Единый налог на вмененный доход: юристы прогнозируют проблемы

Единый налог на вмененный доход, закон о котором принят Законодательным собранием Ивановской области в конце ноября, как известно, вступит в силу с 1 января 2003 года. Но уже сегодня юристы формулируют свои претензии к содержанию закона, что, несомненно, отразится на его исполнении: они не согласны с тем, каким образом областные законодатели обошлись с коэффициентом К2.

ВРЕЗКА

Напомним, что Налоговый кодекс РФ считает базой для исчисления суммы единого налога величину вмененного дохода, который рассчитывается как произведение базовой доходности (она зависит от вида деятельности) и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. В зависимости от этого НК устанавливает величину базовой доходности для каждого вида деятельности. (Например, для розничной торговли в торговых залах, она составляет 1.200 рублей, а физическим показателем является 1 кв.м.)

Установленная базовая доходность может корректироваться тремя коэффициентами - К1, К2 и К3.

Первый учитывает особенности ведения бизнеса в зависимости от типа муниципального образования, населенного пункта или места расположения, в том числе и внутри населенного пункта. Определяется исходя из кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром.

К2 должен учитывать совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности: ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности. Значение коэффициента устанавливается субъектами РФ.

К3 - коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги). Устанавливается Правительством РФ.

Таким образом, регионы почти не имеют возможностей по регулированию системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход: они вправе лишь ввести единый налог на своей территории, определить виды предпринимательской деятельности и установить значение К2, что и было сделано областным законом.

МЕСТНЫЙ К2: НЕПРАВИЛЬНЫЙ…

По мнению директора юридического бюро «Консалт» Сергея Сорокина, закон Ивановской области не прописывает значения коэффициента К2: «Налоговый кодекс установил право субъектов федерации определить значения коэффициента К2 в пределах от 0,1 до 1 в целях учета особенностей ведения предпринимательской деятельности.

Вместо этого в областном законе указано, что размер коэффициента К2 рассчитывается как произведение показателей П1, П2, П3, П4. Получается, вместо одного коэффициента К2 областной закон установил значения четырех других показателей - П1, П2, П3, П4, и в Ивановской области базовая доходность будет корректироваться не тремя коэффициентами, а шестью: К1, П1, П2, П3, П4, К3. А поскольку Налоговый кодекс определил право субъектов федерации устанавливать значение только одного корректирующего коэффициента К2, а фактически установлено 4 коэффициента (показателя), следует признать, что областной закон в этой части противоречит Налоговому кодексу. Похоже, это прецедент, поскольку в других регионах К2 установлен единым значением».

Плюс – отмечает Сергей Сорокин – введением подкоэффициентов П1 и П2 областные законодатели буквально продублировали коэффициент К1: все они зависят от места расположения (П1 под видом «рыночных условий» зависит от вида населенного пункта:

Иваново - 1,0; Кинешма, Кохма, Шуя - 0,7; Ивановский (за исключением Кохмы) и Кинешемский районы, города области - 0,4; населенные пункты в районах области (в том числе в сельской местности) - 0,33). Показатель П2, учитывающий «иные рыночные условия», зависит от места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта: центр населенного пункта - 1,1; для предприятий и организаций, входящих в единую систему военной торговли - 0,5; окраины населенных пунктов, пригородные районы - 0,7; "среднее кольцо", промышленные и "спальные" районы - 0,9.

Таким образом, установление показателей П1 и П2 является прямым противоречием ст. 346-27 Налогового кодекса, в которой указано, что особенности населенного пункта или места расположения учитываются коэффициентом К1, а коэффициент К2 должен учитывать совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности. А что же показатели П3 и П4? Они представляет собой таблицы с коэффициентами: П3 - для различных видов деятельности, а П4 –для розничной торговли в зависимости от ассортимента. Перемножать их просто не имеет смысла, так как установлены они для разных видов деятельности.

…НЕПОСТОЯННЫЙ

Есть вопросы и к следующей норме, прописанной в законе Ивановской области: «Установить, что в случае принятия нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, касающихся действия или применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядок и (или) условия определения коэффициента К2 подлежат изменению с начала следующего налогового периода».

Во-первых, эта норма подчеркивает, что коэффициент К2 не закреплен в виде конкретных значений, а установлены «условия его определения», что, как указано выше, противоречит Налоговому кодексу. Во-вторых, налоговый период по единому налогу - квартал, а пунктом 7 ст.346-29 НК установлено, что значения коэффициента К2 определяются субъектом РФ на календарный год. Следовательно, федеральный закон не предусматривает какие-либо изменения значений К2 (или условий его определения) «с начала следующего налогового периода».

…И НЕПОНЯТНО, ЧТО ИМЕЛ ВВИДУ

В областном законе прописано, что «границы центра, "среднего кольца", "спальных", промышленных, окраинных и пригородных районов городов и населенных пунктов Ивановской области устанавливают и утверждают представительные органы муниципальных образований». Нужно ли определять центр и окраины, например, в деревне с одним магазином и пунктом бытовых услуг? А без определения границ внутри населенного пункта нет возможности определить показатель П2 и, соответственно, рассчитать налог…

Вывод юристов конструктивен, но категоричен: «Если исключить показатели П1 и П2, а П3 и П4 объединить в одну таблицу, то мы получим искомое «значение коэффициента К2». Но для этого необходимо внести изменения в только что принятый областной закон, учесть все несостыковки и удалить противоречия. Все это означает, он нуждается в изменениях для приведения его положений в соответствие с Налоговым кодексом».

У одного из разработчиков закона Ивановской области, генерального директора ЗАО «Восток» Александра Фомина несколько иная точка зрения. Он считает, что, сделав К2 произведением нескольких поправочных коэффициентов, законодатели не погрешили против Налогового кодекса: они установили значение, только «гибкое», и прокуратура возражений не имела. Не согласен Фомин и с тем, что П1 и П2 дублируют коэффициент К1. Во-первых, П1 и П2 прописывают именно местные особенности расположения предприятия-налогоплательщика - заложенная в К1 кадастровая стоимость земли не в состоянии определить «особенности ведения бизнеса в зависимости от типа муниципального образования, населенного пункта или места расположения, в том числе и внутри населенного пункта». Во-вторых, в связи с тем, что кадастровая стоимость земли не определена еще ни на федеральном, ни на региональном уровнях, К1 в 2003 году, скорее всего будет равен единице и при всем желании не сможет реально регулировать налогообложение. И если отменить П1 и П2, сельские и городские предприниматели окажутся в неравных условиях. Так что принятый вариант областного закона о едином налоге на вмененный доход он склонен считать оптимальным.

ПО СУЩЕСТВУ

А по существу единого налога на вмененный доход не утихают споры, особенно в свете заботы государства о малом бизнесе и защиты его, бизнеса, от произвола субъектов Федерации. Еще при принятии соответствующей главы Налогового кодекса Торгово-промышленная палата была категорически против такого варианта, а комитет Совета Федерации по промышленной политике дал отрицательное заключение. Член Совета Федерации РФ Олег Чиркунов в публикации газеты «Ведомости» даже назвал налог «невменяемым» - по причине его, мягко говоря, несовершенства: «Начнем с того, что данный вид налога не предусмотрен первой частью Налогового кодекса, а из Основ налоговой системы его в спешке исключили. Между тем в соответствии с федеральным законодательством налоги, не установленные законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», не взимаются. Но это еще полбеды – беда, как всегда, кроется в нюансах. Данный налог не может быть признан законно установленным, так как не определены или не точно определены элементы налогообложения, нет порядка исчисления налога; налоговая ставка определена не от налоговой базы, а от объекта налогообложения; продолжительность налогового периода не соответствует временному интервалу, за который в расчетах применяется базовая доходность. И самой главной из проблем является невозможность применения К1, рассчитываемого от кадастровой стоимости земли. Невозможно это ввиду отсутствия самого кадастра. Сейчас правительство предлагает отменить этот коэффициент. Но не надо забывать, что он является понижающим, а следовательно, его отмена существенно ухудшит положение налогоплательщика по сравнению с действующей редакцией Налогового кодекса. Вызывает сомнение, что попытка отмены этого коэффициента на следующий день после публикации закона в прессе – получится своеобразный новогодний подарок малому бизнесу – будет соответствовать первой части Налогового кодекса».

Также Олег Чиркунов, подтверждая опасения ивановских юристов, говорит о том, что «даже теоретически нет варианта решения этой проблемы без грубого нарушения действующего налогового законодательства».

Елена Новгородова

23 Декабря 2002, 19:15 +82

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...