Две стороны ручной работы

И все же, чем дальше мы уходим от советского «рукоделия от бедности», чем глубже погружаемся кто в бизнес, кто в работу, кто в учебу, тем больше начинаем ценить изделия, сделанные руками, хранящие тепло этих рук и являющиеся настоящими произведениями искусства. Но так ли просто в Иванове купить вещь ручной работы? Что есть? Произнося слова «ручная работа» (или hand made) мы обычно представляем себе не такой уж большой набор предметов: это домашний текстиль, плетеные корзины, сундучки или мебель, оригинальную керамическую посуду, сувениры. Попытки найти все это в магазинах Иванова дают неожиданный результат. Дело обстоит как в советские времена: у всех все есть, а в магазинах ничего нет. Даже в профильных, казалось бы, торговых точках изделий ручной работы минимум. Если же говорить о том, что делается в Иванове, пожалуй, самым мощным направлением ручной работы является лоскутное шитье. Чего только не шьют мастерицы: покрывала, подушки, текстильные панно, шторы, всего не перечесть. Поскольку это искусство существует в рамках творческих клубов, авторы не варятся в собственном соку, а постоянно общаются с коллегами (в том числе и из других регионов), изучают новые приемы и осваивают изготовление новых видов изделий. Также довольно сильно развито изготовление изделий в технике батик. Сегодня это в основном аксессуары (платки, шарфы и палантины), а также одежда. Вышивка представлена главным образом в изделиях, выполненных в строчевышивальной технике. Она не является ручной работой в чистом виде, но участие машины в производстве с лихвой искупается наличием авторских сюжетов, сложностью и тонкостью работы. Изготовление украшений из кожи (некогда весьма популярное) сейчас переживает не лучшие времена. Если раньше в продаже можно было встретить экс- клюзивные изделия с использованием полудрагоценных камней, техники вития и плетения, то теперь изготавливаются в основном простенькие кулоны, подвески и браслеты. Причина довольна банальна: несколько мастеров, которые «задавали тон» на этом рынке, всерьез занимались подбором кожи и камней, изобретали собственные технологии и выполняли роскошные комплекты, ушли из этой сферы деятельности. Лозоплетение распространено больше в районах области (особенно в сохранившихся домах ремесел). Плетеные же изделия, представленные в магазинах, родом в основном из Китая. Оплотом бисероплетения остаются школы художественных ремесел и профильные кружки. Интересно, что такие техники, как макраме и вязание, развиваются в основном камерно: на продажу вязаные, и плетеные изделия почти не выставляются. Возможно, это связано с тем, что и вязание и плетение достаточно трудоемки, а спрос на такие изделия невелик. Их ценность у многих вызывает сомнения, ведь плести и вязать умеют многие. Да и отличить по-настоящему качественную авторскую вещь от простой поделки могут немногие. Достаточно интересно с точки зрения ручной работы реконструкторское движение (его цель — максимально воспроизвести быт прошлого). Именно реконструкторы сохраняют техники ручного ткачества, шитья, вышивки, кружевоплетения, изготовления кожаных изделий, ковки и так далее. Это отдельная и бесконечно интересная тема. В остальном же секреты ремесел, как и в старые времена, хранят мастера. Керамика Михаила Дюднева Михаил Дюднев начал заниматься гончарным делом уже будучи взрослым, когда привел в художественную школу своего старшего сына Дениса. Впоследствии Денис Дюднев закончил Ивановское художественное училище, Российский государственный гуманитарный университет (по специальности «история искусств»), получил целый ряд громких наград, в том числе городскую премию «Триумф» и премию Центрального федерального округа в области искусства. Глиняные скульптуры его работы есть в частных коллекциях Германии, США и других стран. Да и в родном городе Денису нередко заказывали и заказывают подарки для людей, у которых «есть все». Например, дружеские шаржи. Чтобы сделать такой шарж, автор ориентируется не только на фотографии человека, но и на рассказ близких о его характере и увлечениях. Михаил Дюднев, изначально лишь разделивший увлечение сына, впоследствии выбрал собственный путь. Его конек — это керамическая посуда. Чтобы делать качественные и оригинальные вещи, пришлось не только перелопатить много литературы, но и поездить по стране, перенимая секреты мастерства. Для того чтобы получить сосуд, обладающий свойствами древнегреческих амфор, которые сохранились на протяжении тысячелетий, просто вылепить и обжечь его недостаточно. Существуют особые секреты обработки поверхности, многократного обжига при соблюдении сложного температурного режима, которые помогают в создании керамической посуды обойтись без глазури. Среди изделий Михаила Дюднева традиционные кружки и крынки, наборы для вина, вазы, керамические панно. Далеко не все они сделаны в русском стиле, Михаил использует техники и формы, характерные для Египта, Грузии, ацтеков и майя. В некоторых ресторанах посуда, изготовленная Михаилом Дюдневым, подается самым дорогим гостям. Многие изделия, как и в древности, носят характер оберегов: комплекты кувшинов на косе, сплетенной из лыка, бусы. Мастеров, занимающихся керамикой, в Ивановской области крайне мало. По мнению Михаила Дюднева, это связано и с договизной оборудования и материалов (ведь керамика делается не на коленке, нужны гончарный круг, печи для обжига и многое другое), и с тем, что такое производство нужно еще где-то разместить. Даже судьба мастерской Михаила и Дениса Дюдневых сейчас не определена: это муниципальное имущество, включенное в план приватизации. За мастерскую в 2007 году уже заступался представитель президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко. Да и сейчас, как отмечает Михаил, ее можно было бы активнее использовать для нужд города: например, проводить там мастер-классы по гончарному ремеслу для туристов. Мастер и сейчас делится секретами ремесла со студентами и детьми, которые проявляют интерес к этому делу. Куклы Натальи Демьяненко Наталья Демьяненко известна как художник, автор великолепных натюрмортов. Еще одна грань ее таланта — изготовление кукол. Это увлечение пришло из детства. «Кукол я делала, сколько себя помню, с младых ногтей, — говорит Наталья Демьяненко. — Мне всегда было интересно мастерить, а главное — это дает быстрый результат: видя кукол, люди радуются, как дети, смеются и плачут. Такой реакции не вызовет ни одна картина, а для художника отзыв на работу очень важен. Когда даришь кукол, возникает ощущение, что ты осчастливил весь мир». По мнению Натальи, главное в изготовлении кукол — это вкус и мера. Так, иногда из целого мешка разноцветных и разнофактурных тряпочек извлекается одна-единственная, подходящая именно для этой куклы. Порой и сам материал вызывает вдохновение: например, какой-нибудь необычный мех, оригинальная ткань. Куклы Натальи Демьяненко в основном выполняются из текстильных материалов: трикотина, парчи, фланели, флока, ситца и сатина, искусственного меха, кусочков батика. В ход идут также бусины и бисер. Сюжеты самые разные. Есть коллекционные куклы: люди, собирающие, например, котов или мышей, пополняют так свои коллекции. Сейчас нередко заказывают семейных кукол: например, мышиное семейство, каждый из членов которого ассоциируется с членом обычной ивановской семьи. Русские куклы, изначально бывшие «бабами на чайник», а затем ставшие самостоятельными, могут быть сюжетными: например, баба с гусями, с ребенком на руках. Вдохновляет Наталью Демьяненко и русская народная демониана: русалки, ауки, буки, барабашки. Тема эта востребована в том числе и владельцами заведений общественного питания. А в детской библиотеке на Крутицкой есть фигура Гулливера высотой в 8,5 метра, сделанная Натальей совместно с мужем, Владимиром Демьяненко. Победу в конкурсе «Русь мастеровая» в Москве на Поклонной горе Наталье принесла кукла Георгия-Победоносца, изображенного в виде малыша, которого пестует матушка-Россия. Витражи Александра Тимофеева Александр Тимофеев живет в Плесе. В 1965 году он закончил Ивановское художественное училище, а затем отделение «Художественное стекло» МВХПУ (бывшее Строгановское училище). Несмотря на то что Александр много писал акварелью и маслом и даже проводил собственные выставки, серьезным его увлечением стала работа со стеклом. Его технология — обжиг стекла на керамических плитках в муфельной печи. Сам автор называет эту технику «стеклопластика», хотя и говорит, что начал применять ее потому, что в последние годы не имел возможности бывать на стекольных заводах и творческих дачах (в прошлые годы именно там создавались объемные композиции из стекла и хрусталя). Техника стеклопластики позволяет выполнить из цветного стекла декоративные панно любого размера. Дом Александра Тимофеева в Плесе — это практически музей, в котором собраны уникальные авторские работы: витражи, объемные композиции из цветного стекла, декоративные панно, живопись. Где купить? Вопрос о том, где купить изделие ручной работы в Иванове, до сих пор остается самым болезненным. Как уже говорилось, никакого специализированного магазина не существует. Даже «Этнос», через который продавались подобные работы, давно закрыт. Один из выходов — это участие в выставке-ярмарке «Город мастеров» в День города. Не случайно ивановцы так ценят эту ярмарку за возможность купить приглянувшееся изделие или познакомиться с мастером, чтобы впоследствии сделать заказ. Наших мастеров приглашают и в другие регионы. Михаил Дюднев уже побывал и в Чебоксарах, и в Костроме, и в Вологде, привозя отовсюду благодарственные письма и приглашения на последующие мероприятия. «Кстати, в городах с развитой туристической сферой мастеров больше поддерживают, помогают им, — говорит Михаил Дюднев. — У нас же пока пробуксовывает даже наше предложение создать какое-то подобие Арбата в Аптечном переулке, где можно было бы продавать картины, керамику и так далее». У Михаила Дюднева есть и сайт в интернете, который также стал инструментом продаж. И все же и мастера, и заказчики в Иванове в поиске друг друга вынуждены полагаться на сарафанное радио. Многие обращаются и в профильные учебные заведения, например в ИГТА. «Наши студенты многорукие, как Шива, — говорит профессор, заведующая кафедрой текстильного дизайна ИГТА Наталья Мизонова. — Они шьют сувениры, расписывают ткани и чего только не делают. И все это с душой. А ведь именно в этом состоит ценность ручной работы». Кстати, все кто имеет отношение к этой сфере деятельности, склоняются к выводу, что все-таки лучше обращаться напрямую к мастерам, а не покупать вещи на развалах. Ведь там можно под видом уникальной вещи купить изделие… китайских ремесленников. Марина Москалева
22 Июля 2009, 15:28 +165

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...