Где живет успех?

Кто из руководителей не жаловался на подчиненных! Вот несколько типичных высказываний: "не хотят развиваться", "ничего не могут сделать сами", "иногда легче самому сделать...", "зарплата высокая, а делать ничего не хотят", "самому времени ни на что не хватает, а тут еще их проблемы разбирай!" и т.д.

В одной из известных фирм, процветающей, стабильно работающей на ивановском рынке, сформировался клан "всезнаек", приносящих фирме свой "кусочек", абсолютно довольных своим положением и абсолютно не желающих двигаться вперед и повышать свои (а значит, и своей фирмы) доходы. Про таких говорят: "У них все есть..." - а зачем им еще что-то, если это "что-то" может быть связано для них с риском?!

Удивительно, но именно там, где доходы сотрудников находятся в прямой зависимости от дохода, приносимого ими фирме (например, процент от продаж), налицо следующий парадокс. Начинающие, как говорится, землю носом роют (им надо отличиться, им только предстоит еще "выйти" на достойный заработок), но они - новички, многого еще не знают, основной доход фирме приносят старожилы. "Старички", проработав несколько лет, уже имеют солидную клиентскую базу, с которой имеют свой стабильный "кровный" процент, им "хватает", они успокоились, рисковать или напрягаться уже не хотят. И как в любом деле, где есть стабильность (а она, как ни странно, у них есть), стимула к собственному развитию, а значит, повышению доходов фирмы, нет. А руководитель все чаще сталкивается с проблемой застоя. Доходы фирмы стабильные, но не растут с той скоростью, с какой хотелось бы, фирма не развивается.

Атмосфера все больше приближается к старой чиновничье-советской: все больше подковерной борьбы, все меньше новых идей и активности. "Старички" сплотились в тесные ряды "всезнаек", довольных своим положением и доходами, заинтересованных в тщательном сохранении прежнего положения. И они чувствуют свою силу: опытными работниками "не побросаешься", где найдешь новых, с такой же квалификацией!

Задача сохранить достигнутое становится для людей важнее задач развития и захвата новых рубежей. Решение проблем предприятия все больше волнует только руководителей высшего звена и учредителей. И это - в условиях жесткой конкуренции!

Так что же делать бедному руководителю? Как повысить мотивацию сотрудников? Как заставить их развиваться, активнее приносить прибыль фирме? Путей здесь несколько.

Первый - продолжить делать то, что вы делали раньше. Ждать, надеяться или повторять свои прежние попытки. Многие руководители и сейчас продолжают удерживать себя и свои предприятия от кардинальных изменений, пользуясь такими "великолепными" отговорками, как: "ничего уж тут не сделаешь", "людей не перекроишь..."

Но помните: если вы будете делать то, что делали всегда, то вы и будете получать то, что всегда получали. Отсюда вывод: если вы хотите что-либо изменить, сделайте что-нибудь новое!

Второй путь - разработка системы мотивации сотрудников, материальной и нематериальной. Естественно, она должна быть проведена специалистами по бизнес-процессам и инновациям, командой экономистов, юристов, организационных консультантов и психологов. В крайнем случае, можно воспользоваться специалистами своего предприятия.

Но! Необходимо помнить об опасностях и ограничениях использования собственных специалистов. Ваши специалисты - тоже люди.

а) Они находятся "внутри предприятия", их профессиональный глаз может "замыливаться", они могут перестать замечать важнейшие детали, бросающиеся в глаза специалисту со стороны. Например, работники могут уже привыкнуть к тому, что кто-то из сотрудников находится в привилегированном положении, и даже не ставить под вопрос правомочность этого факта, тогда как именно это отрицательно влияет на мотивацию остальных.

б) Они уже находятся в своей стабильной системе отношений внутри предприятия, и нет гарантий, что их глубинные интересы абсолютно совпадают с интересами предприятия и руководителя; у них уже есть симпатии и антипатии, которые не могут не влиять на результаты их разработок; нововведения могут затрагивать их личные интересы и отношения.

в) Внутренний специалист - лицо, зависимое от руководителя, есть вопросы, которые подчиненный принципиально не способен поднять: во-первых, из-за боязни испортить отношения, во-вторых, потому что это могут быть вопросы, при решении которых будут страдать интересы того, кто их поднял.

Плюсы решения проблемы своими силами - экономия финансовых ресурсов. Минусы - большие временные потери плюс риск некомпетентного исполнения (по зависящим и не зависящим от внутренних исполнителей причинам).

Плюсы использования приглашенных специалистов - объективно более высокое профессиональное решение задач, минимизация влияния человеческого фактора на результаты работы. Этот путь может включать оценку функциональных обязанностей и должностных инструкций, деловую оценку персонала, психологическое тестирование работников, интервьюирование руководящего состава, проведение социологических опросов, формирование пакета рекомендаций по каждому работнику и по предприятию и т.д.

Третий путь - обучение и тренинг персонала, который включает:

- создание (разработка и внедрение) новой структуры взаимодействия и взаимоотношений внутри предприятия;

- выявление узловых проблемных точек в коллективе, безопасная (и часто в игровой форме) проработка хронических проблем в коллективе;

- разработка и укрепление корпоративной культуры на предприятии;

- выработка миссии фирмы;

- сплочение коллектива, создание эффективной рабочей команды, объединенной общими идеями и целями;

- распределение ролей и неформальных функций внутри коллектива, выявление лидеров, создание условий для выделения новых неформальных лидеров, более соответствующих своими качествами новым целям компании.

Основной способ реализации этого пути - приглашение тренера или целой команды тренеров, специализирующихся на решении подобного рода и уровня задач. На ивановском рынке подобных услуг функционирует целый ряд фирм и самостоятельно работающих тренеров и тренерских команд. Есть приезжие специалисты, многие действительно высококлассные профессионалы, единственный минус которых - более высокие цены на их услуги. Справедливости ради заметим, что профессиональный уровень ивановских специалистов ничуть не уступает, а зачастую и превосходит уровень иногородних, пусть даже и столичных, фирм.

Из нашего опыта. Небольшая фирма, 20 человек персонала. Руководитель жалуется на отсутствие активности работников, хотя весь их заработок зависит только от их продуктивности! На вопрос нашего специалиста, в чем, по его мнению, причина, отвечает: "Не хотят!" Что было нами сделано? Были проведены консультации с руководителем и 40-часовой тренинг с коллективом. Результаты: буквально через две недели после окончания тренинга прирост доходов перекрыл размер вложений руководителя в развитие своего персонала.

Четвертый, и самый эффективный (кстати, и наименее затратный), путь - развитие и обучение самого руководителя. Реализация этого пути способствует решению двух задач:

1. Повышение личной эффективности руководителя. Как правило, проблемы предприятия во многом (но, конечно же, не во всем) являются отражением внутренних проблем или ограничений руководителя. Развивая свои способности видеть ситуацию, чувствовать людей и атмосферу, результативно общаться с персоналом и направлять его энергию в нужное русло, осознавать свои собственные ограничения и преодолевать их, находить правильные решения и эффективно вести переговоры, руководитель становится той движущей силой, которая сметает все препятствия на своем пути к высоким целям - сохраняя себя как личность и как здоровый организм.

2. Обеспечение индивидуального подхода к подчиненным. Это основа эффективного руководства людьми и предприятием. Для этого современному руководителю необходимо:

- понимать, чего он хочет и ожидает от данного работника на самом деле;

- знать основные законы индивидуальной и групповой психологии;

- уметь управлять процессами запроса и передачи информации в вертикальных и горизонтальных потоках внутри предприятия;

- сохранять собственную индивидуальность, личную неповторимость и использовать все стороны своей уникальной личности для выработки собственного эффективного стиля руководства.

Вам доступны все пути повышения активности основного состава фирмы, вы можете выбрать какой-либо один, наилучшим образом удовлетворяющий вашим задачам, возможностям и предпочтениям. В любом случае вы должны знать, что задачи этого уровня решаемы.

Специалисты Центра антипроблемных технологий "Профессиональные ресурсы"

18 Ноября 2002, 21:33 +56

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...