Два мира, две экономики

О лукавости статистики и возможности «играть» с цифрами, по-разному трактуя данные, сказано, пожалуй, все. Тем не менее, умение или неумение обращаться с цифрами статистики может иметь серьезное значение при решении таких судьбоносных для регионального предпринимательского сообщества вопросов, как установление налоговых ставок на следующий год. Что и продемонстрировало очередное заседание оперативной рабочей группы по развитию малого и среднего предпринимательства, которое состоялось в среду, 14 июля. Смотря с чем сравнивать Предприниматели, входящие в рабочую группу, в очередной раз решили поднять вопрос об установлении льготной ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для всех видов деятельности. Напомним, что пару лет назад федеральный центр дал регионам право снижать на свое усмотрение ставку этого налога с 15 до 5 %. Ивановская область воспользовалась этим правом лишь в 2009 году, установив на 2010 год пониженную ставку, но не 5, а 6 % , и то не для всех, а для 24 видов деятельности. Причем представители бизнес-сообщества, подчеркивая необходимость установления пониженной ставки для всех, часто упоминают, что в число «льготных» видов деятельности попали атомная промышленность и добыча полезных ископаемых, при том, что предприятий малого бизнеса, работающего в этих сферах, в Ивановской области практически нет. С другой стороны, льготная ставка установлена для предприятий текстильной и швейной промышленности, пищевой промышленности и ряда других отраслей, в которых малый бизнес представлен весьма широко. Говорить о необходимости установления ставки 5 % для всех видов деятельности ивановское отделение ОПОРЫ РОССИИ стало еще в прошлом году, и продолжило вы начале этого года. Однако тогда чиновники мотивировали свой отказ снизить ставку тем, что бюджет на 2010 год уже сверстан и выпадающие доходы, возникшие в результате снижения ставки, пробьют в этом бюджете серьезную брешь. Поэтому теперь предприниматели начали загодя бороться за снижение ставки налога, взимаемого в связи с применением УСН, - летом, когда идет верстка бюджета на 2011 год. Для начала председатель ИРО ОПОРА РОССИИ Василий Скворцов напомнил, что действие областного закона № 128-ОЗ «О ставках налога, взимаемого в связи с применением УСН», прекращается с 1 января 2011 года, и необходимо продлить его действие. Затем Скворцов напомнил, что со следующего года в связи с реформированием единого социального налога платежи всех субъектов хозяйственной деятельности во внебюджетные фонды будут составлять не 26 %, как сейчас (субъекты малого и среднего бизнеса, находящиеся на специальных режимах налогообложения, платят значительно меньше), а 34 % от фонда оплаты труда. По мнению ОПОРЫ, это приведет к тому, что многие предприниматели перейдут на традиционную систему налогообложения, а кто-то просто начнет вновь «прятать» зарплату. При этом надо учитывать, что налог, взимаемый в связи применением «упрощенки» и ЕНВД идут в региональный и муниципальный бюджеты, а в случае применения традиционной системы налогообложения значительная часть налоговых отчислений поступает в федеральный бюджет. Кроме того, с нового года бизнес-сообщество традиционно ждет повышение тарифов на энергоресурсы, газ, ставок арендной платы и т.д. Снижение же ставки налога, взимаемого в связи с применением УСН, облегчило бы участь малого бизнеса в следующем году, уверен Скворцов. Основным оппонентом бизнес-сообщества традиционно выступил начальник департамента финансов Ивановской области Александр Грузнов. Как заявил Грузнов, по официальным данным Росстата, на сегодняшний день в секторе малого и среднего бизнеса отмечается рост прибыли, так что нет никакой необходимости давать дополнительные льготы. Впрочем, предприниматели в ответ привели данные Общественной палаты РФ: в прошлом году порядка 30% субъектов малого и среднего бизнеса в России сработали в ноль, еще примерно столько же разорились или сработали с убытками, и лишь чуть более 30% показали прибыль. Дискуссия затянулась, причем обе стороны сыпали цифрами из серьезных источников, так что создавалось впечатление, что чиновники живут в одном регионе, где экономическая ситуация весьма благополучна, а предприниматели – совсем в другой, где кризисные явления лишь чуть ослабели. Причины этих разночтений очевидны: предприниматели говорят о том, что рост в экономике едва наметился, и о выходе на докризисный уровень (а значит, и о возможности платить налоги, как до кризиса) пока и речи нет. Чиновники же сравнивают нынешнюю ситуацию с «аналогичным периодом прошлого года», который, будем надеяться, останется рекордным по падению всего и вся. И по сравнению с этим падением нынешняя стабилизация кажется существенным ростом. В результате дискуссии было решено, что предприниматели направят в правительство расчеты, подтверждающие их тезисы о том, что в следующем году налоговое бремя может стать непосильным для бизнеса. Первый замгубернатора Павел Коньков, который вел заседание рабочей группы, заявил, что действие 128-ОЗ, скорее всего, будет продлено и на 2011 год. Что же касается расширения перечня видов деятельности, для которых будет установлена льготная налоговая ставка, то он будет расширен, как минимум на одну позицию: с недавнего времени губернатор Михаил Мень очень озабочен плачевной ситуацией в сфере общепита (об этом ему рассказали рестораторы на встрече, которая состоялась в июне этого года). Так что рестораторам, работающим на УСН, видимо, дадут налоговые послабления. Конец льготам? Примечательно, что буквально через пару дней ситуация повторилась, но уже на муниципальном уровне. Руководство ивановской мэрии также формирует бюджет на будущий год, и в конце прошлой недели состоялось заседание комиссии по установлению ставки единого налога на вмененный доход (один из налогов, идущих в муниципальный бюджет). Как сообщил Василий Скворцов, ИРО ОПОРА РОССИИ предлагало снизить на 20 % коэффициент К2, применяемый при расчете ЕНВД. Этот коэффициент не менялся с 2008 года, однако предприниматели обращают внимание властей на то, что снижение оборота предприятий малого и среднего бизнеса по сравнению с 2008 годом составила от 30 до 50 % (в зависимости от сферы деятельности). Тем не менее, ЕНВД не просто остался на докризисном уровне – за последние 2 года этот налог вырос аж на 30 % за счет роста коэффициента-дефлятора (устанавливается Минэкономразвития РФ). Чиновники мэрии (как, впрочем, и представители областного правительства) упирают на то, что бюджет должен быть социально ориентированным, соответственно, необходимо повышать уровень налоговых поступлений. Более того, основной вектор в данном случае задает федеральный центр: на высшем уровне задана установка на то, что пора прекращать предоставлять льготы бизнесу, надо наполнять бюджеты всех уровней. В итоге на заседании комиссии было принято решение оставить коэффициент К2 на прежнем уровне. Насколько в результате вырастет налог, можно будет сказать только после того, как МЭРТ установит коэффициент-дефлятор на следующий год. Впрочем, как уже упоминалось выше, многие предприниматели сейчас раздумывают, не уйти ли на традиционную систему налогообложения. А в этом случае никакие дефляторы не помогут наполнить муниципальный бюджет. Анна Семенова
21 Июля 2010, 15:50 +71

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...