Фотокамера смотрит в мир

Судя по последним наблюдениям, у ивановской молодежи от 14 до 25 заниматься фотографией, снимая на профессиональную «зеркальную» камеру, считается своего рода бонтоном, свидетельством «неотсталости» - все равно что носить кеды Converse. На улицах, в парках и скверах города нередко можно увидеть, как девчонки-тинейджеры с увлеченностью неофитов проводят импровизированные фотосессии своих сверстников, себя любимых или вдохновенно щелкают «концептуальный art» - облака, дома, отражения прохожих в зеркальных стеклах кофеен… Чтобы затем выложить все это художество на свою страничку «Вконтакте» или на каком-нибудь фотосайте и получать разнообразные комплименты-комменты: «Класс!», «Красавица!», «Прелесть!», «Здорово, нет слов! Эта лучше всех…» etc. Массовость хождения подрастающего и уже вполне подросшего поколения в фотографию заставляет 40-летних «старичков» с ностальгическим вздохом вспоминать о двусмысленных временах своей юности, когда каждый второй играл на гитаре, а каждый третий метил в рок-звезды. «Эх, молодежь», - вздыхают при этом «старички» на манер майского жука из мульта «Путешествие муравья» и одобрительно щелкают языком. Тем любопытнее оценить это социокультурное явление, сверившись с опытом молодых, но уже состоявшихся ивановских фотографов, успевших зарекомендовать себя на профессиональном поприще. При этом вдвойне любопытно обнаружить, что их профессиональное становление происходило вне фотографической моды, а сами они смотрят на это повальное увлечение, скорее, скептически. Со скепсисом «Молодые и, к сожалению, не только молодые люди, увлекающиеся фотографией, нынче знают два типа камер - «мыльница» и «зеркалка», - замечает по этому поводу выпускник журфака и профессиональный фотограф Олег Павлов. – И если ты снимаешь не на «зеркалку», то ты, по общепринятому мнению, не фотограф. При этом, к сожалению, мало кто из последователей этой «эстетской» моды идет дальше снимков наобум, начинает изучать нюансы или хотя бы азбуку фотоязыка. Хорошо, если один из тысячи в итоге вырастет в настоящего фотографа. Причем сам я себя ни сверходаренным, ни даже просто одаренным фотографом не считаю». Последнее симптоматичное уточнение, видимо, подразумевает всю полноту внутренней ответственности такого самоназывания. Распространение же моды объясняется в первую очередь доступностью профессиональной цифровой техники. Неслучайно фотографический бум совпал с выходом в 2006 году на рынок камеры Canon 350D, стоившей меньше $ 1 000. «Да, сегодня называть себя фотографом модно. Причем делать это с претензией на концептуальность. Правда, общее качество конечного продукта от этого не растет, - подтверждает фотограф с 5-летним стажем Александра Лебедева. – Но вот странно: в Америке все ходят с «зеркалками», однако «фотографами» себя не мнят. В отличие от живописи, музыки, писательства фотография привлекает тех, кто стремится «творчески самовыразиться» (это сегодня модно), своей простотой. Но это кажущаяся простота». «Казалось бы, современная цифровая техника все делает за тебя: достаточно лишь нажать кнопку, - уточняет Олег Павлов. - Но язык фотографии также сложен, как и любой изобразительный язык. И одной техники, которая, кстати, мало у кого из начинающих находится на должном уровне, тут недостаточно. Главное – уметь особым образом видеть, создавать целостные образы и их посредством разговаривать с миром. Я знаю примеры, когда девочки, совсем ничего не понимающие в элементарной технике фотографирования, делали очень интересные суггестивные снимки. Им оставалось лишь подтянуть азы…». Немалую роль в распространении фотомоды сыграл и интернет, в первую очередь социальные сети, полагает другой молодой профессиональный фотограф Мария Сибирякова. Действительно, «Вконтакте» и в других соцсетях пользователи представляют себя городу и миру в первую очередь свои аватарами и альбомами с фотографиями. Доступная техника дает им в этом карт-бланш. «Конечно, как и всякая мода, фотомода достаточно поверхностна. В процентном же отношении возникновение новых величин на фотографическом небосводе осталось тем же, что и 50 лет назад. Но именно обращение к фотографии такого количества молодых людей порой дает очень интересный результат. И на страничках пользователей социальных сетей, чьи имена никому неизвестны, можно увидеть замечательные снимки. Эти фотографы не мыслят шаблонами, приемами, как делают порой и признанные мастера. В этом их преимущество», - считает Мария. Пленочная интерлюдия Кстати, как выясняется, отнюдь не пресловутая «зеркалка» является свидетельством принадлежности к клану продвинутых и модных. «Хипстеры, а, вернее, те, кто причисляет себя к этому модному течению по формальным признакам, снимают на пленку, - иронизирует Олег Павлов. – Правда, кроме дедовского «Зенита», других пленочных камер они, похоже, не знают и знать не хотят. Пару лет назад я был на фестивале «Пикник», устраиваемом журналом «Афиша». Так там у каждого второго на шее висел «Зенит». Если ты снимаешь на пленку, особенно если делаешь черно-белые «загадочные» снимки, значит, ты эстетский чувак». Пусть меня научат Все сказанное теоретически должно бы подвигнуть начинающих фотографов (или тех, кто таковыми себя называет) к старательному разгрызанию гранита фотонауки. Однако осуществить такое обучение на практике в ивановских и даже общероссийских реалиях оказывается не так-то просто. Если на Западе, по словам знающих граждан, в каждом фотографическом жанре - от рекламы до портрета - существуют свои фотографические династии, обрастающие учениками и подмастерьями, а фотоискусство преподается в колледжах, то в родных палестинах хорошие фотографы в основном самоучки. И хотя на ивановских столбах нередко можно увидеть объявления о наборе на фотокурсы, в большинстве своем, как утверждает тот же Олег Павлов, это обычная «разводиловка». Нередко, попав на такое занятие, можно убедиться в том, что «учитель» смутно представляет не только концептуальный предмет изучения, но и его технические азбучные нюансы. «Сначала я снимал на «мыльницу» и читал. Наверное, полгода. Благо специальной литературы сейчас масса – и в книжных магазинах, и в интернете, -рассказывает Павлов. - В Москве есть «Школа Родченко», в Питере – фотодепартамент. Некоторые стоящие фотографы в столице изредка проводят свои мастер-классы. И это все. В Иванове же только один путь – учиться самому». «Я несколько раз бывала на ивановских фотокурсах, - уточняет Александра Лебедева. - Но там было мало полезного. Зато попутно «педагог» сообщал массу вещей, лишь засоряющих голову. Пришлось осваивать технику, построение кадра, композицию и проч. самостоятельно. Впрочем, в последнем мне помогло и то, что я училась в Художественном училище». Аналогичным образом постигала основы фоторемесла и Мария Сибирякова. Причем, по ее мнению, ничего запредельно сложного в этих пугающих слух рядового пользователя «диафрагмах», «экспозициях» и «выдержках» нет. «Я бы не назвала эти знания узко специальными, - замечает Мария. – Ведь многих обладателей смартфонов не пугает необходимость разбираться в использовании этих достаточно сложных устройств. Лично я училась фотографировать на практике, что-то подсмотрела у других, читала спецлитературу. А когда один хороший знакомый художник сказал, что у меня получаются хорошие снимки и, возможно, мне стоит подумать о фотографировании более серьезно, то я решила рискнуть. Конечно, это не произошло в одно мгновение. Одно цеплялось за другое. Фотографирование для меня - прежде всего крайне увлекательный процесс». Как оказалось, еще и затягивающий. В итоге, закончив престижный экономический факультета и поработав некоторое время бухгалтером, Мария поняла, что это, что называется, не ее и занялась исключительно фотографией. Любопытно, что отсутствие специализированного фотофакультета не помешало нашим респондентам добиться некоторой известности на профессиональном поприще. «В любом образовании не университет делает человека», - констатирует Сибирякова, подтверждая это, в частности, собственным примером работы для местных СМИ. – Правда, от частых съемок по заданию начинает замыливаться глаз. Я с этим борюсь по мере возможности». По гамбургскому счету Олег Павлов и Александра Лебедева также достаточно успешно, по мнению коллег, подвизаются на профессиональном поприще, при этом, однако, не рассматривая зарабатывание денег фотографией как основной признак профессионализма. И в этом вновь проявляется их желание измерять успех в фотографировании не по-ивановскому, а по гамбургскому счету. Не самое распространенное нынче, но, если вдуматься, не самое плохое желание. «Среди любителей, для которых фотография только хобби, порой куда больше настоящих профессионалов, мастеров, чем среди тех, кто живет на доходы от фотографии», - говорит Александра, уточняя, впрочем, что она полностью обеспечивает себя, работая фотографом. «Требования местного рынка, скорее, удручают и уж никак не способствуют росту общего уровня фоторабот, - отмечает Олег. – Есть такой проверенный рецепт – продавать, условно говоря, бетон (текстиль, черепицу, работать журналистом) и снимать для себя. Пожалуй, это и есть мой вариант, хотя пока фотография дает мне заработок. Что ж, кто-то любит удить рыбу, а для меня кайф - видеть, как в шахте моей пленочной камеры преломляется свет…». Увы, рыночная реальность никогда не баловала адептов чистого искусства. Однако в максималистском нежелании молодых фотографов окончательно сдать свои камеры в «рыночную аренду» (парадоксально сочетающимся у них с пониманием, что «жизнь есть жизнь») читается успокоительное главное - они будут снимать. В любом случае и при любых обстоятельствах. А иначе, вероятно, они, следуя их же логике, не могли бы называться фотографами… С оптимизмом? «Думаю, эта мода пройдет так же, как и все прочие моды», - полагает Александра Лебедева. В этом мнении с ней, судя по всему, солидарны и другие респонденты. Кстати, при всех минусах и закономерной поверхностности они не исключают и некоторой благотворной питательности этого увлечения. Возможно, материалистский закон перехода количества в качество окажется действительным и для фотоискусства. Сколь бы магическим этот язык ни был. В конце концов, и родители этих фотографов когда-то не верили в то, что такое увлечение выльется во что-то серьезное. «Свою первую «зеркалку» я выиграл у родителей на спор, что сдам три экзамена в один день, - смеется Олег Павлов. – Они думали, что это нереально. А я все сдал. В последний день сессии». «Не это ли воплощение творческого оптимизма?!..», - вскричат тут все, кто когда-либо имел опыт сдавания вузовских сессий. …Так, где тут мой Canon 350D? Срочно будем искать, где у него, пардон, диафрагма. Фотонабор для начинающего: «зеркальная» камера – от 25 до 35 тыс. рублей. Но возможен и вариант приобретения вполне приличной камеры б/у и за 15 тыс. рублей. Также необходимы фотовспышка (примерно 15 тыс. рублей), кофр. Остальное – сменные объективы, штатив, разнообразные фильтры и проч. - по мере профессионального развития и необходимости. Впрочем, полный такой набор обойдется примерно в 60 тыс. рублей. «Или ты богат, или ты – не фотограф», - шутят в профессиональной фотосреде. Видимо, не без оснований. Роман Фонинский
11 Августа 2010, 18:28 +219

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...