Доходные отходы

На первый взгляд все рынки в Ивановской области уже освоены, все ниши заняты. Но, оказывается, есть еще сфера деятельности, приносящая во всем мире стабильные прибыли, но совершенно «бесхозная» в нашем регионе. Речь идет о переработке мусора.

Чистые деньги на мусоре

Те, кому случалось бывать в Германии и жить в частных домах, обращали внимание на то, что, съев йогурт, педантичный хозяин аккуратно отделит алюминиевую фольгу от пластиковой баночки, вымоет все это до блеска и разложит по разным пакетикам. А потом переместит их содержимое в мусорные ящики, которых в каждом порядочном немецком дворе стоит штук 10, и все разного цвета.

Смеяться над этим, впрочем, не стоит: таким образом граждане сами проводят сортировку значительной части мусора. Что экономит время и затраты мусоросортировочным предприятиям. Тех же, кто пренебрегает сортировкой, ждет штраф.

Но это в далекой Германии. До последнего времени наша страна кардинально отличалась от Европы даже отношением к собственному мусору. Считалось, что ресурсов у нас много, а пространства, на котором можно захоронить отходы, еще больше. Справедливости ради надо сказать, что жесткие законы, обязывающие немцев сортировать и вообще очень трепетно относиться к мусору, были приняты относительно недавно – в 1991 году, когда страна действительно стала «задыхаться» от переизбытка отходов.

В последние же годы в крупных городах России – Москве, Санкт-Петербурге и др. – появились компании, очень неплохо существующие за счет сбора и переработки отходов: макулатуры, цветмета (извлекаемого именно из бытовых отходов), боя стекла, пластиковых бутылок и т.д. Фирмы готовы платить (и платят) деньги крупным торговым сетям и универмагам (вроде «Рамстора», «Московского», «ГУМа», «Седьмого континента» и т.д.), а также офисным центрам за право забрать у них макулатуру (картонную упаковку, ненужную документацию). Кто больше заплатит, тому вторсырье и отдадут.

Начали строиться не только мусоросжигающие, но и мусороперерабатывающие заводы. По общему мнению лиц, занимающихся этим бизнесом, интерес к переработке мусора возник в связи с тем, что в нашей стране стали возможны «длинные» инвестиции – на 5-10 лет. А мусоропереработка – бизнес стабильный, но относительно низкорентабельный – 10-15 %. 20 % рентабельности – это уже «золотой» мусор». Вернуть деньги, вложенные в высокотехнологичные комплексы, отвечающие всем требованиям экологов, можно минимум лет за 5. По мнению гендиректора «МСК-Иваново» (одной из фирм, желающих наладить в Иванове переработку твердых бытовых отходов) Сергея Черемохина, еще одной причиной того, что «мусорный» бизнес теперь привлекает серьезных инвесторов, стало изменение морфологического состава мусора. Еще 5 лет назад мусор был «беднее», в нем содержалось меньше полезных «фракций» (групп однотипных предметов, входящих в состав твердых бытовых отходов, например стекло, пластик, металл и т.д. – А.С.), тех же пластиковых бутылок, например. Еще одним фактором стало появление технологий, позволяющих утилизировать различные полимеры, перерабатывать вулканизированную резину и т.д.

Полностью цепочка переработки выглядит так: уборка и сбор мусора (вывоз содержимого контейнеров во дворах и урн, уборка улиц, вывоз отходов из офисов, предприятий общественного питания и т.д.), доставка на перерабатывающее предприятие, сортировка, выделение ценных фракций (их отправляют на переработку), прессовка неперерабатываемого остатка, вывоз его на полигон и захоронение. В крупных городах частные предприниматели осваивают все «звенья» этой цепочки. В Иванове пока мусор вывозится напрямую на полигоны (свалки).

Отходная монополия не пройдет?

В Иванове мусора (вернее, твердых бытовых отходов – ТБО) не меньше, чем в других областных центрах. Однако мусороперерабатывающих комплексов, производящих ПЭТ-бутылки, тротуарную плитку, компост, картон и другую полезную продукцию, нет.

Зато есть множество проектов. Как рассказал заместитель ивановского мэра Сергей Мкртумян, к нему регулярно обращаются представители различных организаций и предлагают построить в Иванове суперсовременные заводы, перерабатывающие никому не нужные ТБО. К сожалению (а может, к счастью), значительная часть этих представителей быстро исчезают (о возможных причинах этого исчезновения – чуть ниже).

Более упорными, чем другие, оказались представители двух проектов. Первый – строительство в Иванове мусоросортировочного комплекса с использованием шведского оборудования «Presona» с возможным строительством затем мусороперерабатывающих мини-заводов. Этот вариант предлагает фирма «МСК-Иваново». По словам гендиректора «МСК-Иваново» Сергея Черемохина, стоимость этого комплекса (без переработки) составляет 8 млн долларов. Сейчас с мэрией подписано соглашение о намерениях, в котором подтверждается заинтересованность сторон в реализации этого проекта. Получены все согласования, в том числе от экологов и СЭС. «Мы ждем постановления мэра о выделении нам земельного участка в районе ул. Станкостроителей, - говорит С. Черемохин. - После этого строительство мы завершим в течение года».

Сортировка мусора на МСК с оборудованием «Presona» идет вручную. Мощность МСК – 200 тысяч тонн ТБО в год.

«На выходе» МСК получают отсортированные ценные фракции и остаток, спрессованный в брикеты. По словам специалистов, брикетированный мусор (если он правильно обработан) не гниет и не горит. Такие брикеты вывозятся на полигон, в случае необходимости закатываются бульдозером.

Второе конкретное, «живое» предложение оформилось относительно недавно. Немецкая фирма «International Services» предложила проект мусороперерабатывающего завода с использованием технологии «THERMO-REC». После переработки из отходов (хозяйственно-бытовых, органических, токсичных, пластика, резины, покрышек, грязи) производится нефть, газ, уголь, а также тепловая и электрическая энергия. Вредные выбросы отсутствуют. Одна установка перерабатывает в год 78 тысяч тонн сухого мусора, она требует приблизительно 6 месяцев на монтаж и столько же на подготовительные работы. Планируется смонтировать 3 установки. Годовая продукция - 400 тысяч МВт/час тепловой и электроэнергии. Приблизительная стоимость проекта – 55 млн долларов. Ивановской мэрии предложено долевое участие в финансировании проекта.

Именно в этом условии – региональное или муниципальное финансирование на уровне 10 % стоимости проекта (это около 180 млн рублей), - основная сложность. Ни у города, ни у области свободных денег нет.

«Мы не против и даже за то, чтобы в городе было построено несколько мусороперерабатывающих предприятий, - говорит С. Мкртумян. – Появление очередного монополиста вряд ли положительно скажется на городской экономике. Так что мы рассматриваем оба этих проекта. Посмотрим, кто как будет работать».

Выпадающее звено

Есть один аспект, который несколько настораживает мэрию при рассмотрении различных проектов по мусоропереработке. Кто, собственно, будет привозить мусор на переработку и вывозить на полигоны остаток? Практически везде фигурирует один ответ: спецавтобаза жилищного хозяйства (САЖХ).

Это муниципальное унитарное предприятие сегодня единственное, занимающееся вывозом мусора. И везет ТБО сразу же на полигон (на свалку) по причине отсутствия перерабатывающих предприятий. У САЖХ более 100 единиц спецтехники, и вот это часто привлекает предприимчивых переработчиков.

«Нам часто предлагают сдать САЖХ в долгосрочную аренду, - говорит С. Мкртумян. – Мы всегда отказываемся. Дело в том, что, захватив монополию по вывозу мусора из жилого сектора, такие арендаторы могут повышать тарифы на вывоз мусора как им заблагорассудится. Сейчас жители платят 8,45 рубля за человека в месяц. Кто сможет помешать монополистам повысить этот тариф, скажем, до 50 рублей?»

Но раз уж не удается взять САЖХ в аренду, то выставляется другое требование: возить мусор на муниципальных машинах исключительно на данное предприятие. Этого мэрия тоже не хочет допускать. Причина проста: в один прекрасный момент переработчик может сказать: «С завтрашнего дня за переработку каждой тонны мусора город должен мне заплатить». Хитрый расчет мэрии (при условии, что переработчиков будет несколько) заключается в том, чтобы мусороперерабатывающее предприятие не заламывало цены за свои услуги, а может, и само бы платило за ценное сырье.

Странно, что сами переработчики не спешат обзавестись своим автопарком для вывоза мусора. Для того чтобы получить право очищать городские контейнеры, нужно всего лишь получить транспортную и экологическую лицензию, а также пройти техосмотр. И в крупных городах этим давно занимаются частные фирмы, работающие не хуже муниципальных предприятий. А зачастую даже лучше, так как они не оставляют без внимания такие «мелочи», как просыпавшиеся из контейнеров или разбросанные неподалеку отходы. Ведь чем больше мусора – тем больше доход фирмы.

Таким образом, пока все остается по-старому: мы исправно производим ТБО, спецавтохозяйство более или менее регулярно их вывозит. И деньги, которые можно было бы получить из отходов, тихо гниют на свалке с громким именем «полигон» или на стихийных помойках. Единственными, кто пока делает деньги на мусоре, остаются ивановские бомжи, среди которых также идет борьба за контроль над наиболее «бутылочными» и «макулатурными» зонами полигонов.

11 Августа 2004, 12:56 +65

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...