Фонд социального страхования РФ: из прошлого в будущее

В последнее время роль Фонда социального страхования Российской Федерации заметно возросла. На Фонд возлагаются все новые задачи. Среди задач традиционных - оплата больничных листов, выплата пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, страховых выплат в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. С введением 122-го закона, названного в народе законом о монетизации льгот, на Фонд была возложена также обязанность обеспечения санаторно-курортным лечением льготников. А теперь к этой работе добавились еще и выдача родовых сертификатов, и оплата дополнительных медицинских осмотров в рамках диспансеризации. О Фонде говорят, что он сопровождает человека и в радости и в горе. 13-14 апреля в Москве прошло Всероссийское совещание управляющих региональными отделениями Фонда, на котором обсуждались итоги прошедшего года и новые задачи. - Внимание к этому совещанию было очень велико, - отметила управляющий ГУ-Ивановское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Тамара Сальникова. - Не случайно в нем приняли участие представители министерства здравоохранения и социального развития, контрольного управления Президента РФ, Совета Федерации Федерального собрания РФ, счетной палаты, Госдумы. Председатель Фонда социального страхования РФ Галина Карелова, подводя итоги прошедшего года, отметила, что этот год был очень значимым для Фонда. В 2005 году его функции были значительно расширены. Расширение функций Фонда социального страхования РФ, использование им передовых технологий, совершенствование системы управления и контроля за расходованием средств – все это укрепило устойчивость Фонда и повысило его роль в сфере социальной защиты. - Фонд социального страхования РФ ставит перед собой простую и ясную цель - укрепляя страховые принципы, повышать уровень социальной защиты российских граждан, - отметила Галина Карелова. В 2005 году увеличилось число страхователей, повысился уровень собираемости налогов. Доходы Фонда, которые формируются в основном за счет налоговых поступлений, составили 186692 млн рублей, или 117,2 процента к уровню предыдущего года. Несмотря на снижение ставки Единого социального налога - основного для формирования бюджета Фонда, высокий уровень собираемости налога (99,2%), а также рост числа страхователей обеспечили объем доходов Фонда, позволивший полностью выполнить все функции, связанные с обеспечением граждан пособиями и другими выплатами, гарантированными государством. Пособия по временной нетрудоспособности Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 65,6 млрд. рублей. Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности увеличен с 11 700 рублей до 12480 рублей. Было оплачено более 31,0 млн. больничных листов (около 274 млн дней). Среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности в 2005 году по всем страхователям по сравнению с показателями прошлого года вырос на 13%, а по страхователям, уплачивающих ЕСН – на 17%. В 2005 году была введена норма по оплате пособий по временной нетрудоспособности за счет средств обязательного социального страхования с третьего дня заболевания, что в свою очередь привело к оптимизации расходов Фонда на эти цели. Охрана материнства В 2005 году более 770 тысяч женщин получили пособия по беременности и родам, 1,345 млн. - пособия при рождении ребенка. Более миллиона женщин воспользовались ежемесячными пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Выплаты пособий шли своевременно и без задержек. Положительно сказалось на настроении людей увеличение размера единовременного пособия при рождении ребенка с 4,5 до 6,0 тысяч рублей (в 2005 году) и до 8 тысяч рублей (в 2006 году), пособия по уходу за малышом до 1,5 лет - с 500 до 700 рублей в месяц. В 2006 году возможности Фонда социального страхования по социальной поддержке материнства расширены. На реализацию Программы родовых сертификатов, которая действует с 1 января, в бюджете Фонда социального страхования РФ выделено 10, 5 миллиардов рублей. Эта программа является частью национального проекта «Здоровье» и призвана сыграть важную роль в улучшении качества обслуживания женщин медицинскими учреждениями в период беременности и родов. Кроме того, с 2006 года размер максимальной суммы по больничному листу в период беременности увеличен с 12480 до 15 000 рублей в месяц. Весь комплекс мер направлен на улучшение демографической ситуации в масштабе страны. Начиная с 2006 года, беременные женщины групп риска смогут пройти курс долечивания за счет средств социального страхования. Организация детского отдыха Галина Карелова отметила также позитивные тенденции в сфере организации за счет средств Фонда детского отдыха. Эффективно был организован традиционный отдых детей школьного возраста – более 6 миллионов ребят (или 37,9 % школьников) побывали в оздоровительных лагерях или санаториях. Это на полмиллиона больше, чем в прошлом году. По инициативе Фонда социального страхования был организован отдых детей в оздоровительных лагерях в зимние, весенние и осенние каникулы. Кроме того, впервые лечение в санаториях прошли за счет средств Фонда более четырех тысяч детей в возрасте от 4 лет. Расходы на оздоровление детей составили 14,3 млрд. рублей, что на 12,5% больше показателей 2004 года. Уже идет активная работа по организации отдыха детей в этом году. При участии Фонда социального страхования подготовлено постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в Российской Федерации». В соответствии с ним в 2006 году будет организован отдых и оздоровление 5, 3 млн детей. Обеспечение пострадавших на производстве Одна из важнейших функций Фонда социального страхования - страховое обеспечение пострадавших на производстве. В 2005 году страховое обеспечение своевременно и в полном объеме получили более 563 тысяч человек, пострадавших в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, в том числе 77,3 тысячам лиц, имеющих право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного. При этом сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата, была проиндексирована на 44 % (с 30 тыс. рублей до 43,2 тыс. рублей). Кроме того, с 30 тысяч рублей до 33 тысяч рублей увеличен максимальный размер ежемесячной выплаты. По сравнению с 2004 годом на 23,4 % увеличились расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших. Курс реабилитации в центрах Фонда в 2005 году прошли 28267 человек, пострадавших вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, что на 3,8 % больше, чем в 2004 году. Чаще всего причинами несчастных случаев на производстве, по данным Фонда социального страхования, становятся нарушение работниками требований безопасности (26,8 %), неудовлетворительная организация производства (7,5 %), недостатки в обучении безопасным приемам труда (5,1%), нарушение правил дорожного движения (4,9 %), нарушение технологического процесса (3,0%) и нарушение трудовой и производственной дисциплины (2,7%). Данные анализа статистики - в основе комплекса мер, которые предприняты Фондом социального страхования для сокращения количества несчастных случаев на производстве и совершенствования системы возмещения вреда. Основной акцент сделан на профилактику несчастных случаев. Среди принятых мер - введение надбавок и скидок к страховым тарифам в зависимости от ситуации с травматизмом на производстве. В 2005 году надбавки к страховому тарифу установлены 5 937 страхователям на общую сумму 259,5 млн. руб., скидки – 911 страхователям на сумму 498,9 млн. руб. Страхователи получили возможность финансировать предупредительные меры за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По данным Фонда социального страхования, в 2005 году использовали эту возможность 14250 страхователей, или в 1,2 раза больше, чем в 2004 году. Средства Фонда направлены страхователями на проведение медицинских осмотров (16%), санаторно-курортное лечение (38%), проведение аттестации рабочих мест и сертификацию работ по охране труда (16%), а также приобретение средств индивидуальной защиты (30%). Большое внимание уделялось обучению по охране труда – на эти цели было израсходовано около 400 млн. рублей. - Впервые за несколько лет, - отметила Галина Карелова, - в 2005 году на 10% снижено количество несчастных случаев на производстве. Если принять во внимание, что в 2005 году зарегистрировано 96 172 страховых случая на производстве, это означает, что более десяти с половиной тысяч человек избежали серьезных травм. Цифра особенно значима, если учесть, что число страхователей возросло на 13, 6%. Это – результат комплекса мер, предпринятых Фондом социального страхования и направленных на повышение заинтересованности работодателей в сокращении уровня травматизма, профилактике несчастных случаев и профзаболеваний. По сравнению с 2004 годом, на 52,3 % выросли расходы Фонда на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных, работающих во вредных и опасных условиях труда. При этом в суммарном выражении на финансирование предупредительных мер было направлено в 1,5 раза больше средств, чем в минувшем году. - Хотя закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» вступил в силу всего около 6 лет назад, - говорит Галина Карелова, - система возмещения вреда, причиненного работникам увечьем или профессиональным заболеванием, претерпела значительные изменения. Снижение несчастных случаев на производстве в 2005 году говорит об эффективности принятых мер. Они были направлены, прежде всего, на повышение социальной защищенности застрахованных и экономической заинтересованности работодателей (страхователей) в снижении профессиональных рисков. Вместе с тем, как отметила Галина Карелова, эффект мог бы быть значительно выше. По представленным ею данным, исполнительные органы на местах недостаточно используют права, предоставленные законом. Так, в 2005 году разрешение на финансирование предупредительных мер получили менее 1 % от общего количества зарегистрированных страхователей. В 2006 году система стимулирования страхователей получит дальнейшее развитие. Сумма финансирования предупредительных мер составит 20% от страховых взносов, начисленных страхователем за 2005 год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по страхованию, произведенному страхователем в 2005 году. При этом из расчетной базы не будут вычитаться расходы, производимые исполнительными органами Фонда в 2005 году на обеспечение по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по конкретному страхователю. Это увеличит размер финансирования предупредительных мер и позволит выделить средства большему числу страхователей. Страховые тарифы будут выплачиваться по новой классификации, соответствующей современному перечню профессий - количество классов профессионального риска в 2006 году увеличено с 22 до 32. Повысится уровень страхового обеспечения – расходы на единовременные страховые выплаты по несчастным случаям и профзаболеваниям будут увеличены на 98, 6 млн. рублей, на ежемесячные выплаты – на 1477, 4 млн руб. Фондом будут финансироваться дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами. На эти цели в бюджете Фонда предусмотрено 1, 9 млрд. рублей. Санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан Одна из новых социальных программ, которые Фонд социального страхования успешно реализовал в 2005 году, - санаторно-курортное лечение граждан льготных категорий. На Фонд была возложена организация и финансирование отдыха льготников. Более миллиона граждан прошли курс лечения в российских здравницах. Это почти в пять раз больше, чем в предыдущем году. Для организации эффективной и планомерной работы был создан федеральный регистр получателей социальных услуг, нуждающихся в санаторно-курортном лечении. В прошлом году впервые был введен в практику конкурсный отбор, на основе которого здравницы получали право на участие в программе санаторно-курортного лечения граждан льготных категорий. Из 1100 российских здравниц, принявших участие в конкурсе, были отобраны 967. Для того, чтобы обеспечить людям бесплатный проезд до места лечения и обратно, были заключены государственные контракты с ОАО «Российские железные дороги», с тридцатью девятью авиакомпаниями и более чем тремястами автомобильными транспортными компаниями. Для ведения мониторинга и анализа хода санаторно-курортного лечения была разработана и внедрена специальная информационная система «Финансовый контроль» в единой интегрированной информационной системе «Соцстрах». На местах работали межведомственные комиссии, осуществлявшие контроль качества предоставляемого здравницами санаторно-курортного лечения Для информирования граждан о порядке предоставления социальных услуг и оперативного решения возникающих вопросов, Фондом были организованы во всех региональных отделениях информационные «горячие линии». Тем самым в 2005 году Фонд социального страхования РФ отработал технологию, которая позволила начать организацию санаторно-курортного лечения с первых дней 2006 года. Предполагается, что в ней примут участие 650 000 граждан-получателей набора социальных услуг. Услуги им будут оказывать 690 здравниц, которые получили это право в результате конкурсного отбора. Реабилитация застрахованных граждан после болезни Важной стороной работы Фонда стала организация долечивания застрахованных граждан, которые перенесли операцию или тяжелое заболевание, в специализированных санаториях. Расходы на эти цели в 2005 году составили 1.48 млрд. рублей Услуги по долечиванию в санаторных учреждениях предоставлялись Фондом в 86 регионах. За счет средств обязательного социального страхования было оплачено 82371 путевок, или на 2805 путевок больше, чем в 2004 году (103,5%). На 8,9% по сравнению с предыдущим годом увеличились расходы Фонда на каждого застрахованного. Средняя стоимость путевки по России составила 17980 рублей В 2006 году перечень заболеваний, которые дают право на реабилитацию за счет средств обязательного социального страхования, расширен. В этот список, например, впервые внесено такое заболевание как сахарный диабет, предусмотрена возможность долечивания заболеваний беременных женщин групп риска. Расходы Фонда в 2006 году на долечивание после стационара в специализированных санаториях составят 3.3 млрд. рублей, или в 2,2 раза больше, чем в прошедшем году. Предполагается, что курс восстановительного санаторного лечения смогут пройти 170.6 тыс. застрахованных граждан. Технические средства реабилитации Более 750 тыс. инвалидов, в том числе детей-инвалидов, были обеспечены необходимыми техническими средствами реабилитации. Расходы на это составили 4 654 млн рублей. Фонд ввел новый финансовый механизм, предусматривающий оплату изделий и услуг только после полного выполнения заказа поставщиком. Впервые инвалиды получили возможность на основе индивидуальной программы реабилитации самостоятельно выбирать модель кресла-коляски, слухового аппарата и другого технического средства реабилитации и контролировать его качество. Проведенную Фондом работу по обеспечению инвалидов средствами технической реабилитации высоко оценил министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов, который подчеркнул, что за год, когда к работе подключился Фонд социального страхования, удалось сделать больше, чем за все предыдущие годы. Буква закона Отдельный раздел в докладе Галины Кареловой был посвящен развитию нормативно- правовой базы, регулирующей деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации в 2005 году. Глава Фонда выделила две проблемы - необходимость изменения устаревших правовых актов, уже не соответствующих функциям Фонда социального страхования, а также необходимость совершенствования законодательства, регулирующего вопросы обеспечения застрахованных лиц пособиями, которые выплачиваются за счет средств обязательного социального страхования. Планы на будущее Как подчеркнул в своем выступлении Михаил Зурабов, перед системой социального страхования стоит цель – радикально встать на защиту работающего человека, сделать акцент на оздоровлении населения. В числе первоочередных задач – стимулирование рождаемости, снижение показателей детской смертности и смертности среди трудящихся, совершенствование системы социальной и медицинской реабилитации. По мнению Михаила Зурабова, работа Фонда социально страхования РФ, вносит весомый вклад в формирование настоящей, крепкой системы социального страхования. Эта система может существовать при условии отказа работодателей от выплаты зарплаты «в конвертах» и переходу к прозрачным, установленным законом выплатам. - Итоги 2005 года внушают оптимизм, - отметила Тамара Сальникова, управляющий Ивановского регионального отделения Фонда социального страхования РФ. – Мне тем более приятно, что на российском уровне была позитивно оценена и работа нашего регионального отделения. Мы достигли серьезных успехов в организации санаторно-курортного лечения граждан, обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации, в организации долечивания работающих и летнего отдыха детей. Сейчас перед нами стоят новые задачи. В частности нам предстоит большая работа по проведению диспансеризации населения. Уже не за горами сезон детского отдыха. В 2006 году Фонд социального страхования призван решать задачи государственного масштаба. Это уже не проблемы финансирования отдельных выплат. Фонд становится неотъемлемым элементом государственной системы, инструментом проведения грамотной социальной политики государства. Марина Москалева
24 Апреля 2006, 12:36 +78

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...