«Эффективное решение транспортных задач – это не эксперименты с подвижным составом и пассажирами»

Начальник комитета по транспорту и связи г. Иваново – о том, будет ли меняться ситуация с общественным транспортом в областном центре

Анна Семенова

К работе общественного транспорта в Иванове нет вопросов, пожалуй, только у тех, кто пользуется исключительно личным автомобилем. Совещания, проводимые по этой проблеме с участием жителей, если и не превращаются в митинги, то проходят, по крайней мере, на повышенных тонах. В конце июля на должность начальника комитета по транспорту и связи администрации г. Иваново был назначен Михаил Дрюпин – человек, который в середине 2000-х годов активно отстаивал права перевозчиков, а пару лет назад сам стал регулировать их деятельность в областном комитете по транспорту и связи.

Ждут ли ивановцев какие-то кардинальные изменения в сфере общественного транспорта? Будет ли серьезно пересматриваться маршрутная сеть? Имеет ли под собой основания недовольство перевозчиков результатами конкурсов на маршруты? Об этом и многом другом рассказывает Михаил Дрюпин.

- Михаил Арсеньевич, оцените нынешнюю ситуацию в сфере общественного транспорта в Иванове – с точки зрения руководителя комитета по транспорту. Какие проблемы в этой сфере, на ваш взгляд, являются наиболее серьезными, реально ли их решить?

- Ситуация в данном сегменте экономики стабильна. Не надо далеко ходить, достаточно просто обратить внимание на следующие факторы:

- на маршрутах появилось больше автобусов категории М3 (тип ПАЗ, Богдан);

- маловместительные «ГАЗели» вытесняются 18-местными иномарками (Мерседес, Форд, Фиат, Пежо), которые нашли популярность среди населения, и перевозчики стали закупать такие автобусы;

- весь подвижной состав перевозчиков, работающих по договорам с администрацией города Иванова, оборудован терминалами для приема оплаты за проезд с помощью социальной карты жителя Ивановской области.

- Ивановская городская дума выделила деньги на проведение обследования пассажиропотока, что на выходе даст новую рекомендованную пассажирскую сеть, которая учтет популяционно-географический рост города и пожелания жителей по корректировке графиков и путей следования транспорта. В результате мы должны получить повышение качества транспортного обслуживания, как в части маршрутов, так и в части времени работы общественного транспорта.

О серьезных проблемах. Конечно, имеются некоторые «шероховатости» в качестве услуг, но они субъективны, и связаны с недисциплинированностью водителей, которые в вечернее время спешат быстрее покинуть маршрут из-за уменьшения пассажиропотока, не думая о последствиях нарушения договорных обязательств своих автопредприятий.

Мы отслеживаем таких нарушителей благодаря сообщениям от граждан. А затем или уведомляем перевозчика о возможных негативных последствиях юридического характера, или, если это «рецидивист», то есть перевозчик, многократно нарушавший условия договора, прекращаем договорные взаимоотношения.

Можно обозначить еще одну проблему: есть некоторые удаленные от центра районы, жители которых хотели бы, чтобы сообщение с центром города было беспересадочным. Это ТЭЦ-3, район меланжевого комбината, район ул. Некрасова, район Нарвских улиц. Скажу, что глава администрации города Иванова потребовал взять изучение этой задачи под особый контроль и подготовить предложения по ее решения незамедлительно после окончания работ по обследованию пассажирской сети. Будем прорабатывать вопрос о возможности открытия новых маршрутов в эти районы или о корректировке существующих. В конце года эти вопросы получат широкое освещение.

- Ваше мнение по поводу необходимости изменения маршрутной сети общественного транспорта.

- Маршрутная сеть не изменялась давно. С 1999 г., когда по улицам поехали первые маршрутки, и до настоящего времени эта сеть подвергалась частичному изменению. Один маршрут создавался, другой закрывался. Количество автобусов на маршрутах то увеличивалось, то уменьшалось. Маршруты то изменяли в одну сторону, то в другую. В общем, проводились одни эксперименты.

Сейчас представился случай оценить имеющуюся сеть, принять во внимание все пожелания жителей города, и создать соответствующую требованиям 2014 года модернизированную систему транспортного обслуживания, основанную на расчетах с использованием отработанной на практике методики, ориентированную на подвижность населения, снижение аварийности, современные механизмы развития экономической конкурентной среды.

Эффективное решение транспортных задач – это не эксперименты с подвижным составом и пассажирами, а объективно рассчитанная работа маршрута, где каждая единица транспорта едет строго по своему расписанию.

- Перевозчики, как правило, упрекают администрацию в том, что конкурсы на право осуществления перевозок пассажиров проводятся «нечестно». Как бы вы оценили то, что сейчас происходит в этом вопросе? Планируются ли какие-то изменения?

- Во-первых, не только перевозчики, «как правило», недовольны решениями конкурсных отборов. Любой конкурс, даже на приобретение канцелярских принадлежностей, предполагает наличие победителя и проигравшего. Так что допуск на рынок пассажирских перевозок происходит открыто, законно, при условии предоставления равной возможности состязания субъектов и победе того, кто максимально обеспечит безопасность перевозок, их регулярность, соблюдение установленных законодательством норм и правил.

Голословное обвинение власти в «нечестности» проведения конкурсных процедур не находит подтверждения ни в одной судебной инстанции. Ни одного результата конкурса, ни одного требования конкурсной документации, которые рассматривались в судебных инстанциях, не было отменено или признано незаконным.

Более того, когда некоторые заинтересованные лица, прикрываясь якобы коллегиальным мнением «группы перевозчиков», разместили статью на одном из электронных СМИ, то суд Ленинского района признал информацию, содержащуюся в этой статье, не соответствующей действительности и порочащей деловую репутацию органа, проводившего в области конкурсные процедуры. С тех пор этих «возмущенных» уже не слышно. Не надо доставать «скелет из шкафа».

Так что в вопросе допуска хозяйствующих субъектов к рынку перевозок главенствует закон. Остальное – это эмоции лиц, которые проиграли конкурсы год-два назад, имеющих лицензии и несколько стареньких «ГАЗелек».

Во-вторых, изменения будут - в административном аспекте. Ведь из-за присутствия на рынке перевозок нескольких лиц с лицензией, но без маршрутных карт-разрешений, среди законных перевозчиков, то есть работающих по установленным администрацией графикам на муниципальных маршрутах, имеется недовольство.

Судите сами: автобус законного перевозчика спокойно двигается по муниципальному маршруту, с соблюдением скоростного режима и графика, с обеспечением проезда по социальной карте, с полисом страхования здоровья пассажиров, с установленной системой ГЛОНАСС, с оплаченными в ИФНС налогами. И вот его обгоняет некий «партизан», двигающийся без графика, без каких-либо обязательств, отказывающий в проезде льготникам. Что сделает водитель первого автобуса, чей заработок зависит от количества перевезенных пассажиров за смену? Правильно, начнет догонять и пробовать перегнать второго. В такой ситуации пассажиры могут невольно стать участниками гонок с плохими последствиями. Так что, «отлов» таких партизан тесно связан с обеспечением безопасности перевозок. Недавно был прият областной закон, предусматривающий штраф в размере 5 тыс.руб. для водителей, не имеющих маршрутной карты-разрешения. Уже составлены первые протоколы по соответствующей статье. Результаты ожидаются в ближайшее время.

Предлагаю не расшатывать больше тему о якобы «нечестных» конкурсах, так как особенно про нее любят голословить те, кто никогда не участвовал в конкурсах, далек от транспорта, не понимает сути требований антимонопольного законодательства и не признает обычаев делового оборота.

- Жители жалуются на то, что частные перевозчики, во-первых, не соблюдают график движения, особенно на окраинах по утрам и вечерам, а во-вторых – не возят льготников. Как вы будете с этим бороться?

- Как я уже сказал выше, проблема графиков известна. И с нарушителями расписаний движения мы систематически проводим профилактические мероприятия.

Кроме того, будем корректировать подход к формированию лотов на конкурсы. Во всех регионах России применяется практика, когда в одном лоте на конкурс выставляется и высокорентабельный, и малорентабельный маршруты. Суды подтвердили правомочность таких действий. Эффект от этого следующий: недостаточность прибыли на малорентабельном маршруте компенсируется высокой прибылью на другом маршруте. Соответственно, ответственность за нарушение графиков работы на малорентабельном маршруте коснется всего лота, если дело дойдет до расторжения договора. Именно эта проблема сейчас и существует, когда на малорентабельных маршрутах никто не хочет работать, особенно вечером. А людям ездить надо. Забегая вперед, хотелось бы отсечь некомпетентные рассуждения об образовании дотационных маршрутов. Бюджет – не резиновый, мы уже тратим 200 млн рублей в год на поддержание МУПа. В этой сфере необходимы здравый смысл и рациональность.

Что касается отказов перевозить пассажиров по социальной карте, то я уже ответил на этот вопрос. И в ближайшее время начнется административная корректировка поведения перевозчиков, которые себе это позволяют. Их немного, и хотелось бы к Новому Году уменьшить их количество.

- Есть ли перспективы возвращения на невыгодные маршруты муниципальных автобусов?

- Немного некорректный с экономической точки зрения вопрос. Необходимо стремиться к тому, чтобы уменьшить количество, как вы сказали, «невыгодных маршрутов», на которые будут «улетать» бюджетные средства, через компенсацию потери доходов частных перевозчиков на таких маршрутах за счет их работы на высокорентабельных маршрутах. Из вашего вопроса следует, что администрация должна продолжать «вваливать» бюджетные деньги в эти маршруты. Сейчас уже не то время. Оптимизация в организации транспортного обслуживания в том и заключается, что маршрут должен работать и в интересах пассажиров, и в интересах перевозчика. Хватит тратить бюджетные деньги. Найти «золотую середину», когда на малорентабельном маршруте транспорт работает регулярно – это и есть решение транспортной задачи, в которой учтены такие слагаемые, как логистика, экономика, дисциплина, удовлетворенность пассажиров.

- Ваше видение перспектив МУП «ИПТ».

- За три недели нахождения на этой должности я пока не могу дать объективную оценку эффективности менеджмента этого предприятия. Слышал некоторые высказывания «о возможности прибыльной работы» общественного транспорта, без дотаций из городской казны. К ответу на этот вопрос предлагаю вернуться позже, когда будет возможность проведения экономического аудита МУПа, и будет реально исследованы все перспективы развития предприятия, подтверждена обоснованность расходов, выявлено наличие внутренних резервов и потенциала.

 

28 Августа 2013, 10:10 +403

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...