Двигатели модельного бизнеса: случайность и безысходность

Современным модницам надо каждый день перед выходом в свет благодарить судьбу за то, что они живут в начале XXI века, а не в начале XX. В противном случае перед ними вставал бы не только вопрос “Что надеть?”, но еще и “Как надеть?”, и “Как это всё потом на себе носить и не умереть?”

Ради моды можно и нужно было терпеть все. Несмотря на то, что от вуали краснел и мучительно чесался кончик носа, а зрение падало не хуже, чем от работы на компьютере, этот символ элегантности не выходил из моды до первой мировой войны. А милые, забавные шпильки для волос? Сейчас по размерам их легко можно было бы отнести к холодному оружию.

Но модельеры, наигравшись цветом и фактурой, все чаще обращаются именно к классическому наследию. И XII российский конкурс “Текстильный салон”, прошедший 19 ноября, стал ярким проявлением “тоски по мировой культуре”.

***

Коллекция “Горничная” Елены Чуркиной – классические силуэты в чистом виде, “Семейный альбом” Алексея Афанасьева порадовал использованием тканей из домашних архивов автора, “След Лили Брик” Артема Низова напомнил о поисках форм начала прошлого века, коллекция “Дым” Александра Петухова, по утверждению самого автора, навеяна портретами художников XVIII века.

А всего на “Текстильном салоне” модельеры показали 52 коллекции. Для официантов и бизнесменов. Для любителей вечерних прогулок и строителей карьеры. Для ценителей классики и поклонников гранжа. В общем, нынешний “Текстильный салон” был хорош разнообразием.

“Я всегда старался делать вещи чистыми и простыми,” - это стремление Юбера де Живанши многие участники “Текстильного салона” разделяют целиком и безоговорочно. “Выразительное прочтение формы, хорошие пропорции при скупой цветовой гамме” - эти слова В.Зайцева сопровождали коллекции модельера фирмы “Ланика” Натальи Калининой и студентки Нины Гусаровой из университета им. Косыгина.

***

Номинация “Детская одежда” была полна традиционными принцессами в белом и с бантиками на рукавах. Они напомнили собравшимся о правилах хорошего тона для истинных леди. “Комильфо” - это перчатки до локтя, зонтик с кружевами и длинная-предлинная юбка.

Джинсовые королевы дискотек убедительно продемонстрировали юношеский максимализм: делая выбор между большой и сладкой конфетой, выбирать надо большую. Так и в одежде: ее должно быть много – это раз, а на одежде должно быть много всяких “фенечек” - это два. В. Зайцев позже на мастер-классе деликатно заметил: “Коллекция перегружена деталями”.

Жалко, что вне конкурса прошел показ детского театра моды из Кирова “Вдохновение”. “Большие шалости маленьких модниц” стали одним из украшений этой номинации. Идея простая – что делают маленькие девочки, когда остаются одни? Они надевают мамины платья (в ретро-стиле – с заниженной линией талии, с поясом на бедрах и боа на плечах), они рисуют фломастером полоски на колготках, они нарушают строжайший запрет “не приближаться к маминой косметичке ближе, чем на два метра” и красят губы. В общем, шалят изо всех сил.

***

Впервые во время показа одежды отдельным дефиле прошла демонстрация аксессуаров. Ярославский модельер Марина Олешко показала на подиуме шляпки дизайн-студии головных уборов. От цилиндров до широкополых шляп – все украшения женской головки богато декорированы и готовы для выхода в большой свет.

Еще одна новинка “Текстильного салона” - демонстрация коллекции летней женской одежды из тканей с термохромным эффектом, то есть меняющих цвет под воздействием тепла. Коллекция - плод сотрудничества ивановского модельера Татьяны Савосиной и московской научно-исследовательской фирмы “ЦЕМЕСС-сервис”. В холле Дворца искусств желающие могли оценить “фишку” самостоятельно – на ощупь, на цвет и свет. Общее мнение – новинка у ивановских покупателей получит признание.

***

Конечно, были не только новые материалы, но и поиски новых смыслов, новых сочетаний, сочленений, пропорций. Новое не всегда приручается, не всегда удается адаптировать материал к образу. Меховое белое “болеро” на мужчине смотрится, как бы помягче выразиться, странно. В этом есть известный каприз, но нет пафоса. Цилиндр с рваными колготками в сеточку? Пафос в этом сочетании, несомненно, присутствует, но нет органики. Конечно, при желании гармонические созвучия можно найти и в звуках воды, льющейся в батарее центрального отопления, но для этого нужно иметь очень хороший слух.

Однако подобные вещи - совершенно необходимая часть конкурсной мозаики. У человека, способного на эксперимент, есть полное право на несовершенство.

***

Мэтр российской моды во время своего мастер-класса был краток, категоричен и афористичен.

“Детей надо приучать к хорошему вкусу в одежде с детства, а не заниматься клюквой и мармеладом в одежде”.

“Очень трудно, столкнувшись с бизнесом, остаться художником”.

“Фантазия рождается от безысходности”.

“Возьмите за правило - каждый день начинать с наколки по муляжному методу. Ищите форму. Муляжный метод хорош тем, что его невозможно предсказать. Модельер не защищен от случайностей. И это прекрасно. Это такой кайф, когда кусок ткани превращается в произведение искусства”.

***

Некоторые коллекции были удостоены персонального “разбора полетов” на зайцевском мастер-классе. Разбор показал не только безупречный вкус, но и жесткость мэтра (попутно он вспомнил, как ему приходилось “учить” бывших выпускников “Лаборатории моды” - так, в воспитательных целях ему пару раз пришлось уйти с показов Андрея Шарова).

“Шоколадный джаз” Анастасии Саловой: грамотная, выразительная, четкая, но узнаваемая коллекция, нет новизны в решении образа”.

“Красные дьяволята” Анастасии Панченко: не очень удачная транскрипция темы, задатки есть, решение объемов – неточное, мешает нагромождение деталей.

“Фасоль, ваниль и курага” Тамилы Мамедовой: заваливается и по цвету, и по форме.

“Атласно-трикотажный” Маргариты Друсченко: атлас – хлипкая, скользкая ткань, очень сложная для восприятия. В нем есть какая-то маслянистость, и женщина в нем выглядит незащищенной. Добавлять атлас в качестве отделки вообще не рекомендую.

“Природы дивные дары” Татьяны Черновой - нет чувства материала, тяжелые, перегруженные модели.

***

Классические силуэты, оригинальные цветовые гаммы, творческие всплески. А в чем по большому счету смысл “Текстильного салона”?

По мнению директора Сочинского дома моды Людмилы Ивановой, “Текстильный салон” – это продолжение образовательного процесса, его практическое применение. Больше того – салон служит точкой отсчета в новом календаре, предложенном Людмилой Арсеньевной. Если у всех людей Новый год начинается с января, то у модельеров он начинается в ноябре на “Текстильном салоне”, а заканчивается на “Бархатных сезонах в Сочи”.

По словам президента Салона Вячеслава Зайцева, у нас немного конкурсов, которые серьезно работают как школы для модельеров. “Текстильный салон” - один из них. И поэтому его нужно беречь и развивать. Одним из главных достижений XII “Текстильного салона” В. Зайцев назвал то, что на подиуме были показаны ансамблевые решения мужских моделей одежды. Это большой сдвиг в понимании мужской моды – модельеры стали уделять внимание не только костюмам, но и аксессуарам.

На “Текстильном салоне” каждый получил то, что хотел.

Новые технологии производства. Филигранную игру эстетической мысли – с временами и стилями. Тонкие цветовые нюансы. Яркие, чистые и контрастные цвета.

Там были полностью законченные коллекции, и идеи, едва-едва облеченные материей. И это хорошо. Совершенным бывает механизм, а организму всегда чего-нибудь не хватает для полного счастья. Зато у него есть возможность развиваться, чего полностью лишена механическая конструкция. “Текстильный салон” - структура органического происхождения.

***

Генеральными спонсорами “Текстильного салона-2004” стали Ивановский филиал “Центртелеком”, ОАО “МК “Кранэкс”, ОАО “Серебряный город”.

Галина Кузнецова

Победители “Текстильного салона-2004”

В номинации “Промышленные коллекции” гран-при получила коллекция “Предание” Ольги Даниловой и Ольги Голубевой, (“Айвенго”, г.Иваново), 1 место заняла коллекция “Напоказ” Натальи Калининой (фирма “Ланика”, г.Иваново).

В номинации “Детские коллекции” лучшей признана коллекция “Нежность” Людмилы Жуковой (сшита для фабрики “Новый мир”).

В номинации “Авторские коллекции” победителями стали ивановские модельеры Анна и Алексей Бородулины с коллекцией «Грани».

В номинации «Студенческие коллекции» обладателем гран-при стал студент ИГТА Артем Низов с коллекцией “След Лили Брик».

Призы журналистской симпатии получили Анастасия Салова (Донецкий институт конструирования), Артем Низов (ИГТА), Дизайн-студия головных уборов (г.Ярославль) и «ЦЕМЕСС-сервис» (г.Москва).

Впервые на “Текстильном салоне” обладатели Гран-при и победители во всех номинациях получили памятный знак. Знак разработан и выполнен на ювелирном предприятии “Красная Пресня”.

23 Ноября 2004, 12:58 +100

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...