«Господдержка»: мало не покажется.

Еще в июне, когда состоялась встреча группы ивановских предпринимателей с лидером депутатской фракции Госдумы РФ "Единство" Владимиром Пехтиным, наши визитеры небезосновательно засомневались в том, что их предложения и поправки будут учтены в новой редакции Налогового Кодекса: времени для детального их изучения оставалось крайне мало, так как парламентарии должны были уйти на каникулы уже с принятыми решениями. Вселял большие надежды лишь тот факт, что В. Пехтин - лидер, по сути, "пропутинской" фракции, согласился с большинством из представленных нашей стороной доводов. О многих из них, а также о ходе этой встречи "ЧастниКо" писал еще летом, мы озаглавили тогда материал "Нам дорого может обойтись "господдержка"" - именно под маркой государственной поддержки малого и среднего бизнеса и проводилась часть поправок к Налоговому Кодексу. Теперь уже приходится констатировать: предпринимательству оказали такую поддержку, что мало не покажется.

Тот, кто уже знаком с новой редакцией Кодекса, уже понимает: времени на то, чтобы рвать на себе рубаху, потрясать копьями, посыпать голову пеплом, растрачиваться на ультиматумы, уже не осталось. О проблемах, которые уже сегодня стоят перед предпринимателями, - наш разговор с директором фирмы "Восток", членом правления областного объединения предпринимателей "Центр" Александром Фоминым.

- Александр, сначала о том, почему "Центр" форсирует принятие соответствующих законов на областном уровне?

- Новая редакция Налогового Кодекса предписывает уже действующим фирмам с 1 октября по 30 ноября подать заявление в налоговую инспекцию о выбранной схеме налогообложения в будущем году: будет ли это упрощенная система, единый налог на вмененный доход или традиционная. А чтобы сделать выбор, необходимо, как минимум, иметь представление о величине корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход. Напомню, что отныне ставки базовой доходности для расчета единого налога рекомендованы федеральной властью одинаковыми для всех территорий, не зависимо от того, находится ли твой магазин на Манежной площади или в Верхнем Ландехе - 1200 рублей в месяц на каждый квадратный метр занимаемой площади. Базовая доходность умножается всего на три коэффициента, два из которых тоже устанавливаются, по сути Москвой: К1 - в зависимости от кадастровой стоимости земли (на основании данных Государственного земельного кадастра), К3 - коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (услуги) в российской Федерации. И только К2 призван учесть "совокупность прочих особенностей ведения бизнеса": ассортимент товара, сезонность, время работы, величину доходов и т.д. Величина этого коэффициента может устанавливаться от 0,1 до 1. Какой коэффициент предложат местные законодатели - пока неизвестно. Чем будут руководствоваться при его установлении депутаты - сохранением цивилизованной торговли или желанием "ошкурить" - тоже вопрос.

Далее. Сегодня абсолютное большинство малых предприятий Ивановской области работают на едином налоге. И если они захотят сохранить эту систему для себя на будущий год (уже зная величину всех коэффициентов), значит, скорее всего, их ждет дробление, потому что для предприятий общественного питания или торговых фирм устанавливается предельная площадь торговых залов или залов обслуживания - не более 70 кв. метров ("забегаловка", иными словами). Но тогда встает следующая проблема: если ты арендуешь помещение у муниципалитета, то, в большинстве случаев - без права субаренды. То есть, даже создавая дочерние фирмы, ты не сможешь их "прописать" на той же территории. То же касается и тех субъектов предпринимательства, которые до сих пор были на "упрощенке" и хотели бы сохранить эту схему налогообложения: если твой оборот превышает 15 млн рублей в год (не более 11 млн - по итогам 9 месяцев этого года) и ты тоже принимаешь решение о дроблении фирмы - сможешь ли ты оформить аренду для вновь созданного предприятия.

Значит, работать уже придется не только с областной властью, но и с местной - чтобы получить право хотя бы согласованной (с комитетом по имуществу) аренды - для дочерних фирм.

Еще один момент. Я уже сказал про коэффициент-дефлятор - что новый закон предусматривает его изменение в соответствии с уровнем инфляции. Однако, например, в отношении ограничения валового оборота для применения упрощенной системы налогообложения - 15 млн рублей - ни о какой индексации его в законе не сказано. Значит, фактически, с каждым годом, если принимать в расчет инфляцию, этот показатель будет снижаться, то есть с каждым годом предпринимателям все труднее будет подвести свой бизнес под "упрощенку" .

- Кого еще, кроме торговли, ограничили в выборе системы налогообложения?

- Общепит - те же ограничения по площади (зал - не более 70 кв. метров), предприятия, оказывающие транспортные услуги (не более 20 машин). Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства в других районах, регионах.. Последнее сильно ударит по наших оптовым фирмам, у которых годовой оборот значительно выше 15 млн рублей, и низкая доходность - порядка 4-7 процентов. Они даже не смогут толком оформить филиал как самостоятельное предприятие, потому что законом запрещено вводить "упрощенку" для организаций, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.

Короче, новый закон кардинально меняет всю систему координат, в которых мы работали до сих пор. И если изначально все это шло под маркой "поддержки" бизнеса, то фактически получилось, что нам усложняют жизнь и в плане налогообложения, и в плане организационном.

Можете себе представить: сейчас начнется дробление торговых площадей по принципу выведения высокодоходного товара в одну часть зала - ограничивая его площадью не более 70 квадратных метров (для сохранения на едином налоге), других товаров, оборот по которым может вписаться в 15 млн рублей в год - в другую часть зала, дробление всей системы учета, единых кассовых сетей. Это беда даже для тех фирм, у которых штат бухгалтеров. А для небольших предприятий, в которых, дай Бог, работает хотя бы один бухгалтер?

- А может, не так страшен черт: не попадаете под единый налог или "упрощенку" - переходите на традиционную схему налогообложения?

- Это мы уже проходили - торговля, если помните, в нашей области последней переходила на единый налог. На традиционной схеме мы не существовали, а выживали. Не случайно же нам удалось убедить полтора года назад областную власть не возвращать нас к традиционной схеме. Я не смогу сейчас назвать, в какие налоговые суммы каждая из схем выльется для малого бизнеса, но, если оперировать официальными данными, то картина получается страшная. Рост доходов от единого налога в федеральном бюджете планируется почти в три раза (заметьте, это при условии, что кто-то не сможет сохранить для себя эту схему, значит, по факту, увеличение для каждого их оставшихся будет более чем в три раза). И даже при этом раскладе, по нашим предварительным расчетам, сумма уплачиваемых налогов для тех, кто перейдет на традиционную схему налогообложения, будет в разы больше, чем у тех, кто останется на едином налоге.

Достаточно перечислить налоги, которые просто разорят наши предприятия: 5% от оборота - налог с продаж, 20% от оборота - НДС. Итого - 25% от оборота при средней существующей наценке в торговых предприятиях - 18%. По сути, только два эти налога уже "съедают" всю прибыль. И приплюсуйте единый социальный налог - новогодний подарок нашего правительства, абсурдность которого стала очевидной даже для его авторов спустя всего несколько месяцев после его введения.

- Хотелось бы верить, что наши законодатели не останутся глухи к вашим призывам сохранить более-менее приемлемые правила игры для малого бизнеса.

- Нам трудно будет защищать свои права. Хотя бы потому, что увеличивается доля отчислений от единого налога в федеральный бюджет - за счет уменьшения его доли в областном. По той же причине мы не слишком рассчитываем на то, что будет отменен налог с продаж - он приносит хороший доход муниципальным образованиям.

* * *

Чем ближе к времени "Ч", тем активнее предприниматели переходят от упаднических настроений к конструктивным. Однако все больше их конструктивность напоминает изворотливость "мутных времен", когда они учились обнулять любую фискальную память в кассовых аппаратах, разводить такую канитель в системе затрат, что не подкопается ни один налоговый инспектор. Возникает еще один момент, который просто вынудит предпринимателей играть "втемную". Заложенное для упрощенной системы налогообложения ограничение в 15 млн при средней наценке 18% дает годовой доход в 2 с небольшим млн рублей (чуть больше 190 тыс. рублей в месяц). И если взять среднюю численность работающих на малом предприятии - 29 человек, то доход на каждого из них не будет превышать 6,5 тысяч рублей. Минус налоги, аренда, прочие платежи... Итого - реально на зарплату работника останется не более 2500 рублей. С учетом того, что для этих 15 млн рублей не предусмотрена индексация (см. выше), на таких предприятиях следует ожидать либо сокращений, либо возвращения к "конвертируемой зарплате".

Но. Изворотливый предпринимательский ум на любое действие всегда находил адекватное противодействие - ради сохранения бизнеса. Если "господдержка" выражается в том, чтобы "мало не показалось", то - в ответ - и бюджету мало не покажется. Точнее, как раз покажется мало... Это не шантаж - это констатация.

Вера Родионова

Фото Сергея Насонова. Александр Фомин: "Новый закон кардинально меняет всю систему координат, в которых мы работали до сих пор".

16 Сентября 2002, 21:15 +75

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...