Дмитрий Михеев: «Каждый рабочий день для меня — необычный»

Экс-глава комплекса экономического развития региона, 1-й замгубернатора Ивановской области Дмитрий Михеев, возглавляющий ныне региональное представительство при федеральном правительстве, всегда славился способностью мыслить масштабно. Причем даже такой масштабный экономический проект, как текстильный кластер, который Михеев старательно пестовал, достиг как минимум стадии одобрения президентом страны. Держа это в уме, предлагаем вашему вниманию первое развернутое интервью Дмитрия Михеева в его новой должности. — Можете ли вы сказать, каковы были ваши первые впечатления от работы в должности руководителя регионального представительства? — Понимание необходимости изменения структуры представительства и наполнения работы представительства четко сформулированными государственными функциями и задачами. — Первоочередные задачи, которые вам пришлось решать? Правовые и организационные вопросы. В настоящее время организационная структура представительства сформирована, приглашены на работу квалифицированные специалисты, в основном экономического и юридического профиля, со знанием языков. Утверждено положение о представительстве с новым, расширенным, спектром полномочий. — Оказал ли кризис какое-то влияние на работу представительства? — Появились новые задачи. Например, взаимодействие с системообразующими банками, госкорпорациями, федеральными министерствами по возможностям обеспечения доступа ивановских предприятий к государственному и банковскому капиталу, по своевременности финансирования расходов областного бюджета, зависимых от федеральных трансфертов. Кроме того, появилась необходимость обеспечить сопровождение той колоссальной работы, которая сейчас ведется губернатором области в федеральных органах власти по участию области в программе антикризисных мер Правительства России. — Изменилось ли отношение к регионам и конкретно к Ивановской области со стороны федеральных структур в нынешних условиях? — Следует говорить не об отношениях. Должна быть обеспечена своевременная и квалифицированная подготовка проектно-сметной документации, технических и других документов, требуемых для участия области в федеральных конкурсах, федеральных целевых программах, ФАИП. В силу ограниченности инвестиционных ресурсов, недостатка госфинансирования на цели экономики конкурентная борьба, в том числе и между федеральными субъектами, за финансовые источники еще больше обострится. — Бытует мнение, что представительские функции не предполагают принятия каких-то конкретных решений. Ваше мнение? — Правда? Не знаю. — В нынешней ситуации насколько трудно (или легко) попасть руководителю представительства на прием к тому или иному федеральному чиновнику? — Нельзя сказать, легко или трудно. Если есть проблема и она обоснованна — вас услышат и отреагируют. — Вы говорили о задержке перечисления средств в Ивановскую область в рамках ФЦП и ФАИП. Есть ли подвижки в этом вопросе? — Отсутствие средств на ФЦП и ФАИП вызвано изменением нормативно-правовой базы в формировании программ. В настоящее время готовится новая методика формирования ФЦП и ФАИП. Ожидается, что к осени эта методика вступит в силу. Сейчас в целом меняется нормативно-правовая база распределения финансирования, особенно на экономические цели, создается новая адресная система распределения федеральных средств. Поэтому важно находиться в постоянном взаимодействии с федеральными ведомствами, для того чтобы быть готовыми и вовремя реагировать на изменения. — Каких конкретных договоренностей удалось достичь во время недавнего посещения Ивановской области китайской делегацией? Сделали ли они уже конкретный выбор между рассматриваемыми регионами? — Во время переговоров с делегацией из Китая были подробно рассмотрены этапы производственного цикла от нефти до текстильного продукта. Китайская сторона имеет календарный график реализации своего проекта, и это говорит о серьезности намерений в подготовке вопроса. Однако это самый начальный этап взаимодействия. Следующий этап — это согласование возможностей китайской и российской сторон в реализации данного проекта. Важно понимать, что проект предусматривает создание нескольких предприятий разного профиля, как нефте-, газоперерабатывающих, так и ткацких, прядильных линий, производства волокон. Размещение этих предприятий, их производственные связи, логистика — это очень сложный круг вопросов. В целом должно быть обеспечение единого производственного процесса — от сырья до готового продукта. По второй части вопроса — выбор между регионами китайской стороной пока не сделан. Работа с китайскими специалистами важна еще и для изучения их опыта по импортозамещению. Дело в том, что еще пять лет назад импорт волокон и химического сырья присутствовал в Китае. И в заметных объемах. Сегодня там только собственные производства, удовлетворяющие внутренний и внешний спрос. Мы продолжим работу с ними по изучению их подходов и по программам действий. — Судя по вашему докладу на заседании областного правительства, выставочная деятельность нашего региона по-прежнему достаточно активна, несмотря на заявленное в конце прошлого года ее существенное сокращение. Проведенные по ее итогам 150 встреч закончились каким-то конкретным результатом? Какие компании, проявившие к региону наибольший интерес, можно назвать? — Ikea, «Ашан», CastaRama. Эти компании направляли в Ивановскую область своих представителей, были проведены встречи с губернатором Ивановской области. Отличие этого года от предыдущего в том, что в этом году план выставок сформирован из наиболее значимых федеральных и зарубежных мероприятий с организационной поддержкой Торгово-промышленной палатой России и профильных федеральных министерств. — Недавно стало известно о замораживании компанией Indorama инвестиционного проекта в рамках текстильного кластера. Между тем ранее вы называли этот проект базовым для кластера. Ваш комментарий. — Indorama — одна из первых компаний, которая проявила интерес к участию в текстильно-промышленном кластере. Однако кризис остановил дальнейшие переговоры. Приезд китайской делегации подтверждает заметную всем активность китайского бизнеса. Особенно в этот период. — В прошлом году шла речь о большом интересе к идее кластера таких компаний, как индийская Rellians, японская ITOCHU Corporation и некой компании из ЮАР. Упоминалась в этой связи и отечественная ОАО «Национальные нанотехнологии». Что можно сказать об их намерениях на сегодняшний день? — О «Национальных нанотехнологиях» ничего не могу сказать. У нас есть взаимодействие с государственной корпорацией «Роснано», которая финансирует один из проектов Ивановской области — производство металлизированных тканей. Это завод «Ивтехномаш», создавший технологию производства металлизирования ткани на ионном уровне и участвовавший на инновационной выставке Techtextil во Франкфурте. Что касается Itochu Corp., то взаимодействие с японской компанией продолжается, и сейчас прорабатывается визит в Ивановскую область руководства компании. — Сохранилось ли, на ваш взгляд, несколько скептическое отношение к самой идее текстильного кластера в нашем регионе, имевшее место ранее? Уменьшилось или усилилось, учитывая кризис? В том числе и среди отечественных текстильщиков? — Какое может быть скептическое отношение к проекту, поддержанному президентом и руководством страны?! Участие в нем рассматривается крупнейшими субъектами Российской Федерации — Ханты-Мансийским автономным округом и республикой Татарстан, с которыми у области заключены соглашения. Ведутся переговоры с крупными и авторитетными инвесторами. Это проект, который надо осуществлять последовательно, спокойно проходя все стадии подтверждения его жизнеспособности. — Насколько можно заключить, федеральных средств на реализацию идеи кластера теперь региону придется ждать долго? — Не согласен с этим. Крупные инфраструктурные объекты в реальном секторе экономики продолжают поддерживаться государством. Мы отстаем в наличии частного капитала в этом проекте. Наличие частного инвестора — основное условие участия государственного финансирования в проекте. Федеральные требования остаются прежними — инвестор должен вложить средства в строительство корпуса завода и закупить необходимое оборудование. Все остальные расходы — финансирование инфраструктуры, площадки — остаются за федеральным и региональным бюджетами. — Ваше видение перспектив региона в целом? — Главное преимущество региона в этот период состоит в том, что мы имеем хорошо сбалансированный бюджет. У региона нет долгов и обязательств, которые мы не могли бы обеспечить. Да, у нас недостаточно средств — было и есть — для финансирования экономики. Но есть и ресурсы — недоимка налоговых поступлений в региональной и муниципальной части. В последнее время преференции для малого и среднего бизнеса со стороны государства были значительными. Расходы, которые федеральный центр и регионы сконцентрировали в сфере малого и среднего бизнеса, безусловно, положительно повлияют на экономическую активность предпринимателей в ближайшие месяцы. В этой связи будет справедливым усиление работы по взысканию подтвержденных долговых обязательств. Не следует также забывать о реализации целей «Стратегии развития региона 2020». В этот период можно сузить горизонт планирования и рассмотреть возможность отхода от трехгодичного планирования социально-экономического развития к оперативным годовым планам. Механизм реализации нашей стратегии дает такую возможность. — Насколько реальна сегодня возможность закрепления ивановских компаний в торгово-выставочных центрах Москвы? — Эта возможность реальна, и прошедшая по инициативе губернатора Ивановской области Михаила Меня выставка-презентация продукции текстильных предприятий области в Москве это подтвердила. Существует выраженный платежеспособный спрос на качественную продукцию ивановских предприятий. И мэром Москвы дано поручение о включении этой выставки в план выставочно-ярмарочной деятельности Москвы на следующий год. На данной выставке решались многие конкретные вопросы, и те предприятия, которые сумели сформулировать свои проблемы, получили их решение. Например, благодаря выставке у некоторых наиболее активных предприятий появилась возможность разместить свою продукцию в крупных торговых сетях Москвы — «Ашан», «METRO», «Леруа Мерлен»… Представительство будет и дальше продолжать эту работу. Губернатором дано поручение разработать алгоритм действий по участию предприятий области в ярмарках выходного дня. В настоящий момент прорабатывается вопрос с префектурой Северного административного округа Москвы о выделении торговой площадки для прямой реализации товаров предприятиями области. — Относительно вывода столичных предприятий представитель московской мэрии заметил недавно, что для этого мало намерений руководства области, необходимы активные встречи с руководителями предприятий. Что делается сегодня в этом плане? — Никто и не утверждал, что таких намерений достаточно. Сложность решения данного предложения абсолютно понятна. Сейчас важно, и представительство эту работу осуществляет, — составить полную номенклатуру продукции, производимой на территории области, а также перечень действующих, экономически устойчивых предприятий, не участвующих в процедурах банкротства. Далее мы планируем проработать данный список с департаментом промышленности и науки правительства Москвы для того, чтобы «увязать» производственные возможности ивановских площадок и предприятий с московскими требованиями. — В какой пропорции сегодня делится ваше время между Ивановом и Москвой? — 50 на 50. — Можете ли вы описать, как проходит сегодня один ваш обычный рабочий день? — Не могу. Каждый день — необычный. Роман Фонинский
29 Июля 2009, 14:18 +83

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...