Долой договоры! Да здравствует рынок?

Законодательное собрание области приняло в первом чтении поправки к закону «О пассажирских перевозках». Из закона исключаются пункты об обязательности заключения договоров на право перевозки пассажиров с муниципальными органами власти. Именно договора являются сейчас главным камнем преткновения между маршрутчиками и администрацией города Иванова.

В свое время введение договоров вылилось в массовые акции протеста маршрутчиков. Представителей горадминистрации, которые ведали распределением маршрутов, не раз обвиняли в коррупции и лоббировании интересов отдельных предпринимателей в ущерб интересов остальных. Очень много споров вызвала деятельность административной комиссии, которая выявляла и штрафовала «неправильных» маршрутчиков. Пожалуй, самый известный владелец маршрутных такси, который отказался заключать договора с мэрией, Гоча Абурджания, даже вызвал гнев самого Александра Грошева. Кстати, судебный иск именно Г. Абурджания послужил поводом для принятия поправок в областной закон «О пассажирских перевозках».

Сам Г. Абурджания до вынесения судебного решения отказывается общаться с журналистами. Но весьма красноречив текст его судебного иска. Вот несколько цитат из этого документа. «Я, предприниматель, действующий без образования юридического лица, Абурджания Гоча Нодариевич, осуществляю предпринимательскую деятельность по пассажирским перевозкам маршрутными автобусами в городе Иваново с 1998 года, задолго до принятия оспариваемых норм областного закона. На данный вид деятельности мне выдана соответствующая лицензия. В настоящее время создано целое транспортное хозяйство, работает более 10 человек. Я уплачиваю все законно установленные налоги сборы. Однако оспариваемые нормы закона, запрещая мне осуществлять перевозки без договора с администрацией города, ставят мою деятельность под угрозу закрытия». «Принятие обжалуемых норм закона незаконно вводит ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в сфере деятельности по пассажирским перевозкам маршрутными автобусами, ставя их в зависимость от разрешающих либо не разрешающих решений местных органов власти…позволяет осуществлять перевозки исключительно тем субъектам, которые заключили договоры с органом местного самоуправления, а также предоставляют право муниципальным органам власти, а не самим предпринимателям, а также рыночным законам спроса и предложения, определять потребность в услугах по перевозке маршрутными автобусами. Перечисленные действия прямо запрещены ст.7 закона «О конкуренции…». «Оспариваемые нормы областного закона обязывают к заключению договора, целью которого как раз и ставится ограничить доступ на рынок хозяйствующих субъектов. Договор не отвечает интересам предпринимателей либо организаций, желающих осуществлять деятельность в сфере пассажирских перевозок, поскольку не предоставляет каких-либо встречных предоставлений со стороны органов власти. В добровольном порядке хозяйствующие субъекты не пошли бы на заключение данных договоров. Заключение договоров было бы возможным в случаях осуществления перевозок на экономически невыгодных, но социально значимых направлениях, с предоставлением хозяйствующим субъектам соответствующих компенсаций и льгот». «В настоящее время заключаемый договор служит ни чем иным, как орудием для искусственной монополизации рынка коммерческих перевозок со стороны органов местного самоуправления. Данный договор и условия его заключения служат фильтром для допуска на рынок новых участников, а также инструментом для удержания в постоянной зависимости действующих перевозчиков».

В качестве одного из ответчиков предприниматель привлек Законодательное собрание. И как заметил на пленарном заседании в четверг, 27 февраля, председатель комитета по экономическим вопросам Андрей Кабанов, выиграть этот суд у ЗС нет никаких шансов. В качестве альтернативы депутатам было предложено изменить закон, ставший предметом иска. Пока поправки приняты в первом чтении, но, судя по настроению депутатов, в таком же виде законопроект пройдет и через второе чтение, которое, по всей видимости, состоится через месяц.

Отмена обязательных договоров приведет к существенному изменению всей системы пассажирских перевозок в Иванове. Теперь горадминистрации будет гораздо сложнее воздействовать на маршрутчиков. Вполне понятно, что большинство предпринимателей увидят в устранении еще одного административного барьера только плюсы. Мол, рынок все урегулирует, и никакой перегрузки улиц маршрутками, повышенной аварийности (перспектива, рисуемая представителями горадминистрация) не будет. Но, вспоминая уже имевшуюся в Иванове практику дележа маршрутов с помощью очень убедительных мордоворотов, позволю себе усомниться в том, что хотя бы первое время после отмены договоров взаимоотношения между предпринимателями останутся в цивилизованных рамках. Так что, вполне возможно, нас ожидают новые «маршрутные войны».

Мы попросили высказать свое мнение об отмене договоров с маршрутчиками представителей заинтересованных сторон.

Глава города Иванова Александр Грошев:

- Если у Законодательного собрания есть такое право, то ради Бога. Нам, как говорится, баба с воза – кобыле легче. Но таким образом, получается, что городская администрация не будет отвечать за работу городского пассажирского транспорта. Поэтому боюсь, что вакханалия, развязанная владельцами маршрутных такси, которую мы всеми силами пытаемся удержать с помощью договоров и прочих мер, может усилиться. Лично мне кажется, что в этой сфере надо наводить порядок и на уровне области. Я еще не видел подготовленного документа. Но в любом случае в окончательном варианте закона должны быть определены рычаги воздействия на перевозчиков.

Частный предприниматель Александр Частин:

- Закон «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области» в том виде, как он существует сейчас, без всякого сомнения, противоречит российской Конституции и Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Тем самым местная власть ограничивает права частных перевозчиков.

- Доходит до абсурда. Я как законопослушный налогоплательщик, чьи водители работают на машинах со всеми необходимыми документами, организовал 120-й маршрут «Богданиха – железнодорожный вокзал». Он пролегает через Кохму. Так вот, мэр Кохмы сначала вообще запретил водителям делать остановки в этом городе, а потом смилостивился и все-таки выдал письменное разрешение, но только на две. Выходит, пусть люди мерзнут, пусть им неудобно добираться до дома от «узаконенных» остановок…

С маршрутами вообще творится непонятно что. Уже после того, как ивановской городской администрацией был проведен конкурс и заключены договоры, появились новые маршруты – 132, 55, 9, 10, 130, 145, 43. Они так и считаются незаконными, корме 10-го – его взяли и узаконили. А почему остальные оставили на птичьих правах?

Ни для кого не секрет, что депутаты гордумы господа Романовский и Корчагин одновременно являются членами двух комиссий - транспортной и административной, которые распределяют маршруты, составляют протоколы на нарушителей. В то же время они являются владельцами машин, которые осуществляют перевозки пассажиров в городе. Может ли здесь идти речь о справедливости и объективности?

Позиция администрации Иванова в отношении маршрутчиков всегда была непонятна. Казалось бы, чиновники должны быть заинтересованы в пополнении бюджета. Ведь чем больше работает частных предпринимателей, в том числе и перевозчиков, тем больше поступления в городскую казну. Однако на деле получается, что она многим чинит препоны.

И если поправки в областной закон будут внесены, это просто приведет местное законодательство в соответствие с федеральным. Кстати, аналогичный закон, который несколько лет назад был принят в Красноярском крае, еще в 2000 году был опротестован в судебном порядке. Краевой суд признал незаконным те же самые положения, против которых неоднократно протестовали перевозчики нашей области – в частности, требование заключать договора на перевозку пассажиров с гораминистрацией. Остается порадоваться торжеству справедливости и в Иванове.

- Но чиновники боятся, что с потерей рычагов воздействия на перевозчиков увеличится аварийность на дорогах. Что вы думаете по этому поводу?

- Конечно, очень важно, чтобы в полной мере соблюдался закон о безопасности дорожного движения. И контролировать нас нужно, но только не так, как это делает городская администрация.

Руководитель независимого партнерства «Ассоциация независимых перевозчиков маршрутных такси города Иванова» Михаил Дрюпин:

- Наша ассоциация не раз выходила в горадминистрацию с просьбой ввести в состав транспортной и административной комиссий независимого человека. Я предлагал свою кандидатуру – машин у меня нет, я просто представитель общественной организации, поэтому могу быть непредвзятым. Но мне сказали, что комиссии уже сформированы – по-моему, это просто стандартная отговорка. Видимо, в администрации не заинтересованы в том, чтобы кто-то следил за соблюдением справедливости.

Но решение ЗС внести поправки в местный закон о пассажирских перевозках - палка о двух концах. С одной стороны, конечно, хорошо, что предприниматели смогут свободно покупать машины и разрабатывать маршруты. С другой стороны, видимо, может кардинально снизиться качество обслуживания пассажиров, увеличатся пробки на дорогах. Есть также опасность появления на рынке множества молодых ретивых предпринимателей, чьи водители будут подрезать другие машины, нарушать график движения. Поэтому какой-то инструмент контроля за деятельностью перевозчиков должен быть. Но только не унтерпришибеевскими методами, как это делается сегодня, а в более мягкой форме.

Главное, нужно, чтобы за рулем не оказались случайные люди. А их и сегодня немало. Помните крупную аварию на 130-ом маршруте – тогда пострадало 8 человек. Я потом выяснил, что водитель две недели был в запое. Но ему все-таки выдали лицензию…

Между тем, в Питере, например, предприниматели-новички, решившие заняться пассажирскими перевозками, проходят через ассоциацию перевозчиков. Здесь собрана специальная компьютерная база данных по водителям, и можно сразу выяснить, кто есть кто. Поэтому за рулем не окажутся алкоголики или психически неуравновешенные люди.

Наша ассоциация, которая охватывает около 70 процентов перевозчиков, тоже накапливает такой опыт. Мы помогаем предпринимателям подбирать водителей, консультируем по различным вопросам, собираем банк данных. И могли бы выступить в роли саморегулятора этого рынка.

- Михаил Арсеньевич, многие опасаются, что после отмены договоров опустеют невыгодные маршруты, взлетят цены. Это действительно может случиться?

- Что касается цен, то они привязаны к бензину и стоимости проезда в общественном транспорте. А маршруты диктуются спросом. Если все будут ездить по одним и тем же, то многие будут возить сами себя. Единственное, что необходимо – согласование маршрутов в ГИБДД, чтобы не перегружать дороги. Я думаю, рынок многое расставит по своим местам.

Председатель комитета по экономическим вопросам ЗС Андрей Кабанов:

- Принятый нами областной закон полностью противоречил федеральному законодательству. В Красноярске уже был прецедент, когда после протеста прокуратуры аналогичный закон был вообще отменен.

- Но ведь, по сути, областной закон «О пассажирских перевозках» принимался именно для того, чтобы дать возможность муниципальным властям регулировать маршрутчиков. Какой смысл оставлять в силе остальные пункты, если с отменой договоров вы лишаете горадминистрацию рычагов влияния?

- Почему же. Мы оставили статьи, по которым перевозчики будут согласовывать с горадминистрацией сами маршруты. И если раньше горадминистрация могла отказать перевозчику в работе на определенном маршруте только на том основании, что он уже обслуживается, например, машинами Романовского (Вадим Романовский – депутат городской думы, работает на маршруте №1), то теперь основанием для отказа может быть только перегруженность или аварийное состояние улиц. Но это вопрос не нашей компетенции, и даже по большому счету, не городской администрации, а ГИБДД. Именно они должны ограничивать движение на определенных улицах, проверять техническое состояние «Газелей», проводить рейды. А горадминистрация улицы должна ремонтировать.

К тому же существующая система не доказала своей эффективности. Во-первых, мы имеем массовое недовольство тех, кто остался без маршрутов. Во-вторых, получили почву для коррупции, когда только от решения чиновника зависит, выедет кто-то на улицы или нет. Ведь чиновники отказывают перевозчикам в маршрутах без серьезных на то аргументов. Чем отличается какой-нибудь предприниматель от того же Романовского. База ремонтная похуже? Ну и что? Машины-то такие же, цены одинаковые. В-третьих, у нас отсутствует конкуренция. Простой пример. Год назад мы увеличили ставку вмененного налога на услуги пассажирских перевозок. В результате маршрутчики подняли на рубль цену за проезд. В этом году налог уменьшился в пять раз, а цены остались прежние. В-четвертых, система работала только против добросовестных маршрутчиков. Все остальные просто плевали на заключение договоров. Тот же Абурджания спокойно ездил по первому маршруту. Он-то, кстати, все налоги платит исправно.

- По вашему мнению, насколько осложнится ситуация с перевозкой пассажиров в Иванове после окончательной отмены договоров?

- Вопрос, который нас действительно пугает – это аварийность и загруженность улиц из-за большого количества «Газелей», которые будут обгонять друг друга. Но это, как я уже сказал, нужно решать ГИБДД и ремонтным службам города. Ставить запрещающие знаки и т.д. А рынок постепенно урегулирует количество маршруток, и цены, я думаю, будут снижаться.

- А что будет с машинами, которые работают на городских окраинах и не так прибыльны? После отмены договоров предприниматели оттуда уйдут.

У горадминистрации есть право формировать муниципальных заказ на обслуживание пассажиров, соответственно, заключать договора с любыми организациями. Пусть они договорятся с предпринимателями и компенсируют им потери на невыгодных маршрутах.

03 Марта 2003, 19:39 +113

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...