Долги - не повод экономить?

Федеральным и местным законодательством давно и прямо сказано: крупные закупки для государственных и муниципальных нужд производить на конкурсной основе. В ходе конкурса должна быть выбрана приемлемая цена, сам конкурс - заставить поставщиков конкурировать между собой, а в итоге - случится экономия бюджетных средств.

Областные чиновники гордятся тем, что на их уровне процесс проведения торгов детально прописан законодательно и в целом работает нормально (за исключением разве что поставок топлива). По данным отдела координации и контроля закупок продукции для государственных и муниципальных нужд ГУЭРиТ Ивановской области, по части бережливого отношения к бюджетным средствам мы буквально "впереди России всей" - в 2002 году сэкономили порядка 30 млн. рублей. Сами конкурсы (опять же, за исключением топливного), проходят гладко, поставщики выполняют свои обязательства, администрация - свои. На торгах сегодня закупаются лекарства, продукты питания, инвентарь, бытовая химия, по их итогам выбираются подрядчики для ремонта и строительства объектов социальной сферы.

Так должно быть и на уровне администрации г. Иванова, с той лишь разницей, что нормативной базой для формирования, размещения и исполнения городского заказа являются постановления мэра. Но проверка Контрольно-ревизионного управления ( это подразделение Главного финансового управления области) показала, что на практике законодательство не соблюдается, а "средства муниципального бюджета расходуются неэффективно". Значит ли это, что город тратит больше, чем положено, или же просто он "не экономит" - судите сами.

Акт №2-1/0803

Выборочную проверку порядка формирования, размещения и исполнения городского заказа на закупку и поставку продукции для муниципальных нужд г. Иванова проводилась, в основном, специалистами отдела координации и контроля закупок продукции для государственных и муниципальных нужд ГУЭРиТ Ивановской области. Они проверяли законность действий чиновников городской администрации и сравнивали цены с результатами областных торгов.

Несмотря на сделанную предоплату на сумму более 65 тыс. рублей, "ремонт в школе №37 не начинался, строительные материалы не завозились". При этом заказчик - управление образования не располагает даже сметой, по которой выделялись бюджетные деньги.

Были прецеденты, когда договоры с поставщиками заключались по одной цене, а потом эта цена возрастала. По таким завышенным ценам поставлялись продукты питания, комплекты мебели для образовательных учреждений. И, что вообще странно, 582, 4 тыс. рублей, выделенные из областного бюджета на целевую программу "Подготовим детей в школу", ...не были использованы.

Деньги - тоже из областного бюджета, но выделенные "Территориальному центру социального обслуживания г. Иванова" по целевой программе "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Ивановской области в 2002 году", были использованы поставщиком продуктов питания детей по собственному усмотрению. Такой вывод можно сделать потому, что ни объем закупленных продуктов, ни их цены ни в каких документах не фигурируют.

Почему право по поставке детского питания в МУЗ "Дом ребенка специализированный" было отдано поставщику ООО "Вергуза-Торг" тоже останется тайной - ведь его цены были завышены на 17-31% по сравнению с остальными претендентами на заказ.

В итоге только на продуктах питания город "попал" почти на 114 тыс. руб. Как уже упоминалось городские цены сравнивались с областными, в которые входит стоимость доставки. Так вот, областной центр закупил все продукты дороже, за исключением гороха, геркулеса, пшена и чая в стограммовой пачке. Самые существенные разногласия оказалась в цене на творог (37 и 26 рублей с копейками за килограмм) и сметане (40 и 26 рублей).

Выводы

Средства муниципального бюджета г. Иванова расходуются неэффективно, отраслевые отделы и управления не соблюдают требования нормативно-правовой базы. Победителем на открытых торгах признается не тот, кто предложил самую низкую цену, размещение заказов часто происходит вообще без объявления торгов.

Объединение различных продуктов питания позволяет поставщику самостоятельно и не всегда объективно регулировать цены внутри товарной группы.

В нарушение Бюджетного кодекса РФ, реестры закупок не ведутся ни в одном из учреждений администрации г. Иванова.

Рекомендации

Перед проведением конкурсных торгов предварительно осуществлять анализ рыночных цен, разделить обобщенные наименования продуктов (овощи, крупа, мясо, рыба), чтобы определить минимальную цену и эффективнее контролировать поставщика.

При работе с суммами свыше 2500 МРОТ обязательно объявлять открытый конкурс.

Комментарии

Какова же судьба акта с результатами проверки? Он был подписан мэром Александром Грошевым, причем без разногласий, один экземпляр направлен вице-губернатору Александру Канаеву. Похоже, именно от него сегодня зависит, какие последствия будут иметь вышеперечисленные нарушения (материалы проверки могут быть переданы в прокуратуру). Больше никаких рычагов воздействия на ситуацию нет: по российскому законодательству, муниципии не входят в вертикаль власти и области не подчиняются. Но даже если городскими конкурсами заинтересуется прокуратура, "виноватых" найти будет очень трудно, считает начальник отдела координации и контроля закупок продукции для государственных и муниципальных нужд ГУЭРиТ Ивановской области Андрей Чужбинкин: формально ответственность лежит на конкурсной комиссии, а это орган коллегиальный.

- Самый большой минус - что в городе нет специализированного отдела, который занимался бы муниципальным заказом - сравнивал и контролировал цены, работал с поставщиками, искал более приемлемые формы, - говорит он. - Мы, например, давно разделили заказы на однотипные лоты: мясо - отдельно, молочные продукты - отдельно. Ведь поставщики обычно специализируются на нескольких видах продуктов, и если мы предлагаем поставить им весь продуктовый набор, то они вынуждены покупать часть набора у других поставщиков и, соответственно, предлагают более высокие цены. Город почему-то практикует именно такой подход.

- Можно ли по результатам проверки сказать, каковы масштабы злоупотреблений?

- Я очень осторожно отношусь к слову "злоупотребления" - их надо доказать. Поэтому пока можно говорить только о нарушениях. Что касается бюджетных средств, то перерасхода в прямом смысле, может, и не было: сколько запланировано, столько и потрачено. Другое дело, что эта сумма - фиксированная, и если поставщик предлагает более высокую цену, то просто уменьшается объем закупленных продуктов, выполненных услуг. Образно говоря, при одной сумме, выделяемой из бюджета на питание больных, те, кто лежит в больнице в районе, питается лучше больного, которого лечат в областном центре.

- Получается, чем честнее и грамотнее чиновник распорядится бюджетными деньгами, тем больше порции получат дети, больные и старики?

- Именно так.

Можно было порассуждать о том, что сам Бог велел мэрии экономить буквально на канцелярских скрепках, чтобы хоть как-то облегчить бремя долгов, нависших на городом. Но не хочется. Непонятно, почему законы надо рекомендовать выполнять, документы - согласовывать, заверять и подписывать, а к деньгам налогоплательщиков относиться с уважением. Потому что если об этом надо напоминать, то профнепригодность чиновников налицо. Осталось только найти, каких именно...

Елена НОВГОРОДОВА

22 Сентября 2003, 20:12 +162

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...