Говорящие с ветром

В Ивановской области прошли соревнования авиамоделистов

Вадим Калинин [текст]

Мария Сибирякова [фото]

 Неподалеку от деревни Дегтярево в Ивановском районе с 30 июля по 2 августа в воздухе кружили радиоуправляемые планеры. Здесь соревновались спортсмены-авиамоделисты, проходил Кубок России в классе моделей F3B и очередной этап Кубка России в классе F3J. Обе эти категории обозначают радиоуправляемые планеры.

 Точнее, дальше и быстрее

 За годы своего существования Международная федерация авиаспорта (FAI) разработала весьма разветвленную классификацию типов моделей. Также она создала правила и порядок проведения соревнований авиамоделистов. FAI регулярно проводит как Чемпионаты Европы, так и Чемпионаты Мира. Проводятся подобные соревнования и в отдельных странах.

 В классе F3J планеры соревнуются только на продолжительность полета. F3B – это класс планеров для троеборья. Модели и их пилоты состязаются в упражнениях на продолжительность полета и точность посадки. В течение 10 минут надо продержать модель в воздухе, а затем приземлиться как можно ближе к посадочной точке. Если пролетал больше или меньше 10 минут, то за это получишь штрафные очки. Так что нужно не только уметь удержать планер в воздухе, но и вовремя вернуть его на землю. Два других вида соревнований – на дальность полета и скорость. Оба эти показателя измеряют с помощью 150-метрового отрезку, обозначенного вешками – «базами». На скорость все участники по группам летают друг за другом четыре прохода между базами.

 Кубок России в классе моделей F3B традиционно проходит в нашем регионе. Это личные соревнования, здесь производится отбор в сборную России для участия в чемпионате мира и чемпионате Европы. В первые дни соревнований пилоты управляли планерами класса F3B. В этом году в Ивановской области соревновались местные авиамоделисты, а также спортсмены из Москвы, Нижегородской, Свердловской и Оренбургской областей. Большинство – уже признанные мастера авиамодельного спорта.

 Неигрушечные нагрузки

 Как рассказал мастер спорта ивановец Олег Лобов, чемпион России 2013 года, победивший в прошлогоднем финале Кубка мира в классе моделей F3B в упражнении «Дальность», не раз выигрывавший этапы Кубка Европы, ни в одном из видов авиамоделизма к аппарату не предъявляется одновременно столько противоречивых требований, как к радиоуправляемым планерам этого класса. «Они должны сочетать в себе свойства скоростных моделей, планеров-парителей и аппаратов, созданных для установления рекордов дальности полета. Вопреки расхожему мнению, планеры могут летать в сильный ветер, в дождь и снег. Подходит почти любая погода. Пилот управляет планером по радио с помощью изменения угла наклона закрылков, элеронов, стабилизаторов. Все как на настоящем самолете. Только нагрузки в разы превышают те, что испытывает большой самолет. В упражнение на скорость планер может лететь со скоростью до 250 км в час. Это с учетом поворотов, без них – еще быстрее, до 300. При этом его догружают до 4 кг с помощью специальных металлических вкладок в крылья. И при такой скорости у него диаметр разворота – всего 5 метров. На старте за 7 секунд планер улетает на 300-350 м в высоту. Представляете, какие нагрузки!», – рассказал он.

 В комплект необходимого оборудования помимо планера входит пуль управления, а также электрическая лебедка, лееры, специальная леска, которая тянется, как резинка. C их помощью планер выстреливают в воздух, как из рогатки. В категории F3J планеры «затаскивают» на взлет вручную, без лебедок.

 Увлечение на всю жизнь

 На соревнованиях пилоту требуются еще как минимум два помощника, которые помогают запустить планер, выполняют функции штурмана и т.д. Тренироваться можно и одному. Как говорят мастера, чтобы быть в форме, надо делать минимум тысячу стартов в год. Самая сложное, как и в любом полете модели или настоящего самолета, – это посадка.

 Учиться управлять планером, по словам Олега Лобова, можно начинать с помощью симуляторов. Их сейчас довольно много можно найти в интернете. Потом уже следует выходить в поле, где на практике оттачивать выученные приемы. Со временем развивается глазомер, начинаешь чувствовать, какой воздушный поток – нисходящий или восходящий.

 Если раньше модели спортсмены зачастую собирали сами, то сегодня их, как правило, покупают у зарубежных производителей или в российских мастерских. Аппараты профессионального класса из высококачественных композитных материалов стоят до сотни тысяч рублей и выше. Ведь планер требует высокой точности изготовления всех деталей. Но начинать можно и с самоделок, на которые потратишь 3 тысячи рублей. Главное – начать. Большинство нынешних мастеров увлеклись этим спортом еще в школьные годы.

 В классе F3B его поклонников привлекает объективность судейства. Здесь все результаты можно точно измерить – в секундах и метрах. И, разумеется, поэзия свободного полета. Как сказал мастер спорта из Москвы Андрей Шереметьев: «Чтобы почувствовать, как лететь планеру, нужно слиться с природой, с ветром, а не с мотором, который тащит самолет».

 

08 Августа 2014, 09:13 +276

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...