Дороги в очередной раз признаны "бедой"

Рассматривался план мероприятий по развитию дорожного хозяйства области на 2007-2009 годы, который предусматривает развитие автомобильных дорог на территории Ивановской области, улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния. Проректор по научной работе ИГАСУ, завкафедрой «Автомобильные дороги» профессор Александр Гриценко назвал документ «уникальным», так как он впервые представляет план развития объединенного дорожного хозяйства Ивановской области. Было много сказано о том, что именно дороги во многом определяют социально-экономическую ситуацию в области, влияют на ее инвестиционную привлекательность. Председатель комитета по дорожному хозяйству Ивановской области Евгений Емельянов привел следующие цифры. На автотранспорт приходится 75% объемов перевозок грузов и 75% внегородских пассажирских перевозок. Низкий технический уровень дорог значительно увеличивает транспортную составляющую в себестоимости продукции (по словам Емельянова, по сравнению с развитыми зарубежными странами, в 1,5 раза, плюс на 30% вырастает расход горючего). Напомним, что общая протяженность автомобильных дорог в Ивановской области составляет более 10 тысяч километров. Из года в год они финансируются только на 30-35% от потребности. Это привело к тому, что область практически не строит, мало ремонтирует и не имеет возможности развивать дороги в муниципальных образованиях. Много претензий и к конфигурации дорог: по мнению и дорожников, и простых пользователей, она несовершенна. «Дороги имеют ярко выраженную радиальную структуру с разомкнутыми связями, - заявил Евгений Емельянов. – Это приводит к тому, что у водителя немного альтернатив для выбора маршрута, а в некоторых районах этой альтернативы нет совсем, что приводит к перепробегу транспорта, и потере времени». Надо сказать, что предложенный правительству план мероприятий этих проблем не решает. Заявлено, что в 2007-2009 годах будет вестись работа по приведению дорог в нормативное состояние и развитию дорожной сети. Однако на все мероприятия (текущее содержание, капитальный и текущий ремонт, реконструкция и строительство) на три года заложено 8,8 млрд рублей. Из них областным дорогам достанется 4,5 млрд, муниципальным 3,3 млрд, федеральным – 1 млрд рублей. Нормативы же по содержанию и ремонту дорог – намного выше заложенных. Глава городского округа Вичуга Вячеслав Ступин сообщил, что только на содержание дорог требуется 790 млн рублей, а заложено в два раза меньше, финансирование ремонта (даже если предположить, что оно будет происходить раз в 10 лет) требует в 4,5 раза больше средств, чем предусмотрено. Наконец, строительство (самое «честное» по деньгам) заложено в мизерных объемах. Так, в 2006 году было построено всего 2 км новых дорог, реконструировано – 14 км. Зампредседателя Ивановской областной думы Валерий Васильев грустно сообщил, что в Японии расходы на дороги составляют 4% ВВП, в России – не более 1,8% (это при том, сколько дорог в Японии и какой там ВВП). Между тем, Ступин уверен: без дорог в полную силу не заработает ни один национальный проект. И предложил сделать дороги еще одним нацпроектом. Но в то же время он указал на системные проблемы дорожной отрасли: по мнению Вячеслава Ступина, строить больше дорог область …не сможет, если не озаботится развитием сопутствующих производств. На сегодняшний день в Ивановской области ощущается дефицит щебня, необходимо оснащать дорожные организации современным оборудованием, строить современный асфальтовый завод и пр. и вообще активнее привлекать в отрасль инвесторов. Инвестору может быть интересно участие в ивановских дорожно-строительных организациях, строительстве новых производств. Так, в Ильинском районе уже закуплено на 120 млн рублей оборудование для выпуска песчано-гравийной смеси. Перспективной может быть разработка карьеров в Тейковском, Фурмановском, Заволжском районах. Также Ступин предложил доверить инвесторам разведку новых месторождений. Большой проблемой для Ивановской области в целом и областного центра в частности скоро станет отсутствие объездной дороги вокруг Иванова. После того, как дорога Островское– Заволжск обеспечит выход на северный транзитный коридор, в обход Ярославля и Костромы, соединит южные регионы России с северным автодорожным коридором московского транспортного узла и загрузит мост через Волгу, а также после реконструкции автомобильной дороги Ковров–Шуя–Кинешма, транспортный поток захлестнет Иваново. Причина - при нынешних темпах финансирования строительство объездной дороги займет не менее 10 лет, так что этот вопрос нужно решать принципиально. А с вводом аэропорта загрузка дорог увеличится еще больше, особенно в направлениях на Ярославль, Кострому, Нижний Новгород. Больной, по словам Емельянова, вопрос по мостам, находящимся в аварийном и предаварийном состоянии (всего в Ивановской области 802 моста). Так, требуется ремонт мостам в Палехском и Ильинском районах, которые сегодня препятствуют движению через область по дороге Ростов-Иваново-Нижний Новгород. Руководитель областной федерации профсоюзов Александр Мирской указал на то, что в Ивановской области прерывается федеральный транзитный коридор Рыбинск-Волгоград, что необходимо строительство федеральной дороги вдоль реки Волги (что приведет к развитию всей волжской зоны – Плеса, Наволок, Кинешмы). Глава городского округа Вичуга Вячеслав Ступин предложил разработать и синхронизировать график строительства дорог в области с Росавтодором. Еще один существенный момент: как выяснилось, при разработке плана муниципалитеты спрашивали о потребностях и пожеланиях, а не возможностях. Большинство глав, предоставляя сведения, рассчитывали как минимум на софинансирование, а в документе оказались прописаны финансовые обязательства, непосильные для бюджетов муниципальных образований. Так что и здесь необходимы корректировки. Александр Гриценко справедливо указал на отсутствие критериев и приоритетов. Между тем, очевидно, что важны как социальные критерии (транспортная доступность каждого населенного пункта), так и технические (действующий ГОСТ очень жесток и требует много ресурсов на выполнение), и экономические (эффективность) дороги. Если определиться с ними, то можно тратить деньги на дороги более разумно и с большей отдачей. Также Гриценко считает, что необходим мониторинг состояния дорог, ведение постоянно обновляемой базы данных. это позволит не только отслеживать состав транспортных потоков, определять интенсивность движения и следить за состоянием сети автодорог, но и оценивать работу подрядчиков. В общем, план не отражает реальных потребностей автодорожного хозяйства области, а темпы его развития отстают от жизни. Это весьма сильно расстроило губернатора Михаила Меня. «Я, понимая важность этого вопроса, несколько раз откладывал его рассмотрение для детальной проработки. В итоге вопрос скомкали, возникло непонимание с муниципальными образованиями», - посетовал он. И дал 2-3 недели на доработку, согласование всех позиций и цифр – с прицелом заслушать доклад о развитии дорог в области снова. Елена Новгородова
31 Октября 2006, 16:13 +57

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...