Город для пробок или город для людей?

Кардинально решить проблему пробок на дорогах областного центра в ближайшие годы не удастся

Анна Семенова

Многие, возвращаясь из зарубежных вояжей, с грустью констатируют кардинальные отличия европейских городов от российских: «Там все для людей». И при этом пытаются понять, почему в том же Иваново «для людей», мягко говоря, не все. Взять те же дороги и организацию движения в областном центре. С каждым годом пробки становятся все более серьезной проблемой для ивановцев, и порой создается впечатление, что по времени, которое мы проводим в пробках, Иваново скоро догонит Москву и Санкт-Петербург. У тех, кто пользуется общественным транспортом, тоже есть немало вопросов и к властям, и к перевозчикам.

Возможно ли в принципе организовать движение в Иванове так, чтобы было удобно и пешеходам, и водителям, и пассажирам общественного транспорта? Эти вопросы обсуждались в ходе специального совместного телепроекта издательского дома «Частник» и телекомпании ИВТ «ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ». Чиновники, проектировщики, представители ГИБДД и Федерации автовладельцев России озвучили свои точки зрения. Предлагаем вашему вниманию часть реплик, прозвучавших в ходе дискуссии.

Александр Матвеев, первый заместитель главы администрации г. Иваново:

Что касается пробок, то проблема транспортной загрузки характерна не только для Иванова, но и для всех крупных городов России. Безусловно, решать ее надо. На сегодня мы считаем своей главной задачей создание улично-дорожной сети для разведения транспортных потоков с помощью строительства новых дорог, создания объездных маршрутов как в центральной части города, так и на окраинах. Примером такого подхода может служить реконструкция развязки на ул. Лежневская – Типографская.

Одним из шагов в этом направлении было и изменение схемы движения в центре города. Да, тут есть много вопросов, многие нас критикуют. Но в этом узле изменения действительно произошли. Анализ загруженности улиц продолжается, в 2013 году мы проведем исследование пассажиропотоков в общественном транспорте. В результате не исключено, что будет меняться маршрутная сеть.

Кроме того, сейчас ведется работа по созданию единого диспетчерского центра, объединяющего все светофорные объекты. Этот диспетчерский центр позволит не только в режиме реального времени отслеживать работу всех светофоров, но и мернять режим их работы, создавая так называемые «зеленые коридоры».

На 2013 год запланирован второй этап реконструкции ул. Зверева, которая позволит несколько разгрузить центральную часть города. Плюс второй этап реконструкции ул. Генерала Хлебникова, который поможет снять определенную напряженность на перекрестке ул. Лежневская – Хлебникова – Воронина.

К сожалению, мы не можем кардинально изменять ситуацию, например, расширяя проезжую часть той или иной улицы и увеличивая ее пропускную способность. Мы можем изменить направление движения, изменить схему работы светофоров. Да, это вспомогательные инструменты, своего рода компромисс. Бюджет города не позволяет нам сегодня выкупать большое количество частных домовладений, чтобы расширить проезжую часть, хотя подобные шаги предусмотрены генеральным планом.

 Анатолий Смирнов, начальник управления благоустройства администрации г. Иванова:

Проблема парковок у нас существует, и в последнее время становится все боле актуальной. Что мы можем сегодня сделать, чтобы увеличить пропускную способность наших улиц? Геометрию мы поменять не можем практически нигде. В прошлом году мы убрали разделительную полосу на пр. Ленина на участке от ул. Красной Армии до ул. Почтовой. Сейчас мы ее используем для направления движения к ул. Почтовой. Возможно, через 2-3 года придется задействовать резервную полосу на ул. Лежневской. Может быть, мы ее сделаем реверсивной: направление движения по ней будет меняться в зависимости от времени суток.

Еще раз повторю: геометрию дорог мы мало где можем изменить. Единственный наш путь – это работа со светофорным оборудованием, со знаками, например, где-то запретить парковку, чтобы освободить дополнительную полосу движения. Но людей тоже надо понимать: создавая запреты, ограничивая их в парковочных местах, мы должны предлагать альтернативу, где человек может машину поставить. А в центре города у нас единственное более или менее подходящее место – это бульвар Кокуй.

Если немного пофилософствовать, то вообще вся наука организации дорожного движения складывается из трех составляющих – человек, автомобиль и дорога. Автомобиль можно сделать безопасным? Теоретически можно. Дорогу тоже в принципе можно сделать безопасной – типа автобанов. А вот человека нельзя сделать безопасным. Поэтому, наблюдая каждый день по десятку мелких столкновений, могу сказать, что очень многое в создании предаварийных и предзаторовых ситуаций происходит по вине человека, как правило водителей.

Илья Антипов, активист Ивановского отделения Федерации автовладельцев России:

В Иванове 120 тысяч автомобилей. В прошлом году прибавилось 12 тысяч – это 10 %. Сможем мы увеличивать нашу дорожную сеть на 10 % в год? Вряд ли. В развитых странах эта проблема решается с помощью общественного транспорта. Человек в автобусе занимает на дороге в 30 раз меньше места, чем человек на личном автомобиле. А у нас отсутствие общественного транспорта способствует покупке личного автомобиля.

Например, мой знакомый  задумался о необходимости купить автомобиль после того, как переехал жить в Авдотьино, где проблема с общественным транспортом очень серьезная. Расширяя дорожную сеть, мы будем только стимулировать приобретение автомобилей. Получается замкнутый круг.

Реальный выход из сложившейся ситуации – нужно сделать упор на общественный транспорт. Например, будем расширять Кохомское шоссе – надо изначально делать там выделенные полосы для маршрутных транспортных средств. Изменяем схему движения в центре – нужно там делать выделенные полосы.

Недавний пример: когда в конце ноября выпал снег и весь город встал. Я сижу на работе, и у меня дилемма: ехать на машине или на троллейбусе. Если я еду на машине, я всю дорогу стою вместе с автобусом в пробке, но при этом я сижу и в тепле. Если я еду на общественном транспорте, то я так же стою в пробке, только стоя и в холоде. Разумеется, при такой ситуации я никогда не откажусь от машины. Но если автобус вместо часа будет ехать 15 минут по выделенной полосе, то в следующий раз я выберу уже автобус. И до работы я буду ездить на автобусе, потому что это дешевле и это быстрее.

 Александр Борцов, руководитель Ивановского областного отделения МААДО:

Сегодня есть очень много вопросов о нормативах, в соответствии с которыми проектируются объекты дорожной инфраструктуры. Например, если говорить о парковках у вновь строящихся объектов. Есть СНиП, в котором четко прописано количество парковочных мест в зависимости от торговой площади, от площади офисных помещений. И сейчас эти нормативы в большинстве случаев выполняются. Дело в том, что этот СНиП утвержден в 1983 году, когда количество машин на улицах городов было несопоставимо меньше, чем сейчас. Это общая проблема действующей нормативной базы. Бывают ситуации, когда вроде надо запроектировать пешеходный переход, но норматив не позволяет. СНиП на автомобильные дороги был утвержден в 1985 году. И других норм на сегодняшний день нет. И если мы сейчас проектируем по устаревшим нормам, о какой перспективе можно говорить? А по-другому нельзя, потому что проект не пропустит госэкспертиза.

Изменение нормативной базы – это прерогатива федерального правительства, и никакие обращения от муниципалитетов или области не повлияют на ситуацию. Принять нормы на местном уровне мы не можем. Раньше были попытки – Москва, Санкт-Петербург разработали свои нормативы, но введены они так и не были, поскольку федеральные нормативные документы имеют большую юридическую силу.

О схеме движения в центре города. Эта схема была разработана в 2006 году. И тогда по мере возможности бюджета началось ее осуществление. Сделали пешеходный переход на пл. Пушкина по мостом (убрали пешеходов с проезжей части), привели в порядок пересечение Красной Армии и пр. Ленина (отделили парковку). Затем были установлены светофорные объекты, и уже в 2012 году произошло кардинальное изменение схемы движения. Но замечу, что схема до конца все равно не реализована. Это будет доделано в 2013 году.

Нельзя говорить, что ничего не делается, что надо сразу кардинально все изменить. Пробки исчезнут, если построить развязки в разных уровнях, магистрали, снести всю застройку в центре города. Но все это нереально. И такая ситуация не только в Иванове. Даже в преуспевающих городах – Москве, Санкт-Петербурге, в той же Казани все стоят в пробках. Прирост в 10 % автомобилей в год – это взрывной уровень автомобилизации. И за ним не успеет ни один бюджет ни одного города. Поэтому все решения локальные: пытаются расшить самые узкие места, но не больше.

 Александр Шаботинский, депутат Ивановской областной думы, заместитель директора ГОССМЭП МВД России:

На сегодняшний день администрацией города проведены два конкурса: на реконструкцию и строительство светофорных объектов и на создание диспетчерского пункта. Инвестор вкладывает около 60 млн рублей в реконструкцию и строительство светофорных объектов, и в строительство диспетчерского пункта, оборудует их средствами связи. Контракт будет выполнен к концу 2013 года, и я думаю, что это существенно повлияет на ситуацию в городе.

Сегодня большинство светофорных объектов в городе оборудованы контроллерами 30-летней давности, которые запрограммированы работать 10 секунд в одном направлении, 10 секунд в другом. В городе будет введен единый тип контроллеров, которые будут с помощью модем-связи и с помощью оптоволокна связаны с диспетчерским пунктом. В дальнейшем планируется выведение камер наблюдения на важные участки. И диспетчер сможет в режиме реального времени отслеживать ситуацию. Если произойдет ДТП или какая-то еще непредвиденная ситуация, то он будет ее в ручном режиме регулировать. 

Контроллеры позволят до 64 раз в сутки менять программы. Для того чтобы просчитать эти потоки, будут использоваться видеокамеры, диспетчерский пункт будет заниматься и аналитикой, и внедрением новых программ. Сейчас мы пользуемся двумя-тремя режимами работы: выходные дни, ночное время и обычные дни. Просчитав транспортные потоки, можно будет координировать работу светофорных объектов, менять программы работы в зависимости от плотности потока в разное время. Например, в утренние и вечерние часы пик.

Это большой объем работы. Например, для площади Пушкина и Почтовой 12 раз переписывалась программа, в частности, в зависимости от времени года. Летом посчитали одно, сделали программу. Приехали все с отпусков – количество транспорта увеличилось – программу поменяли. Начался зимний сезон – опять поменяли. Открылся какой-то новый торговый центр или ресторан – опять потоки изменились.

Программное обеспечение разрабатывают наши местные специалисты. Это дешевле, чем покупать готовое.

Что касается схемы движения в городе, то в последнее время на площади Пушкина, если нет ДТП, если нет каких-то катаклизмов, то город не стоит, он движется. На пробки влияет и то, что учебные машины выезжают на дороги города в час пик, и наличие торговых центров, куда люди едут после работы. Генплан города мы не поменяем, мы не вынесем это все за пределы города.

Смотрите специальный совместный телепроект издательского дома «Частник» и телекомпании ИВТ «ГОРОД ДЛЯ ЛЮДЕЙ» на телеканале «ИВТ» 17 января в 19.30, а также на сайтах iv-tv.ru и информационно-деловом портале chastnik.ru

 

10 Января 2013, 14:21 +776

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...