Эх, прокачу!

Кинобизнес в Иванове есть – вряд ли кто-нибудь будет оспаривать это утверждение. Если еще 8-10 лет назад ивановцы и мечтать не могли о том, чтобы увидеть блокбастер в день его мировой премьеры, то сегодня это уже в порядке вещей. По мнению менеджеров и владельцев ивановских кинотеатров, уже можно говорить о том, что в областном центре сформировалась культура посещения кинотеатров, и поход в кино опять становится одним из самых популярных вариантов проведения досуга.

Судя по всему, «кинопотенциал» Иванова далеко не исчерпан. В городе, где живут почти полмиллиона человек, всего три кинотеатра. Однако ведутся работы по реконструкции кинотеатра в нынешнем ТЦ «Плаза». Есть информация, что уже в этом году они будут завершены.

Можно ли говорить, что кинобизнес в нашем регионе – это золотое дно? Казалось бы, десятки тысяч потенциальных зрителей, особенно в районных городах, жаждут приобщиться к новинкам кинопроката. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.

Бизнес - напрокат

Как следует из практики российского кинобизнеса, в последние годы картины попадают на экраны кинотеатров двумя путями.

Первый практиковался еще во времена СССР. Тогда в каждом регионе существовали специальные организации – киносервисы или киновидеообъединения. Как пояснил директор «Ивкиносервиса» Александр Тарасов, основная функция этих организаций – сохранение и пополнение киноархивов. Но прежде чем фильм, купленный у правообладателей, отправится на архивную полку, с него делают необходимое количество копий и отдают в прокат местным кинотеатрам. Это позволяет возместить затраты на покупку и выручить средства для приобретения новых лент. По этой схеме работают прокатчики, например, в Ярославской области.

Второй вариант (именно по нему работают кинотеатры Ивановской области) заключается в том, что директор кинотеатра ездит на кинорынки, которые проводятся в Москве каждые 3-4 месяца, сам определяет, какие фильмы могут быть интересны зрителям, и берет в прокат копии у компании-прокатчика. На сегодняшний день в нашем регионе этот вариант единственно возможный. Поскольку ОГУ «Ивкиносервис» - не слишком богатая организация и может позволить себе закупку лишь тех фильмов, стоимость которых колеблется в районе 75 тысяч рублей (это либо некоторые отечественные фильмы, либо анимационное кино). Представители ивановских кинотеатров предпочитают, не пользуясь услугами посредников, посещать кинорынки ещё и потому, что на кинорынках их не только знакомят с новинками проката, но и организуют встречи с актёрами и создателями кино, проводят многочисленные семинары, в том числе, по маркетингу и рекламе, представляют новинки кинооборудования. Всё это позволяет областным прокатчикам быть в курсе происходящего в кинобизнесе и постоянно развиваться, не отставая от столичных коллег.

Итак, областные кинотеатры заключают договор о прокате непосредственно с компаниями-прокатчиками.

Прокатчикам покупка картины у правообладателя обходится в сумму от 1 до 400 млн долларов. Чтобы эти вложения окупились, новые владельцы фильма составляют план минимальной прибыли от проката в том или ином регионе страны. Исходя из этих расчётов, компания устанавливает минимальную цену билетов, а также свою долю дохода от показов. Обычно эта доля составляет 50 % от выручки за каждую демонстрацию ленты.

Как правило, кинотеатр не вносит предварительной платы за прокат фильма. При этом если картина не вызовет интереса у зрителей, может сложиться ситуация, когда выручка от продажи билетов окажется меньше, чем затраты кинотеатра на оплату коммунальных услуг, зарплату персоналу, налоги и т.д.

Большинство кинотеатров стремятся работать «первой волной» - начинать демонстрацию фильма в день премьеры. И дело не только в престиже. В течение нескольких первых недель после выхода картины, она широко рекламируется на центральных каналах, поэтому зрительский интерес к ней в это время особенно высок. С другой стороны, в первые дни после выхода картины на экран не так велика конкуренция со стороны видеоиндустрии – как правило, лицензионные DVD-диски и видеокассеты выходят чуть позже, а пиратскими копиями многие уже брезгуют – качество не то.

Но для того, чтобы стать первоэкранным, кинотеатру необходимо обрести соответствующий статус, который во многом зависит от его технической базы.

Прокат – по стандартам

Никаких официальных стандартов, которым должен соответствовать современный кинотеатр, в России не существует. Поэтому большинство владельцев кинотеатров ориентируются на стандарты западные.

Единственные отечественные разработки по этому вопросу принадлежат Московскому научно-исследовательскому кино-фото-институту. Документ называется «Отраслевые стандарты по кинопоказу» и разработан на основе мировых требований.

По словам А. Тарасова, в соответствии с этими «Стандартами» требования к кинотеатру не ограничиваются наличием DOLBY-звука. Помимо современного технического оснащения (имеется в виду не только кинооборудование, но и, например, система продажи билетов), кинотеатр должен иметь определенную инфраструктуру. В неё входят, как минимум, ресторан (кафе), зал игровых автоматов, не говоря уже о собственной автостоянке.

Запатентовав свои разработки, кино-фото-институт получил монопольное право на проведение тестирования кинотеатров и присвоение им соответствующей категории.

Любой кинотеатр может пройти тестирование и подтвердить своё соответствие мировым стандартам и тем самым поднять свой престиж. России таких кинотеатров нашлось не так уж много. По всей видимости, причина – в высокой стоимости услуги.

К тому же, по словам директора кинотеатра «Лодзь» Евгения Чудова, в таком тестировании, по сути, нет необходимости. При модернизации залов кинотеатры пользуются услугами фирм, признанных на мировом рынке. Работа с ними сама по себе является свидетельством высокого класса кинотеатра.

Мировые стандарты сегодня требуют, чтобы в кинотеатре была семиканальная система звука DOLBY DIGITAL (при стоимости более, чем два млн.рублей она часто опережает параметры самого кино), современная техника, которая делает незаметной границу между двумя частями плёнки и, что немаловажно, анатомические модели кресел. Также нормируется расстояние между рядами зрительских мест. Оно должно быть не менее 95 – 150 см.

Контрасты областного кинопроката

Модернизация залов, оплата аренды (здания ивановских кинотеатров принадлежат городу), электроэнергии и отопления, организация рекламы киноновинок требует не малых денежных вложений, но, судя по всему, в областном центре эти вложения вполне оправдывают себя.

Во-первых, в Иванове уже начала возрождаться культура посещения кинотеатров. Причем в большинстве случаев есть гарантии, что в зрительном зале не будет пьяных подростков, грызущих семечки и комментирующих показ. Ходить в кино становится престижным и модным, несмотря на относительно высокую для нашего региона (это мнение не только зрителей, но и директоров кинотеатров) стоимость билетов.

Во-вторых, такие кинотеатры, как «Лодзь» и «Искра» по сути являются не просто кинозалами, но и развлекательными центрами, привлекающими людей тем, что там можно не только посмотреть фильм, но и поужинать, поиграть в бильярд или посидеть в зале игровых автоматов.

И, наконец, жители Иванова неплохо информированы о киноновинках. Как правило, на федеральном уровне рекламируются лишь фильмы, заведомо обладающие большим зрительским и коммерческим потенциалом. В остальных случаях проблема раскрутки новых фильмов ложиться на плечи местных прокатчиков. В этом случае пропаганда киноновинок осуществляется за счёт наружной рекламы кинотеатров, установки рекламных щитов в крупных торговых центрах и на остановках общественного транспорта, а также за счёт публикации киноафиш в местных СМИ и размещении роликов на радио и ТВ.

Как показывает опыт, перечисленные меры не слишком эффективны. И если в Иванове они ещё хоть как-то работают, то до районных центров такая реклама, естественно, не доходит.

Ситуация в кинобизнесе в районах вообще очень сильно отличается от ситуации в Иванове. И отсутствие достаточной рекламы далеко не единственная проблема районного кинопроката.

Компании-прокатчики редко предоставляют более, чем две копии фильма на регион. По этой причине кинотеатры демонстрируют ленту по очереди. Районные залы работают второй или третьей волной. Кинотеатры ивановских районов получают фильмы лишь через месяц, поскольку в нашей области они редко собирают средства, нормальные для второэкранных кинотеатров других регионов.

Это связано с тем, что в районах люди пока не привыкли постоянно ходить в кино. Кроме того, кинотеатры, где стоимость билетов и так не поднимается выше 30 рублей, лишены возможности регулировать цены на билеты, соотнося их с достатком местного зрителя. В связи с этим, нередки случаи, когда даже самые громкие показы проходят практически «вхолостую». С подобной проблемой сталкивались, по нашим сведениям, например, кинотеатры «Экран» в Фурманове и «Пассаж» в Кинешме. При таком положении дел районные кинозалы часто оказывается нерентабельными.

В районах вопрос репертуара отходит на второй или третий план. На первом месте - вопрос стоимости билетов. Поэтому конкурентами современным кинотеатрам уровня «Экрана» и «Пассажа», как не странно, становятся киноустановки районных клубов и домов культуры. Число таких установок, по данным «Ивкиносервиса», медленно, но всё же растёт. И это вполне объяснимо, поскольку киноустановка, порой, - единственный доступный компромисс между отсутствием в районе средств на содержание полноценного кинотеатра и желанием его жителей иногда смотреть относительно новое кино.

Перспективы: множиться или шириться?

По мнению директора кинотеатра «Лодзь» Евгения Чудова, ивановский рынок кинопроката достаточно заполнен. Поскольку в кино ходят, в основном, одни и те же люди, а новые постоянные посетители появляются у кинотеатров не так уж часто, то существующие кинотеатры вполне удовлетворяют спрос областного зрителя.

При этом ивановские кинопрокатчики, сходятся во мнении, что на сегодняшний день наиболее перспективное направление их работы – увеличение количества зрительных залов в уже существующих кинотеатрах.

Как пояснила Алла Кузнецова, замдиректора по кинопоказу киноцентра «Искра DELUX», «однозальники» просто не справляются с тем количеством новых фильмов, которое предлагают кинотеатрам фирмы-прокатчики.

Например, в распоряжении кинотеатра «Искра» пока лишь один кинозал. А это значит, что здесь в течение дня можно демонстрировать не больше четырех фильмов. При этом интересных зрителю киноновинок, которые выходят в прокат в одно и то же время, гораздо больше.

Вообще, демонстрация более двух фильмов в одном кинозале - не самый удачный вариант, поскольку угадать в какое время, какой фильм захотят посмотреть зрители – задача не из лёгких.

Многозальник полностью исключает подобные проблемы. Во-первых, он позволяет одновременно брать в прокат большее количество новинок, пока они не потеряли своей актуальности. Во-вторых, если в одном зале идет один фильм, в другом - другой, в третьем - третий, то у зрителя появляется возможность в течение всего дня смотреть тот фильм, того жанра, который ему интересен. В итоге, благодаря расширенному репертуару и более удобному графику показов, у кинотеатра появятся новые посетители, а постоянные зрители будут ходить в кино чаще.

Поэтому уже сегодня все кинотеатры-«однозальники» стремятся провести реконструкцию и достроить залы.

При этом Е. Чудов уточняет, что залы должны быть небольшими, поскольку потенциальных кинозрителей в нашей области все-таки не так много.

Нельзя сказать, что на ивановском кинорынке существует жесткая конкуренция: по мнению руководителей кинотеатров, борьба за зрителя ведется очень цивилизованными методами, и никаких эксцессов вроде поджогов залов (которые иногда случаются в других регионах) не наблюдается. Тем не менее, из-за относительно низких (если сравнивать со среднероссийскими показателями) доходов ивановцев открывать десятки новых кинотеатров не имеет смысла. Развитие может идти только за счет инфраструктуры (привлечение зрителей сервисом, дополнительными услугами) и за счет увеличения числа залов. Районы области, как оказалось, пока вообще не готовы к появлению современных кинозалов.

Вот такое интересное кино.

Евгения Кутахина

Анна Семенова

25 Января 2005, 13:54 +99

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...