Где художнику жить хорошо?

Отношения искусства и бизнеса складываются ничуть не менее захватывающе, нежели у власть и бизнеса. Мы не раз писали о материальной стороне Прекрасного "с ивановскими корнями". Известно, что мастеров кисти, карандаша и т.д. в нашем городе достаточно, а спрос на их произведения ажиотажным не назовешь. Не секрет и то, что одной "пищей духовной" сыт не будешь, да и само творчество требует немалых материальных затрат. Ивановские художники, как и их коллеги из других российских городов, по возможности совершают зарубежные поездки. Что они им приносят - вопрос другой.

НИКОЛАЙ МАКСИМЫЧЕВ: "В Вильнюсе не хватает Вильнюса!"

Максимычев только что вернулся из Вильнюса, почитай, что из Европы. Имея связи с русским культурным центром "Меценат", художник уже во второй раз экспонирует свои работы в его выставочном зале. Приезжает по приглашению, живет в красивейшем районе Старого города.

Ухоженный и оберегаемый властями и горожанами Старый город сегодня представляет из себя некий культурный центр. На его территории сконцентрировано большинство музеев, театров, все художественные галереи. Банки и офисы "не выпадают" из общей архитектурной гармонии, а все, что рушится, восстанавливается в "историческом" виде. Желание попить пиво из бутылки на изящной лавочке старого Вильнюса будет стоить порядка 100 у.е. Мест, где можно комфортно и "прилично" выпить напитка из хмеля и солода предостаточно.

Из 100 частных галерей (государственного, естественно, здесь давно нет) 70 представляют современную живопись и графику, причем русское искусство лишь в одной - в "Меценате". Галереи активно посещаются туристами, которые не особо обращают внимание на технику исполнения или жанр - спросом пользуется хорошее качество. Выставка-продажа Максимычева наглядно демонстрирует интерес к "нашему" искусству. За время ее работы было продано 4 работы из 20, но Николай считает эти цифры нормальными для "мертвого" летнего сезона. Тем более что все полотна "ушли" за хорошую цену. По словам художника, качественная работа оценивается там не дешевле 1000 - 1500 у.е.

- Как относятся к русским художникам там, где русских вообще не очень привечают?

- В принципе, я не заметил особого национализма. Единственное место, где это проявляется - местный Союз художников. Там не принимают работ "чужаков", продают только картины литовских авторов. Так они, видимо, поддерживают своих. Интерес к себе, как к художнику, я чувствовал. Особенно это ощущалось тогда, когда я с этюдником работал на улицах города. Там уже не принято работать "с натуры", все рисуют с открыток, фотографий. Поэтому человек с кистью в руке на площади вызывает удивление. Люди начинают следить за твоей работой, им нравится то, что ты рисуешь их город. А то "живого" Вильнюса и не найдешь...

- Кто покупал работы русского мастера?

- Прокурор - литовец, немец, канадец... В Прибалтике позволить себе настоящее искусство может не каждый, но богатая "прослойка" имеется.

- Кто поддерживает местных художников, кроме Союза?

- Да, в общем-то, никто. Там, как и положено на Западе, каждый сам за себя. Но литовские авторы могут себя содержать. Во-первых, развит галерейный бизнес. Во-вторых, возможность свободного выезда в любую страну Евросоюза. Художник может поехать продавать работы и в Германию. Не заметил, чтобы они бедствовали: и мастерские у них есть, и машины. Кстати, если кто-то из российских авторов желает поехать поработать в Вильнюс, но не имеет возможности снять жилье, ему можно остановиться в Русском православном монастыре Святого духа. Он находится в центре Старого города и всегда примет на время художника и прокормит.

Для ивановского живописца такой вариант сотрудничества очень даже хорош. Выгодно продать свои картины здесь практически невозможно - иностранные туристы и коллекционеры наш город не жалуют. Да и потратился на поездку художник не сильно. Несмотря на законы "дикого" Запада, в Вильнюсе с него за жилье и аренду зала денег не берут, да и со всем необходимым помогают безвозмездно. "Добрые люди везде есть", - объясняет Николай. Если российский автор подарит "добрым людям" в знак благодарности свою картину, отказываться не будут, но и условием это не ставят. Довольствуются процентом от продажи его работ. Видимо, процент привлекателен, раз художника уже зовут с третьей выставкой. А, может, и правда, там Меценаты.

АЛЕКСАНДР КЛИМОХИН: "Главное - сделать имя".

Став победителем российско-итальянской выставки-конкурса "Пастель - 2", в 2001 году Александр получил путевку в Италию для участия в проекте тех же двух стран "Пастель в провинции". Целый месяц провел он в небольшом живописном городке Кунио у подножия Альп, где экспонировались работы пятерых русских и пятерых итальянских авторов.

- Что скажете об итальянских художниках, их житье-бытье?

- Самое интересное, что все итальянцы - участники выставки - не профессионалы, а любители. У них образования художественного даже нет. Это очень заметно и по качеству - наши работы гораздо лучше. Забавно, но итальянские "художники" сразу выкупили наши картины... Рисование для них - хобби, а все они где-то работают. Наверное, поэтому и работы свои они не стремятся продать. Рисуют в собственное удовольствие, не предъявляя к себе жестких художественных требований, как русские авторы. Оформляют, правда, работы нарядно, хорошо.

- Чем же торгуют итальянские галереи, если они есть?

- В их галереях сохраняется интерес к старинным вещам, современного искусства я там не видел, по крайней мере, в этой провинции. Очень популярны большие постеры отменного качества с репродукциями известных мировых шедевров. Словно в стране с великими художественными традициями перевелись настоящие мастера... Уличных художников тоже не встретишь.

- Был ли у поездки какой-либо коммерческий успех?

- Нет. Выставка проходила в здании мэрии, где продавать вообще нельзя. Да и "без языка" много не продашь. В самом конце, правда, благодаря помощи нашего друга, купили пару работ. Но думать, что там покупают дороже, чем здесь, не правильно. Приезжему продать свою работу везде трудно. Покупают тех, кого знают.

Мысли А.Климохина подтвердились и в "лазурной" Ницце, куда он попал ненадолго с тем самым другом (см.выше). Ситуация такова: практически рядом 50 галерей, которые зачастую принадлежат самим художникам. Все в одном месте - выставочный зал, мастерская, жилье. Художник работает и продает сам. В шести галереях, которые успели посетить наши соотечественники, уклон в сторону авангарда и инсталляций. "Нас там особо не ждут",- решили наши, поскольку частная галерея на то и частная, чтобы заниматься своими частными делами... Картины коллеги Александра выставил в Ницце Русский ресторан.

По мнению Александра и его собратьев по творчеству, настоящий центр художественной торговли - Москва. Постоянное участие в ее выставках и художественных салонах - шанс стать узнаваемым и востребованным. "Главное - сделать имя. И делать его нужно у нас", - уверен Климохин. Без солидных финансовых вложений это практически невозможно. А найти спонсоров, которые помогут "раскрутиться", трудно. Не видят пока наши "меценаты" в подобных вещах практического смысла. А зря, арт-бизнес способен приносить немалые дивиденды.

ВАЛЕРИЙ БЕРЕГОВ: "Художники пьют везде".

Можно сказать, что летний сезон для В.Берегова прошел плодотворно: три индивидуальные выставки в Чехии, большой объем работы, хороший отдых и масса впечатлений. Эта поездка из разряда частных - Берегов использовал дружеские связи. Ему помогли организовать две "персоналки" в городе Хеб и одну в приграничном городке Аш - по результатам работы в Чехии.

- Как выглядит арт-бизнес провинциальной Чехии?

- Государственная галерея есть только в Праге и Карловых Варах, а в небольших провинциальных городах галерей не много и все частные, за исключением одной муниципальной. Профессиональных авторов я что-то не встречал... Да и в галерейном альбоме можно увидеть работы кого-угодно, от любительских рисунков певца Карла Гота до произведений какого-нибудь известного русского живописца... Зато в местные галереи нередко приезжают "высокие" гости. Например, мою выставку посетил русский консул. Картинная торговля идет активнее, чем у нас, но люди там не очень состоятельны, больше приезжие покупают. Спросом пользуются местные виды, но покупали и то, что я привез с собой.

- Там, как в Европе, художники содержат и организуют себя сами?

- Есть ассоциация художников, но ее суть не понятна. Мэрия часто выступает спонсором художественных выставок. Одну из моих экспозиций удалось организовать на "городские" деньги. Городские власти поддерживают художников и тем, что отправляют их работы на художественный аукцион в Карловые Вары, где есть место современному искусству.

Местных художников (человек 10-15 на город) горожане знают в лицо, очень их любят и, так получается, что все авторы "пристроены". Хотя художники и там пьют. Но, в отличие от нашей действительности, там, если упорно работаешь и "обрастаешь" связями, то можешь достойно существовать. У нас же эти механизмы не работают, и не понятно, что нужно делать, чтобы обеспечить себя работой. Всем художникам жить в Москве?

ИРИНЕ КАЗИМИРОВОЙ - автору изысканных шелковых картин - пришлось немало поездить по миру, и теперь ее работы "живут" во многих его уголках.

Не так давно ей и А.Климохину довелось быть с выставкой в Индии. Русский Дом пригласил их в Калькутту в самый солнечный сезон. В это время "простые" зрители изнывают от жары, а состоятельные бегут от нее в другие страны. Отсутствие хорошей рекламы сделало свое дело - посетителей было мало, продаж не было вовсе. Ирина еще раз убедилась в мнении, что коммерческий успех на 90% зависит от рекламы. Мощный промоушен способен сдвинуть любое дело и наоборот. Ближе к концу экспозиции художники познакомились с тремя индийскими коллегами. Одна из них - молодая энергичная художница, живущая в роскошном доме и расписывающая все и вся. Идеальный пример того, как художник может заработать своим искусством. Две другие дамы помогли организовать изможденным жарой российским авторам некую презентацию и смогли продать несколько их картин. Это обстоятельство скрасило пребывание ивановцев в дружественной стране, но, по словам Ирины, не стало главным. Художница уверена, что все заграничные поездки важны не возможностью заработка, а совсем другим. "Любой показ искусства имеет отношение к политике, поскольку сводится к пониманию народа и его ценностей. Мы несем собой и своими произведениями часть русской культуры. О нас пишут за границей не как о частных художниках, а как о россиянах. А заработок и здесь можно найти".

Татьяна Хейфец

P.S. В Ивановской организации Союза художников сейчас проходит "Летний вернисаж - 2003", который представляет новые и уже запомнившиеся зрителям произведения ивановских авторов - членов СХ.

11 Августа 2003, 21:21 +157

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...