Единый могучий вмененный налог…

Главы Налогового кодекса РФ, касающиеся “вмененки” и “упрощенки”, вступить в силу еще не успели, но уже исправлены и дополнены

В четверг, 28 ноября, и предприниматели, и чиновники вздохнули с облегчением – депутаты Законодательного собрания проголосовали за принятие закона Ивановской области "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Почему обрадовались предприниматели, подпадающие по виду деятельности под действие закона, понятно: если бы он не был принят на этом заседании, то не вступил бы в силу с 1 января 2003 года, и в первом квартале им пришлось бы платить налоги по традиционной схеме (размер которых в разы превышает даже самый “драконовский” вариант “вмененки”). Причины радости властей - законодательной и исполнительной – “зарыты” глубже: с одной стороны, налоги, которые могли быть начислены “по традиции”, существенно пополнили бы бюджеты, но при одном немаловажном условии – их еще надо умудриться собрать. А как показывает практика, понятие “налогооблагаемой базы”, да и существование самого предприятия-налогоплательщика могут быть очень даже относительным. Так что начальник областного финансового управления Александр Грузнов еще до начала обсуждения закона депутатами заявил, что на пленарное заседание вынесен согласованный вариант закона, бюджет Ивановской области на следующий год сверстан уже в соответствии с этими согласованными изменениями налогового законодательства, так что в прениях он участвовать не будет.

А прений и не было. Потому что еще на стадии многочисленных обсуждений были учтены интересы законодателей, областной администрации, налоговых органов и предпринимателей и сделаны все расчеты. К тому же закон можно поддкорректировать впоследствии, и эти поправки будут иметь обратную силу.

УЖЕ ЗАКОН…

По закону “О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" налог составит 15% от вмененного дохода, плюс выплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые, в зависимости от объекта налогообложения,“уменьшают общую сумму уплачиваемого налогоплательщиками единого налога (но не более чем на 50%) либо принимаются к вычету при исчислении налоговой базы”. Чтобы воспользоваться “вмененкой”, надо заниматься подходящим видом деятельности (перечень этих видов значительно сузился: оказание бытовых услуг населению, ветеринарных услуг, услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств, розничная торговля и общественное питание - на площади не более 70 кв.м, оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов). Расчет величины вмененного дохода, или налогооблагаемой базы, производится с учетом трех коэффициентов. Если учесть, что К1 (зависящий от территориального расположения предприятия и кадастровой стоимости земли, с которыми и в центре, и на местах – полная неясность), по инициативе правительства РФ, будет равен единице, в К3 заложена инфляция, то наиважнейшим оказался корректирующий коэффициент базовой доходности К2, значения которого и определяет соответствующий местный закон. Он учитывает рыночные условия и территориальное расположение (подкоэффициенты П1 и П2), виды осуществляемой деятельности (П3) и ассортимент – для розничной торговли (П4). В среднем новый закон повысил ставки на 30-40% - об этом позаботились и предприниматели, и депутаты, методично на калькуляторе рассчитавшие оптимальные подкоэффициенты для каждого вида деятельности, чтобы налоговая нагрузка увеличилась более-менее равномерно для всех. Однако федеральный закон задал такую методику расчета налогооблагаемой базы, что местные законодатели, имевшие право скорректировать лишь один из трех расчетных коэффициентов, даже заложив максимальные ставки, запрограммировали снижение налогов для нестационарной (ларечной) торговли и маршрутных такси. Правда, последних озадачили введением транспортного налога, закон о котором был также принят 28 ноября, сразу вслед за законом о “вмененке” (см. стр. 34 и 59 «Почем нынче лошадиная сила?»).

…И КОММЕНТАРИИ К НЕМУ

Один из активных участников обсуждения проекта, предприниматель, директор ЗАО “Восток” Александр Фомин, самим фактом принятия областного закона удовлетворен: в ходе согласований были выработаны приемлемые рамки налогообложения. Однако это не мешает ему лишний раз напомнить об объективных недостатках налогового законодательства в целом:

- Из всей эпопеи поддержки малого бизнеса принятие этого закона – единственная “благая весть”. Но все мы немного удивлены тем, как наше государство позиционирует малый бизнес. По площади его ограничили, то есть магазин, условно говоря, площадью 71 кв.м. автоматически переходит на традиционную систему налогообложения, груз которой вынести просто не сможет, и его хозяин будет искать “обходные пути”. Если у него будет возможность перейти на упрощенку (точнее, уже была, так как вышли все сроки), то необходимость платить 6% с оборота заставит этот оборот прятать, сматывая кассовые аппараты, а необходимость отдавать 15% доходов, в которые включены расходы на приобретение товара, - себе в убыток…Видимо, только ларечная торговля и является в понимании депутатов Госдумы малым бизнесом, раз так снижены ставки. Между тем общеизвестно, что это неучтенные деньги, фальсифицированный товар и социально неустроенные работники. Получается, слова о поддержке – это одно, а закон – совсем другое.

Владелец юридического бюро “Консалт” Сергей Сорокин, как юрист, сосредоточился не на глобальных – “идеологических”, а на весьма конкретных недостатках принятого закона “О едином налоге на вмененный доход”. Сергей Сорокин:

- И в федеральном, и в областном законе не расшифровывается понятие “иные виды бытовых услуг”, что, несомненно, вызовет множество толкований и ошибок. Конкретный пример: установка шумоизоляции относится к этой категории или к “техническому обслуживанию транспортных средств”? Конечно, существует классификатор, у юристов он есть, но это толстенный талмуд, который больше нигде не публикуется и предпринимателям недоступен. Ограничения по площади неизменно приведут к дроблению предприятий розничной торговли – и физическому, и юридическому, - и мы можем “недосчитаться” удобных магазинов самообслуживания. Также я бы отметил, что этим же законом с 1 января 2003 года признаются утратившими силу Закон Ивановской области "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Ивановской области" от 12.09.96 и Закон Ивановской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 26.09.99. А 1 января 2003 года получится так, что одновременно вступят в действие и главы Налогового кодекса РФ, касающиеся “вмененки” и “упрощенки”, и поправки к ним. Это самое наглядное свидетельство того, насколько добросовестно подошли к разработке налогового законодательства для малого бизнеса, раз потребовалось срочно его дополнять и уточнять. А поправки внесены существенные: например, уточняется, что ограничения по площади в 70 кв.м. касаются одной торговой точки, а не нескольких принадлежащих одному физическому или юридическому лицу. Уточняется, что если товар ввозится из-за границы, при его растаможке НДС уплачивается (причем тот, кто работает по упрощенной системе, может при определении налогооблагаемой базы уменьшить свои доходы на сумму таможенных платежей). Теперь налогоплательщики не смогут платить налоги так, как считают удобным. Например, предприниматель занимается и оптовой, и розничной торговлей, последняя у него на едином налоге на вмененный доход, и если раньше он мог вообще не платить налог на имущество (“вмененка” это предусматривает), то теперь за опт платить будет – пропорционально выручке. Что еще касается “вмененки”, услуги ломбардов исключены из бытовых услуг, хотя в классификаторе они указаны как бытовые. Но, по мнению Правительства РФ, доход на одного работника ломбарда значительно выше доходности, установленной Кодексом бытовых услуг. По этой же причине предусмотрено исключение из розничной торговли реализации ювелирных изделий, легковых автомобилей и мотоциклов с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт, а также нефтепродуктов, т.е. данные виды деятельности не смогут воспользоваться льготной системой налогообложения. Эти поправки предусматривает законопроект, который депутаты Государственной думы рассмотрели пока только в первом чтении, так что эти изменения наверняка не последние и не окончательные. А на сегодня ни много ни мало уже предусмотрено 1247 поправок...

Предпринимателям же остается платить налоги (чутко отслеживая все изменения) и спать спокойно. Лишь бы не получилось как в анекдоте: “Заплатил? – Да. – Спишь? – Нет. – Почему? – Объясняю налоговой, откуда у меня столько денег, чтобы заплатить все налоги…”

Елена Новгородова

02 Декабря 2002, 18:56 +63

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...