Детский лепет

Часто, услышав речь малыша, мы невольно улыбаемся – нежный голосок, забавное произношение и построение фраз вкупе с детской удивительной логикой умиляют. Однако если наше собственное чадо долго не начинает говорить или не может правильно произносить звуки, мы начинаем волноваться. Как работать с речью малыша и когда это начинать делать, мы спросили у учителя-логопеда высшей категории Юлии Добрик. - Дети начинают говорить в разном возрасте – кто-то раньше, кто-то позже. Когда стоит обеспокоиться молчанием ребенка? - Считается, что к концу первого года жизни ребенок начинает говорить первые слова, а к концу второго года – первые фразы. Если же к 2,5 годам этого нет, то стоит посетить специалистов – логопеда, невролога, психолога (чтобы исключить задержку интеллектуального развития). Необходимо показаться и ЛОР-врачу – для того, чтобы исключить нарушение слуха и анатомического строения артикуляционного аппарата. Если и к трем годам у ребенка наблюдается маленький словарный запас и проблемы с построением простейших фраз, то следует говорить о задержке речевого развития. В этом случае обращение к логопеду обязательно. - Как родитель может стимулировать развитие речи малыша? - Родителям стоит больше читать своим детям, петь с ними песни. Для крох очень актуальны потешки, в которых текст сопровождается движением («Ладушки-ладушки», «Мишка косолапый» и проч.). Иногда можно использовать провокационный метод: родитель делает вид, что не понимает ребенка, тем самым стимулируя его к говорению: «Скажи, какую игрушку ты хочешь?» Хорош прием, при котором ребенку дается возможность сделать выбор. Так можно спросить: «Ты хочешь играть с медвежонком или с куклой?» (при условии, что игрушек нет в этой комнате, где находится ребенок, чтобы он не мог показать). Очень полезен разговор взрослого с самим собой, когда он комментирует свои действия («Я возьму тарелку и положу Насте суп»). Также можно озвучивать действия самого малыша, подтверждая словами его опыт. Помогает и прием распространения предложения, когда ребенок начинает: «Каша!», а вы продолжаете: «Каша вкусная, манная! Ее едят ложкой». Кроме того, состояние речи тесно связано с уровнем развития тонкой моторики – мелких движений артикуляционного аппарата и движений пальцев рук. Это обусловлено тем, что зоны коры головного мозга, отвечающие за движения органов артикуляционного аппарата и движения пальцев рук, находятся очень близко. Значит, развивая мелкую моторику ребенка, мы можем способствовать развитию его речи и правильному звукопроизношению. Поэтому стоит активно заниматься с малышом лепкой, конструированием, рисованием. Пусть ребенок рвет бумагу на мелкие кусочки, играет с песком, крупой, водой, запускает «волчки» и т.п. - А когда дети должны научиться правильно произносить звуки? - Становление правильного звукопроизношения идет до пяти лет. К этому возрасту должны сформироваться и наиболее сложные для детского произношения звуки – Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р. Если ребенок к пяти годам не научился их произносить, то требуется помощь логопеда. Родители нередко совершают такую ошибку: пытаясь научить ребенка говорить правильно, они заставляют его многократно повторять искаженный звук, тем самым только закрепляя неправильное произношение. Не стоит ждать быстрых результатов по исправлению – работа должна вестись ежедневно, планомерно и под руководством специалиста. - Какие могут быть причины того, что ребенок произносит звуки неправильно? - Причин много. Во-первых, это может быть связано с нарушениями строения речевого аппарата (например, укороченная подъязычная связка, неправильный прикус и т.д.). Также на произношение влияют функциональные нарушения органов артикуляционного аппарата – недостаточная подвижность и координированность движений языка, губ, нижней челюсти. Одна из самых распространенных причин – несформированность фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи в слове, отличать звуки, близкие по звучанию в словах и т.д.). Например, слова «крыша» и «крыса» для ребенка могут звучать одинаково. Родитель, кстати, может определить, умеет ли ребенок выделять заданный звук в составе слова, определять его место в слове (в начале, середине, конце) и т.п. - Что родители могут сделать сами, чтобы помочь своему ребенку освоить правильное произношение звуков? - Во-первых, начиная с самого раннего возраста ребенка, нужно обязательно исключить сюсюканье с ним – оно дает искаженное представление о звуках. Про занятия на развитие мелкой моторики мы уже сказали. Нужно также использовать различные речевые игры. Например, есть хорошая игра для детей 4-5 лет «Поймай звук»: мама называет ряд звуков, похожих по звучанию (Щ, Ш, З, С и т.д.), а ребенок, закрыв глаза, хлопает тогда, когда произносится заданный звук. Затем «охотник» ищет этот звук в ряду слогов (ЩА, СА, ЗА и т.д.), и, наконец, он пытается услышать звук в слове (МАССА – МАША, КАША – КАССА). Пение и чтение с родителями также положительно влияет на правильность произношения звуков детьми. Главное, нужно помнить: чем позже заняться коррекцией звукопроизношения, тем сложнее изменить уже сформировавшийся опыт произношения. Лучше эту работу провести до школы, иначе у ребенка возникнут большие проблемы при чтении и письме, особенно если в основе неправильного произношения лежит неверное фонематическое восприятие. Может возникнуть целый ряд специфических ошибок, с которыми придется бороться школьному логопеду. Конечно, и недоразвитая речь ребенка будет создавать ему сложности в школе. Все же «детские» проблемы должны остаться в саду, а не переходить на новый этап жизни маленького человека. Татьяна Хейфец
05 Октября 2010, 13:20 +108

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...