Детство не имеет национальности

На базе ивановской школы №18 работает школа с этнокультурным компонентом

Людмила Котляр

Четыре года назад управление образования ивановской мэрии предложило на базе школы №18 организовать школу с этнокультурным компонентом и принимать на обучение детей вынужденных мигрантов и переселенцев. Сегодня школа включена во всероссийский реестр ведущих образовательных учреждений России. Основным элементом, объединяющим этот детский коллектив, стал русский язык. О становлении школы нового типа, ее успехах и проблемах рассказывает директор школы №18 Марина Шамина.

Русский язык как иностранный

Наш регион является одним из самых открытых по приему переселенцев. Так сложилось исторически – на ивановские текстильные предприятия ехали работать вьетнамцы, жители нынешнего ближнего зарубежья. Многие обрусели, и теперь к ним едут родственники. Этот поток с каждым годом увеличивается. Так что необходимость создания такой школы была очевидна.

Школа №18 была выбрана в качестве базовой не случайно – в этом районе построили мечеть, и приезжающие в Иваново мигранты стали здесь селиться. В их семьях много детей, не знающих русского языка. Для них он – как иностранный. Точно так же и с ребятами, приезжающими из бывших советских республик – Дагестана, Кабардино-Балкарии, Чечни. Если они жили не в крупных городах, то не владеют русским языком, потому что там школы национальные, а для преподавания русского языка нет специалистов. Кроме того, заключается все больше международных браков, и в таких семьях у детей тоже бывают языковые проблемы.

Раньше были случаи, когда дети вместе с мамами нелегально приезжали в Иваново к отцам, которые имели вид на жительство и рабочую визу. Но ребята нигде не учились, сидели дома, поскольку у них не было регистрации.

Я как педагог считаю, что детство не имеет национальности. Мы не имеем права отторгать таких детей. И если сегодня поможем им адаптироваться и полюбить новую малую родину, они станут нашими гражданами. Если не поможем, они не найдут места в жизни, и это может стать угрозой для всего нашего общества.

Дети разных народов

Сегодня в нашей школе обучаются дети 17 национальностей, причем две трети - русские. Около 30 ребят слабо владеют русским языком. Есть даже дети, которые вообще не говорят на нем, потому что пришли к нам только этим летом. В прошлые годы мы предлагали родителям, чтобы ребята обучались на класс или два ниже, чем положено по возрасту, так как им прежде всего надо было освоить языковую программу.

Но язык можно выучить только в общении. Поэтому в течение учебного года, в каникулы в школе организовывались лагерные смены с двух-трехдневным погружением в языковую среду. А нынче такой лагерь работает летом. Кроме новичков-иностранцев, в нем есть и русские ребята. Поскольку большинство мигрантов знает английский язык, он изучается параллельно с русским. Это помогает ребятам общаться между собой.

В течение года у нас работают факультативы, которые оплачиваются из средств школы. На них дети изучают язык в малых группах в рамках внешкольной программы. Плюс дополнительное образование - на базе школы детского дома творчества №4 работает социокультурный комплекс «Нур» («Свет»), где ребята изучают, кроме русского, арабский, татарский и азербайджанский языки. Плюс бесплатные языковые консультации для родителей, чтобы они могли дома заниматься русским языком вместе, закреплять у детей знания, полученные в школе.

Сейчас мы подали заявку на разработку дистанционного курса русского языка, чтобы школьники могли заниматься дома самостоятельно, получать навыки произношения.

В школе разработана программа психолого-педагогического сопровождения. Один из ее аспектов – социокультурный. Мы погружаем детей в среду, где они могут почувствовать себя включенными в жизнь школы, города, области. С этой целью каждый месяц проводятся какие-либо акции, праздники. Так, в сентябре, чтобы сплотить детский коллектив, вся школа принимает участие в спортивном празднике под названием «Мы разные, но мы вместе». Ребята знакомятся с подвижными играми разных народов, причем мастер-классы проводят сами дети. В октябре в школе - детский фестиваль национальных культур, который теперь получил статус муниципального. Именно наша школа впервые в России начала проводить детский татарский праздник сабантуй. Кстати, наши ребята давали мастер-класс по его организации, с учетом всех традиций, в Казани.

Каждый год в феврале, в день родного языка, мы проводим  ученическую научно-практическую конференцию «Родной язык в пространстве русского мира современной России». В ней принимают участие не только ивановские школьники, дистанционно подключается Москва и другие города. По итогам конференции детям присуждаются призы. Если региональные и общероссийские конкурсы рассчитаны на одаренных детей, то мы помогаем раскрыться всем. Призы вручаются ребятам с разным уровнем подготовки по русскому языку. Не только за глубокие научные исследования, но и,  например, просто за любовь к русскому языку. 

Школа толерантности

Родители сначала с опаской восприняли идею новой школы, да и дети порой вели себя неадекватно. После взрывов в Москве девочки, которые носили хиджаб, прибежали ко мне в слезах: «Мальчишки называют нас шахидками». И мне пришлось просить у них прощения за то, что мы не объяснили детям, что произошло, кто в этом виноват, кто такие шахиды. Не объяснили, что в такой момент надо не разъединяться, а объединяться.

После этого случая ни один учитель не приходит в школу, не посмотрев новостные передачи. И при необходимости мы начинаем уроки с информационных пятиминуток, а в трагических ситуациях – с минуты молчания. И наши дети научились понимать и сочувствовать.   

Между прочим, когда мы вплотную стали изучать национальные культуры других народов, резко поднялось национальное самосознание русских ребят. После того, как мы стали проводить азербайджанские, татарские праздники, коренные ивановцы тоже захотели надеть национальные костюмы и показать русские обычаи и традиции. Даже организовали русский музей со сменными экспозициями.

От школы – к центру

Опыт интеграции мигрантов в российское общество, с изучения которого мы начинали, не так уж велик. В основном этим занимаются в Москве. Там в каждом муниципалитете при образовательных учреждениях созданы учебные центры - школы русского языка как иностранного, которые финансируются государством. Здесь в течение года проходят адаптацию и изучают язык дети мигрантов и переселенцев. Программы составлены таким образом, чтобы ребята смогли за год овладеть тем языковым минимумом, который позволит быстро интегрироваться в среду. Через год они сдают экзамен, где определяется уровень владения языком и та ступень обучения, на которой они должны продолжать образование.

Мы подготовили все документы для создания у нас аналогичного центра. Пакет отправлен в международный фонд «Знание». И если получим грант, уже с сентября центр начнет работу. Но даже если не получим, все равно будем пробивать этот центр. Обратной дороги у нас нет. Судите сами: в этом году мы приняли 11 афганцев. Ни одна другая школа не могла их взять – нет условий.

Проблема государственного масштаба

Созданная на нашей базе школа с этнокультурным компонентом очень востребована. Более того, мы не можем сегодня принять всех желающих – классы переполнены. Возможно, когда-нибудь школа станет этнокультурным центром. Но пока такого статуса нет, очень хочется, чтобы она не потеряла свое лицо, не стала обычной школой, где учатся дети из микрорайона. 

Наш четырехлетний опыт показывает, что дети мигрантов и переселенцев очень быстро начинают набирать языковую практику, нарабатывать навыки общения. Сегодня среди них уже есть студенты вузов, техникумов, колледжей.

В то же время есть и проблемы. В первую очередь беспокоит несовершенство нашего законодательства. В законе об иностранных гражданах не прописана страна детства.  Законодательно утверждены только правила приема в школу детей из бывших советских республик. А ребята, которые обучались в других государствах – Афганистане, Турции и т.д. - вообще не защищены. Но, если в других школах есть хотя бы один ребенок из семьи мигрантов, значит, есть и проблема.

Вопросы межнационального мира стоят достаточно остро. И если мы не будем этого понимать, не будем работать над решением проблемы, можем оказаться на грани национальной катастрофы.

На днях мы с руководителями диаспор были на приеме у сенатора от нашей области Юрия Смирнова и поднимали этот вопрос. Им не может заниматься только отдельно взятая школа. Это проблема российского масштаба, и решать ее нужно на государственном уровне. 

 

26 Августа 2011, 10:06 +849

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...