэрии расчищать муниципальную территорию, или самим браться за лопату.
А вот официальная позиция по этому вопросу управления ЖКХ администрации г. Иванова:
«Неудовлетворительное санитарное состояние придомовых территорий является нарушением Правил санитарного содержания и благоустройства города Иванова, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 21.01.2003 № 190.
В случае, если управляющей организацией не производятся работы по уборке придомовой территории многоквартирного дома, то в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», жителям необходимо составить акт, в котором указывается факт выявления предоставления услуг по уборке придомовой территории ненадлежащего качества, составленный с участием представителя управляющей организации. Данный акт служит основанием для снижения размера платы за содержание придомовой территории.
Кроме того, администрация города Иванова уведомляет жителей о том, что в случае отсутствия в управляющей организации дворника, закрепленного за домом, либо несвоевременной и некачественной уборки придомовой территории, управляющая организация должна выполнить возврат начисленных жителям средств по статье «содержание придомовой территории» в полном объеме.
Управляющие организации производят уборку придомовых территорий в границах земельных участков многоквартирных домов.
В соответствии с договором управления многоквартирным домом, управляющая организация принимает на себя обязательство по выполнению в пределах финансирования, осуществляемого собственниками и нанимателями, работ и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Подъездные пути к многоквартирным домам, как правило, не входят в состав общего имущества данных домов. Затраты на их содержание не включены в размер платы для жителей указанных домов по статье «Содержание и ремонт жилья», поэтому произвести работы по очистке указанных территорий за счет средств, поступающих от собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов, управляющие организации не имеют правовых оснований.
Согласно пункту 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязательным условиям договора управления многоквартирным домом относится определение перечня общего имущества и порядок его изменения. В заключенных договорах управления перечень общего имущества определен и соответственно, если собственники помещений в многоквартирном доме посчитают целесообразным расширить данный перечень общего имущества, то решение о включении детских и контейнерных площадок в состав общего имущества домов и дальнейшему их обслуживанию может быть принято собственниками помещений таких домов на общем собрании с учетом предложений управляющей организации. Кроме того, собственникам на общем собрании необходимо будет решить вопрос об увеличении размера платы за содержание и ремонт общего имущества с учетом затрат содержания детской и контейнерной площадок.
В случае согласия собственников многоквартирных домов инициировать общее собрание по указанному вопросу, управляющей организацией будут подготовлены все необходимые документы».

Отходный вопрос
Вопрос:
Сколько раз в неделю должны вывозить мусор? У нас периодически контейнеры переполнены, и никто этим не занимается. Куда жаловаться, если мусор не вывозят?
Ответ:
Периодичность вывоза мусора за единицу времени (неделю) определяется договором, который заключает УК или ТСЖ (заказчик услуги) с компанией, предоставляющей услуги по вывозу мусора (исполнителем услуги). При этом нормативы накопления ТБО определяются, исходя из общей площади жилых помещений конкретного дома. Таким же образом определяется и периодичность вывоза крупногабаритных отходов (КГО), к которым относятся отходы, габариты которых превышают размеры стандартных контейнеров для твердых бытовых отходов, вместимостью 0,75 куб.м. К КГО относится старая мебель, оконные и дверные блоки и т.п.
В комитете по реформированию ЖКХ регионального отделения ОПОРЫ РОССИИ подчеркивают, что мусор должен вывозиться вне зависимости от выходных или праздничных дней. Если же мусор не вывозится, необходимо обратиться, в первую очередь, в свою управляющую организацию. Там же можно получить информацию (если, конечно, управляющая компания готова вести диалог с собственниками), насколько часто в соответствии с заключенным договором должен вывозиться мусор. Если же собственники считают, что ТБО надо вывозить чаще или нужно поставить более вместительные контейнеры, чтобы не захламлять контейнерную площадку, то эти вопросы необходимо решать на общем собрании жителей многоквартирного дома.
«Правда, нередко бывает, что одна контейнерная площадка рассчитана на жителей нескольких домов, - говорит Алексей Степанов, директор УК «Альянс». – Тогда вопрос об изменении объема контейнеров или периодичности вывоза мусора управляющей компании проще решить самой и выйти с соответствующим предложением на советы домов или общие собрания».
Таким образом, получается, что вопрос вывоза мусора во многом зависит от добросовестности УК и ее готовности прислушиваться к пожеланиям собственников. Но не секрет, что в Иванове жителям далеко не всегда удается найти общий язык с управляющими компаниями. Что делать в этом случае?
«Если ТБО в вашем доме вывозится нерегулярно, контейнерная площадка завалена мусором, а управляющая компания отказывается исправлять ситуацию, то жильцам надо самим проявить инициативу, - считает Алексей Степанов. – Нужно пригласить представителя УК для составления акта, чтобы зафиксировать, что мусор не вывозится. Если коммунальщики отказываются прийти для составления акта, тогда жильцы могут сделать это самостоятельно. Акт составляется в произвольной форме, к нему необходимо приложить фотоматериалы, фиксирующие невыполнение управляющей компанией своих обязанностей по вывозу ТБО и уборке контейнерной площадки. И этот акт необходимо направить в жилищную инспекцию».

Вопрос:
Мы купили новую мебель, старую отнесли на контейнерную площадку. Уже две недели ее не вывозят. Там же копится строительный мусор – обрезки гипсокартона, старая плитка и другое. Видимо кто-то делает ремонт. Почему этот мусор не вывозят?
Ответ:
В данном случае жителям необходимо понимать отличие крупногабаритного мусора от строительных отходов. Как уже упоминалось выше, к крупногабаритным отходам (КГО) относятся старая мебель, велосипеды, оконные и дверные блоки, старая крупногабаритная бытовая техника и т.д. Но, напоминает Елена Сесягина, к КГО не относятся строительные отходы: штукатурка, керамическая плитка, кирпич, железобетон, асфальт и проч. Крупногабаритный мусор должен складироваться отдельно от ТБО на специально отведенном участке контейнерной площадки или же на специальной площадке (по факту, правда, такие отходы обычно складируются рядом с контейнерной площадкой), и вывозить КГО должна управляющая компания в рамках своих обязанностей по вывозу бытовых отходов.
Что касается строительного мусора, то его, подчеркивает Елена Сесягина, жители должны вывозить за свой счет, заказывая грузовой транспорт.

Чьи в доме стены?
Вопрос:
Почему на нашем доме висит реклама, если мы не давали согласие на ее размещение? И почему магазин, который расположен на первом этаже, не платит нам за размещение своей рекламы?
Ответ:
Вопросы взаимоотношений собственников жилых и нежилых помещений, их прав и обязанностей, связанных с использованием общего имущества ( к которому относятся, в частности, фасад и крыша дома), к сожалению, действующим законодательством регулируются недостаточно четко.
С одной стороны, есть мнение, что в соответствии с договором купли-продажи (который заключается при продаже нежилого встроенного помещения) за собственником нежилого помещения закрепляется часть земельного участка и фасада дома. Рекламная продукция может быть размещена на фасаде магазина, расположена на части фасада дома, которая закреплена за собственником нежилого помещения в соответствии с паспортом фасада магазина, без какого-либо согласования с собственниками жилых помещений. Если же предполагается задействовать под наружную рекламы поверхность стены дома, то требуется разрешение общего собрания. Более того, компания, размещающая на доме наружную рекламу, должна платить за аренду поверхности, даже в том случае, если эта компания является собственником нежилого помещения в этом же доме.
С другой стороны, надо учитывать и то, что фасад дома, в соответствии с Жилищным кодексом, является частью общего имущества, а значит, только общее собрание собственников (и жилых, и нежилых помещений) может принять решение о предоставлении части общего имущества в пользование третьим лицам или кому-то из собственников помещений. Общее собрание должно также установить плату за пользование частью общего имущества.
Алексей Степанов отмечает, что поскольку установившейся судебной практики в этом вопросе не существует, пока, возможно, эти вопросы надо решать по индивидуальной договоренности в каждом конкретном случае. За исключением, пожалуй, ситуаций, когда поверхности стен или крыша используется рекламными агентствами для размещения конструкций наружной рекламы (щитов, баннеров, крышных конструкций). В этом случае однозначно необходимо разрешение общего собрания собственников. Кроме того, собственники должны получать плату за использования крыши или фасада дома, которую можно направить на ремонт и содержание общего имущества.

Напомним, что вопросы в рубрику «Школа собственника» вы можете присылать по электронной почте info@chastnik.ru

 

05 Февраля 2012, 15:34 +1001

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...