Евгений ОСИПОВ: «Выигрывает тот, кто лучше управляет»

Несколько месяцев назад было создано «Ивановское текстильное объединение». Это – управляющая компания, в чьем ведении находятся производственные активы холдинга «Мега-Олий», расположенные в Ивановской области: Колобовская фабрика, «Тезинка», часть «Зиновьевской мануфактуры» и «Красного Октября».

По неофициальным данным, холдинг занимает около 5% российского рынка х/б тканей. Его производство включает в себя полный цикл: прядение («Тезинка»), ткачество (Колобово, «Тезинка»), отделку («Красный Октябрь», «ЗиМа»).

Появление управляющей компании «Ивановское текстильное объединение» привело к тому, что на четырех фабриках сменилось руководство. Вместо Евгения Осипова «ЗиМу» возглавил бывший директор «Тезинки» Игорь Вячеславович Молчанов. У «Тезинки» и Колобовской фабрики теперь один директор – Дмитрий Анатольевич Куликов. Вместо А. Роженцева «Красным Октябрем» отныне руководит исполнительный директор Андрей Станиславович Сазанов.

Наш сегодняшний собеседник - Евгений Осипов - назначен генеральным директором «ИТО». Мы спросили его о планах холдинга, а также поинтересовались мнением специалиста (Евгений Васильевич ранее возглавлял управление промышленности областной администрации, ассоциацию текстильных предприятий) о текущем состоянии отрасли.

- Планирует ли ваша компания увеличение пакетов акций, приобретение других предприятий?

- Наша основная задача - довести до нужного уровня те фабрики, которые уже есть в собственности. Безусловно, если сложится удачная ситуация, если позволит рыночная конъюнктура, мы будем увеличивать долю рынка. Сейчас в наших планах есть и приобретение других предприятий, и строительство новых мощностей, и торговые проекты. Но главная задача, повторюсь, - довести до уровня наших представлений производственные подразделения холдинга. От этого будет зависеть движение вперед. Думаю, это лишь вопрос времени. Мы не сможем достичь поставленных целей исключительно из-за каких-то внешних обстоятельств (но тогда плохо будет не только нам, но и всем в текстиле).

- Вы не собираетесь уходить из текстиля, заниматься перепрофилированием бизнеса?

- Нет. Текстильный бизнес сейчас находится в эмбриональном состоянии практически у всех компаний. Но для всего нужно время. Сегодня, когда решены вопросы доступа к собственности молодых, свежих сил, выигрывает тот, кто будет лучше управлять.

- Каковы планы холдинга относительно «Егорьевского текстиля»?

- «Егорьевский текстиль» – это пока отдельный проект. Возможно, он войдет в холдинг, а возможно, и нет. Сейчас эта тема обсуждается. Предприятие даже по советским меркам огромное. В Иванове такие ткани не производили и не продавали – это совсем новый вид продукции, новые рынки для нас. Вопрос требует глубокого изучения.

- Как бы Вы, Евгений Васильевич, оценили текущее положение дел в текстильной отрасли?

- Если сравнивать с тем, что было 3-4 года назад, ситуация стала яснее. Сбывается то, о чем мы говорили прежде: рост издержек приводит к тому, что цена на наши ткани вот-вот сравняется со стоимостью зарубежной продукции.

Впрочем, российский текстиль чувствовал бы себя более уютно, если б не события, произошедшие в мире, в том числе 11 сентября 2001 года. После этого резко снизилось потребление тканей во всех странах. Люди стали больше заботиться о своей безопасности, меньше ездить, меньше тратить. Это сказалось на состоянии текстиля во всем мире.

В такой ситуации цена ткани вышла на первое место. Если раньше потребители учитывали соотношение качества и цены, то сегодня вопросы стоимости преобладают. В итоге кто дешевле продает, то большей долей рынка и владеет.

Кроме того, в краткосрочном плане даст свои результаты жесткая рыночная позиция Турции и Китая - они могут захватить большую долю на рынке.

Все вместе наложило сильный отпечаток на российский текстиль. Умрет ли он, как сейчас говорят? Нет, конечно. Отдельные виды тканей всегда будут производить только в России. Я это утверждаю. Да, по каким-то позициям мы можем определенное время проигрывать импорту. В частности, по набивным тканям – мы сейчас сильно отстали, хотя и небезнадежно.

Сегодня предприятия стали ускоренно модернизироваться, повышать свою конкурентоспособность. «Шуйские ситцы», «АРТ», «ТДЛ Холдинг», «Чайковский текстиль», другие производители закупают новую технику. Это делается не только из-за того, что надо удержать позиции на рынке, но и потому, что рабочие не идут в текстиль. Новая техника увеличивает производительность труда, сокращает занятость.

Наши поездки за рубеж показывают, что фабрики там менее трудозатратные.

То есть, чтобы удержаться в текстиле, важно снизить издержки (энергетические, трудовые и прочие затраты), чтобы продукт был дешевым – ведь мы работаем на массовый рынок, на потребителя с достаточно скромным уровнем дохода. Следовательно, вопросы управления выходят на первый план.

- Вы также считаете, что будущее в текстиле принадлежит холдингам?

- Мы живем в эпоху мирового технологического кризиса. Следующий технологический уклад никак не наступит. Поэтому, чтобы продукт продавать, нужны большие ресурсы. Надо больше денег тратить на продвижение товара. Это по силам только крупным компаниям, холдингам. Мелкие производители не насытят рынок.

- Но есть еще крупные самостоятельные предприятия, например «Чайковский текстиль», «Трехгорная мануфактура»…

- «Трехгорка» работает на небольшой московский рынок, и туда никто не идет. Если туда прийти, то «Трехгорки» не будет. Что такое 50 млн метров? Это – мощности одной ивановской фабрики…

В целом, я оптимистичнее, чем три-четыре года назад, оцениваю перспективы текстильной отрасли. Просто потому, что к управлению предприятиями пришли люди, которые в этом деле что-то понимают и которые не апеллируют постоянно к государству. Они знают, что хотят, и делают, что нужно.

- Апеллировать к государству на федеральном уровне пока не получается. Зато областной парламент на днях принял в окончательной редакции закон о поддержке текстиля. Как Вы оцениваете этот закон?

- Закон неплохой. Его важное отличие в том, что текстильный бизнес как объект поддержки рассматривается в целом: не только фабрики, но и инфраструктура, управляющие и торговые компании, поставщики. Это – шаг вперед.

Хотя, конечно, закон прописан для богатой области, которая сама зарабатывает, имеет профицитный бюджет. В Ивановской области, как мы все знаем, совсем другая ситуация.

Также по промышленной политике есть некоторые нюансы, до которых областные власти, видимо, еще не дошли. Например, тарифной политикой у нас никто не занимается, а это – один из самых важных рычагов управления экономикой. Давать кредиты, гарантии при скудном бюджете очень сложно. Но тарифная политика у нас в руках, ей железно можно заниматься. Я имею в виду и перекрестное субсидирование, и тарифы на водоснабжение…

- В этом законе довольно широко толкуется объект господдержки: не только производители, но и продавцы. Получился своеобразный подарок для фирм, которые занимаются лишь перепродажей ткани…

- А это вызвано тем, что ивановские компании плохо торгуют! Нет крупных товаропроводящих сетей, и фактически лишь мелкая торговля позволяет реализовать товар. Да, с этой братией не очень приятно работать – цены не держат, вызывают рыночные колебания, порою сбрасывают ткани по дешевке и т.п. Но без них пока нельзя, так как нет товаропроводящих сетей.

Да и вообще тканями никто в мире не торгует, их надо перешивать! Думаю, что к этому текстильщики вскоре придут. А иначе они в этом узком коридоре, «на Базисной улице», все себе лбы порасшибают. Теряем добавленную стоимость, а значит, и ресурсы для развития.

- «ИТО» будет развивать швейное производство?

- Да. Это – отдельная тема, часть торгового проекта, который сейчас реализуется.

- Ваш холдинг - один из крупнейших игроков хлопкового рынка. В конце прошлого года произошел резкий скачок цен на хлопок. Существует ли сейчас проблема сырьевых поставок?

- Такой проблемы сейчас нет. Но хлопковый рынок по-прежнему неустойчив, что вызывает опасения. Он пережил падение (до очень низких цен, год назад), потом – резкий подъем цен. По прогнозам «Русского хлопкового сообщества», в этом году потребление хлопка в мире предполагается на 900 тысяч тонн больше, чем производство хлопка. А это подразумевает дальнейшее повышение цен.

Сейчас они держатся в приемлемых рамках, но что будет летом - пока неизвестно. Впрочем, у меня нет сведений о том, что какие-то фабрики останавливались из-за нехватки хлопка.

- Как Вы относитесь к созданию новой ассоциации текстильщиков, куда уже дали согласие войти альянс «Русский текстиль», «ТДЛ Холдинг»?

- Нормально отношусь. Ассоциация нужна. В Ивановской области уже была попытка создать ассоциацию текстильных предприятий - нормальная попытка, без нее сегодняшнее решение не было бы принято.

Но, когда я был начальником управления областной администрации, я говорил, что эта ассоциация (АТП. – А.В.) работать не будет, потому что туда загнали всех подряд: и собственников коммерческих компаний, и фабрики. Что получилось в итоге – все видели.

Хотя за короткий срок своего существования АТП все-таки сплотила бизнес-сообщество, вывела новых владельцев предприятий, в том числе и на политическую арену. То, что дальше не пошли... Просто не хватило смелости в тот момент! Смелости для принятия кардинальных решений. Например, по сокращению численности занятых в производстве. Ведь всем известно, что модернизация, внедрение новых технологий ведут к сокращениям работников…

Прошло время, многое изменилось, стало больше смелости.

Что касается новой ассоциации, думаю, что с Василием Евгеньевичем (Гущиным, президентом ЗАО «Мега». - А.В.) такие переговоры велись, скорее всего, он согласился. Такая ассоциация должна существовать, но уже не местечковая, отстаивающая интересы отрасли не в региональных, а в федеральных органах власти. Игроков на текстильном рынке осталось не так много, и у них есть шансы договориться.

- Год назад В. Гущин предлагал областной администрации платить тем, кто хочет, но не может уйти из текстиля. Это предложение остается в силе?

- Оно было актуально для прошлого года. С тех пор многое поменялось. Сейчас существенно не хватает суровья. Уговорил поставщика на лучшие условия, вот и всё – какой-то отделочной фабрики нет. И сжатие текстильного производства неизбежно.

За год проблема «самоликвидировалась». Кто-то не выдержал и сошел с дистанции. Зато на всех фабриках, которые принадлежат новым собственникам, предъявляются огромные требования к качеству.

Тем предложением мы пытались привлечь власть к решению этого вопроса, чтобы сэкономить время. Попытка не удалась. Что ж, все мы разные, кто-то понимает быстрее, кто-то – попозже…

АНДРЕЙ ВОРОНИН

02 Марта 2004, 13:57 +139

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...