Елена Юферова: «Новый закон об образовании – закон страны с состоявшейся рыночной экономикой»

Что изменится с вступлением в силу нового закона об образовании

Марина Москалева

Информация о принятии Госдумой РФ нового закона об образовании появилась сразу же после Нового года. В тот момент граждане были больше заняты покупкой подарков и раздумьями, как изменить привычный рецепт оливье. Но едва наступили суровые будни, многие вчитались в текст документа, а также комментарии в СМИ. И у людей начали появляться вопросы к власти. Часть из них мы задали начальнику управления образования г. Иванова Елене Юферовой. 

- Елена Александровна, какие принципиальные новшества вносит закон об образовании? Что можно отнести к его плюсам и минусам?
- О плюсах и минусах можно будет точнее судить после принятия всех подзаконных актов, которые раскроют положения закона. Изменения будут внесены примерно в 100 документов. Впрочем, сказать, что с принятием этого закона произошла какая-то революция, нельзя. Многие положения, которые в нем закреплены, уже стали практикой. Например, федеральные стандарты образования (они уже действуют в начальных классах, а с 2013 году будут запущены в пилотном режиме в пятых классах). Или инклюзивное образование (когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся в обычной школе), дистанционное обучение, общественное самоуправление, информационная открытость школ, ЕГЭ. В отношении ЕГЭ новым будет то, что появится еще один обязательный предмет – иностранный язык. С 2014 года его будут сдавать все.
Кроме того, принципиально важно, что законодатели обратили внимание на негосударственный сектор в образовании. Он уже существует (и некоторые регионы даже поддерживают его субсидиями). Теперь государственные и негосударственные учреждения уравнены в правах. И это дает основания надеяться на развитие частной инициативы в образовании. Закон допускает и домашнее образование. Кстати, желающие использовать эту возможность уже есть.
Если говорить о минусах, меня немного разочаровало то, что не изменилась ситуация с учебниками. Перечень учебников, рекомендуемых Минобрнауки, по-прежнему очень велик (по одному предмету в параллели их может быть до 10-13). Выбор за учителем. Но учебники, выпущенные два-три года назад, в перечень уже не попадают. Это вынуждает нас тратить серьезные средства на закупку учебников, вместо того, чтобы использовать эти деньги на другие нужды. Еще один минус: в связи с принятием закона нам придется в очередной раз менять уставы учебных заведений. И хотя до 2015 года можно будет пользоваться действующими документами, момент напряженности будет.
Но в том, что новый закон об образовании был нужен, я не сомневаюсь. Предыдущий был принят 20 лет назад. И с тех пор жизнь, естественно, ушла далеко вперед. Новый закон об образовании – закон страны с состоявшейся развитой рыночной экономикой.
- Некоторое время назад обществом бурно (с тысячными комментариями) обсуждались образовательные стандарты, особенно для старших классов. Их введение было отложено. А теперь они фигурируют в документе как нечто само собой разумеющееся. Получается, образовательные стандарты уже утверждены?
- Есть утвержденные стандарты для младшей, основной и старшей ступени образования. К 2020 году на них перейдут все школы. Впрочем, переходить на новые стандарты в средней и старшей школе можно и раньше – по мере готовности учреждения.
Основная концепция такова: в старшей школе обучение будет вестись по профилям или даже по индивидуальному учебному плану. При этом 2/3 учебного плана составят обязательные предметы, 1/3 – вариативная часть. Обязательные предметы будут выбираться из восьми предметных областей (филология и иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, ОБЖ и физическая культура, искусство, технология). Ученик должен будет выбрать 9-10 предметов, не менее чем по одному в каждой предметной области. Остальные предметы он будет выбирать, исходя из профиля обучения.
Плюс здесь большой: это позволит избежать перегрузки. Недавно мы с детьми участвовали в съемках телевизионной передачи «Лестница», посвященной качеству образования. И многие из ребят отмечали, что невозможно все изучить и выполнить требования всех учителей, каждый из которых считает свой предмет самым главным. Теперь у школьников будет возможность изучать те предметы, которые им не особо нужны, на базовом уровне.
- Нам, родителям, тоже было непросто учиться в старших классах. Но мы, тем не менее, справлялись. Неужели сейчас нагрузка в школе действительно намного выше?
- Действительно. Сейчас в школьную программу входит гораздо больший объем знаний. Например, заглянув в контрольно-измерительные материалы (КИМы) по русскому языку, я убедилась, что в школе мы даже не знали многих терминов, которые там фигурируют, – они изучались в вузах.
Но, конечно, я понимаю тревогу родителей. Что делать, если ребенок не может выбрать, что ему интересно? Основные проблемы будут связаны именно с необходимостью раннего самоопределения. На то, чтобы помочь детям с выбором, будут нацелены и психологические службы, и предпрофильная подготовка. Склонности детей будут выявляться, уже начиная с пятого класса. Потому что к 8-9 классу нужно будет четко понимать, куда ты хочешь идти. В утешение могу сказать, что, по моей практике, к старшим классам почти все знают, чем они хотят заниматься.
Скорее сложности возникнут у школ. Потому что одно дело – профилировать классы, а другое – составить индивидуальную образовательную программу для ряда учащихся, выстроить учебный процесс (с учетом индивидуальных занятий, занятий в малых группах), профинансировать его. Должно развиваться и сетевое взаимодействие между школами. И не только в форме реальных занятий, но и виде дистанционного обучения. Выстроить сетевое взаимодействие непросто, но это будет шаг вперед.
- А если ребенок все-таки ошибся? Не скажется ли это на его возможности выбрать вуз?
- Конечно, ошибки возможны. Весь вопрос в том, как относиться к образованию. Сегодня чаще всего к нему относятся как к результату: «ребенок должен получить образование». Но жизнь не заканчивается, даже если сделан неправильный выбор. Может быть, ребенок должен пройти этот зигзаг, чтобы понять – это не мое. Ведь люди бросают даже вузы. Если ребенок передумал еще в школе, будет возможность изменить профиль обучения. Если он закончил «не тот» класс, часть знаний придется добирать на коммерческой основе.
Так что для детей это повод для более ответственного принятия решений. Зато непомерная нагрузка на детей будет снижена.
- Елена Александровна, а не проще ли было снизить эту нагрузку, убрав из школьной программы то, что, как вы сказали, раньше изучалось в вузах?
- Мы неоднократно выступали с такой инициативой. Например, сообщали о том, что КИМы не соответствуют школьной программе, что задания уровня С явно завышены, в комиссию по ЕГЭ при Президенте РФ. Но нам отвечают, что уровень С рассчитан на одаренных детей, которым тоже нужно дать возможность проявить себя.
- Родителей постоянно волнует один и тот же вопрос: не станет ли образование платным? Ведь новый закон допускает развитие платных услуг в школе.
- Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Рыночные процессы пронизывают всю экономику, а в последнее время активно внедряются и в образование. Объем платных услуг растет. Причем, ругая платные услуги, родители при этом выбирают учебные заведения, где такие услуги есть.
Нужно понять одно: государство гарантирует доступность и качество бесплатного образования в рамках государственного стандарта. Стандарт дает обширные знания, которые позволяют ученику поступить в вуз. Все, что за рамками стандарта, может предлагаться на платной основе. Входят ли те или иные знания в образовательный стандарт, легко проверить. А стоимость услуги определяет школа, причем экономически обоснованный расчет этой стоимости должен размещаться на сайте учреждения вместе с проектом договора по данной услуге. Все прозрачно.
- Родителям всегда кажется, что раз появляются платные услуги, обязательная часть программы будет неуклонно снижаться, и, в конце концов, платить придется за все.
- Как эта часть может снижаться, если есть стандарт, есть рабочие программы, учебный план? У родителей повышенный уровень тревожности и подозрительности. Тем, кого это так беспокоит, прямая дорога в школьный управляющий совет. В тех школах, где этот орган – не формальный, он решает и контролирует многие вопросы. Если до конца разбудить общественную активность, нарушения будут сведены к минимуму.
- В новом законе обязательной названа ступень дошкольного образования. Что изменится на деле? Какие новшества ждут детские сады?
- Очередь в детские сады (если вы об этом) по мановению волшебной палочки не сократится. В целом, новый закон повышает статус дошкольного образования, делая его полноправной первой ступенью общего образования, которая будет финансироваться по той же схеме, что и школы. Если раньше источником финансирования был только муниципальный бюджет, то теперь образовательные программы будут финансироваться из бюджета региона, а уход и присмотр – из местного бюджета и за счет родительской платы.
- Кстати, в некоторых детских садах Иванова родителям уже сказали, что в связи с принятием нового закона оплата за садик увеличится в разы. И даже назвали предполагаемую сумму: 3 600 рублей. Что это за информация?
- Действительно, наибольшую тревогу у родителей вызывает то, что теперь в законе нет ограничений по доле родительской платы за садик. Раньше родители платили 20% от суммы, в которую обходится содержание ребенка в саду (то есть примерно 1000 из 5000 рублей в месяц), причем плата взималась и за присмотр, и образовательные услуги. Уже с января образовательные услуги оплачиваются из бюджета (это от 1000 до 1200 рублей на ребенка в месяц). По закону образовательные программы в детских садах должны быть бесплатными для родителей, а вот какой будет их доля расходов за присмотр и уход, будет решать учредитель дошкольного учреждения. Размер родительской платы может измениться, но этот вопрос еще будет тщательно прорабатываться на уровне муниципалитета. К тому же сохраняется компенсация родителям из регионального бюджета: на одного ребенка – 20%, на двоих – 50%, на троих – 70%. Так что панику поднимать рано.
Кстати, расходы образовательные программы компенсируются и частным дошкольным образовательным учреждениям. Это стимулирует развитие негосударственного сектора.
- Изменится ли социальное положение учителей?
- В законе подчеркивается особый статус учителя. Сохраняются все академические права – отпуск, сокращенная рабочая неделя (36 часов), право на повышение квалификации и на творческий отпуск раз в 10 лет. Наверное, самое важное для учителей – то, что заработная плата закреплена на уровне средней заработной платы в регионе. В Ивановской области это примерно 18 тысяч рублей. Хотя закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, мы к этому уже стремимся, выполняя Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №597.

 



Материал подготовлен студией Сеотоп: http://seotop.in.ua/
30 Января 2013, 18:38 +364

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...