Государственный пансион

Эффективно ли работают государственные структуры и предприятия? - этот вопрос сегодня задается все чаще. Однозначного ответа на него нет. Что-то из госсобственности распродается, что-то остается, пересматривается роль государства в бизнес-процессах, но ужесточается контроль за предпринимателями.

Все это делается в том числе из соображений экономической выгоды. Наличие государственных типографий и СМИ с этой точки зрения оправдать невозможно - одни затраты. Нужны ли они нам в таком виде, в каком существуют, и кому - "нам", - точка зрения начальника управления печати и информации Ивановской области Владимира Селезнева.

Итак, государство и...

...полиграфия

"Частник" уже обращался к теме государственных полиграфических предприятий, коих, помнится, у нас в области одиннадцать: осенью прошлого года администрация области разработала программу поддержки этих предприятий на общую сумму 20 млн. рублей. Авторы программы, ссылаясь на отсутствие у ГУПов оборотных средств и невозможность пополнить их из других источников, предлагали закупить печатное оборудование на средства областного бюджета. Мы сделали предположение, что типографии будут оснащены дешевыми ризографами (по сути, "копирами", пригодными для размножения агитационного материала) "под выборы", чтобы нынешняя власть могла по максимуму использовать имеющийся административный ресурс. Но, как выразился Владимир Селезнев, "нашими стараниями" программа сейчас "дорабатывается".

Между тем, по мнению Владимира Селезнева, финансовая поддержка областной полиграфии необходима, хотя бы потому, что это единовременное вливание: предприятия находятся на хозрасчете, платят налоги, а государство, являясь собственником, вот уже в течение 15-ти лет не вкладывало в них ни копейки.

- Критерии эффективного собственника у таких предприятий немного иные, - сообщил он. - Мы не можем не принимать во внимание, что на них работают люди. Возьмем типографию в Юрьевецком районе. Пусть там заняты всего десять человек, но это предприятие практически единственное (!) платит налоги. Неудивительно, что глава района против его закрытия. А увеличение печатных мощностей, предусмотренное программой, позволило бы выпускать качественную и дешевую бланочную продукцию и вернуть деньги в бюджет. Кстати, есть печальный опыт одной из соседних областей, где в результате приватизации собственником областной типографии стала фирма, которая, был такой случай, отказалась печатать заказ для администрации - посчитала его недостаточно выгодным. Имеются и другие примеры: 18 государственных типографий Тверской области и 17 типографий Московской власти поддерживали всегда, поэтому они оснащены и оснащаются современным оборудованием и являются серьезными игроками на рынке, так как полиграфические услуги сегодня очень востребованы. А мы, к сожалению, можем позволить себе купить лишь недорогие ризографы, и не только под выборы: их главное назначение - оперативно и качественно печатать бланочную продукцию, ведь только в этой нише наши предприятия могут конкурировать с частными.

- Так может, не "тянуть" все имеющиеся типографии, а вложить деньги в несколько наиболее перспективных?

- Каждый случай будет решаться индивидуально...

...Из чего можно сделать вывод, что все останется, как есть: с точки зрения тех же налогов, из которых складываются местный и областной бюджеты, гораздо выгоднее иметь государственное предприятие, так как в отличие от частных и малых, оно не имеет льгот по налогообложению...

...пресса

Владимир Селезнев разделяет мнение, что, благодаря так называемым государственным изданиям, в России существует уникальная информационная сеть, которая охватывает практически все регионы, и рушить ее ни в коем случае нельзя.

- Хотя почти все государственные печатные СМИ убыточны, они необходимы: единое информационное пространство без них немыслимо, - считает он. - Власть должна иметь каналы, чтобы доводить информацию до населения. По Конституции, ее, власти, основная задача - реализация права граждан на объективную информацию и формирование общественного мнения для совместного решения социально-экономических проблем.

- Но, по той же Конституции, власть у нас сейчас выборная. Получается, что СМИ работают на тех, у кого есть административный доступ к СМИ?

- Не совсем так. По итогам прошлых выборов, во многих районах области главы не были переизбраны.

- Но потенциальная возможность существует, и недооценивать ее нельзя. Кстати, может ли областная администрация влиять на районные издания, проводить свою политику, свои кандидатуры на главы муниципалитетов, в свою очередь, диктовать им условия?

- Учредителями государственных печатных изданий Ивановской области являются управление печати и информации и муниципалитеты. По закону о СМИ они не имеют права вмешиваться в редакционную политику. К тому же Закон "О выборах" весьма четко регламентирует все вопросы, связанные с агитацией за кандидатов, так что, думаю, таких проблем не возникнет.

- Но вы ведь понимаете, что необязательно прямо агитировать за действующего чиновника - достаточно рассказывать о совещаниях, которые он проводит, о мероприятиях, в которых он участвует...

- Такие случаи - на предмет их соответствия законодательству, если они будут иметь место в установленный законом агитационный период перед выборами - выносятся на рассмотрение областной избирательной комиссии, в составе которой есть представитель и нашего управления.

- Отвлечемся от политики опять же в угоду экономике. Во сколько обходится ивановским налогоплательщикам поддержание в рабочем состоянии "единого информационного пространства"?.

- Дотация на выпуск всех государственных газет Ивановской области (всего их 23: 21 "районка" и две областные газеты: "Ивановская газета" и "Прямая речь") в этом году составляет 19,5 млн. рублей. По сравнению с прошлым годом, расходы увеличились на 6 миллионов - наконец-то повышены зарплаты журналистам. Они покрывают примерно половину расходов издания, остальное они зарабатывают сами - через розничные продажи и подписку.

- А объясните мне, пожалуйста, почему расценки на рекламу в государственных районных газетах сопоставимы, а то и выше тех, по которым работают областные издания, в том числе, например, "Частник"? Неужели это экономически оправданно?

- Все расчеты, которые делает областное управление печати и информации, полностью обоснованы. Не забывайте, что себестоимость размещения рекламы, тем более по сравнению с "Частником", у некоторых наших газет гораздо выше. Мы учитываем по каждой газете ее тираж, периодичность выхода, объем, а также расходы по выпуску. Кстати, есть и другой очень важный показатель - читаемость. У нас есть газеты, например, в Шуе, Гав-Посаде, Савино, Пучеже, Пестяках которые выписывают в среднем каждые 20 человек из 100, то есть читаемость районок достигает наивысших показателей, а газеты доходят практически до каждой семьи. Это еще один довод в пользу того, что государственная пресса нужна, и прежде всего людям.

...Так что вряд ли государство согласится потерять контроль за "практически каждой семьей". Это значит, что какой-никакой пансион государственным СМИ обеспечен. Другое дело, что его еле-еле хватает на жизнь.

- Может, тогда делать на этом бизнес - тогда будет и политическая отдача, и экономическая польза?

- Такие идеи в администрации есть. Мы планируем создать на базе "Ивановской газеты" специализированное агентство, которое будет предлагать пакетное размещение рекламы во всех районных газетах области. Суммарный тираж составит 110 тысяч экземпляров - он сопоставим с тиражом, которым выходит ваш весьма привлекательный для рекламодателей "Частник-пятница". Так что в каком-то смысле мы будем конкурентами. Но нельзя забывать о том, что это сложно назвать полноценной конкуренцией - законом о СМИ доля рекламной площади в государственных изданиях ограничена.

- А может, пойти еще дальше, и "централизовать" выпуск районок - все равно большинство из них печатается в Иванове. Тогда и штаты на местах сократятся, и затраты будут меньше, и позицию областных властей можно будет доводить до населения "напрямую"?

- Это не новое предложение: оно высказывалось Виктором Григорьевичем Соколовым в его бытность главным редактором "Ивановской газеты". Еще в 1998 году он предлагал сделать "ИГ" "базой", а в районах - корпункты. Но пока мы к такой серьезной реорганизации не готовы. А штаты на местах у нас и без этого весьма малочисленны...

...радио

Уже давно говорится о том, что сеть проводного радио должна смениться на радио эфирное (УКВ ЧМ и FM). Уже больше года администрация области договаривается с "Ивтелекомом", как именно это сделать. Сегодня вроде бы решены основные организационные и финансовые вопросы, победил "административный" вариант - когда почти в каждом районе устанавливается свой передатчик, всего - 16. Четыре из них предоставляет "Ивтелеком", на строительство остальных, а также на приобретение радиоприемников для части населения, имеющей льготы по оплате услуг связи нужно найти деньги. Цена вопроса - около 12 млн. рублей. Есть информация, что часть этих денег окажется федерального происхождения, так как принята соответствующая программа.

- К сожалению никакой федеральной программы по развитию местного радиовещания не существует, - говорит Владимир Селезнев - Каждый регион изыскивает свои возможности. На создание материально-технической базы (проект, передатчик, вышка, антенно-фидерное устройство) уйдет более 7 млн. рублей из обозначенных выше 12-ти. "Ивтелеком" теперь является филиалом московского "Центр-Телекома" и собственных средств на подобное техническое перевооружение не имеет. К тому же наличие системы массового радиооповещения о чрезвычайных ситуациях - одно из требований безопасности. Так что в любом случае воплощать в жизнь этот проект придется на средства областного бюджета. Надеюсь, что наши законодатели поддержат разработанную администрацией области целевую программу развития городского и районного радиовещания на 2004-2005 годы.

Хочется также надеяться, что программы, касающиеся полиграфии и СМИ, будут действительно способствовать развитию, а не станут бесполезными "припарками" за бюджетный счет. Но за это спросят, возможно, уже не с нынешней власти. Если спросят...

Елена НОВГОРОДОВА

04 Августа 2003, 18:55 +79

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...