«Грузим» учебники

Обыденное утро. В самой обычной школе начинается типичный школьный урок. Обыкновенные ученики записывают обычную тему под диктовку самого обычного учителя, а затем они все вместе читают…НЕобычный учебник. Учебник, у которого нет потрепанной обложки и изрисованных страниц, да и вообще типичной книгой назвать его довольно сложно. Потому что записан он на компакт-диске и называется «современным электронным учебным пособием», который вкупе со своими собратьями составляет электронную библиотеку любой уважающей себя школы. Какие проблемы? Вообще, сегодня во многих российских школах уже пользуются подобными учебными пособиями. Что же касается нашего города, то здесь пока похвастаться особо нечем. Несмотря на то, что большинство ивановских школ уже имеют свои компьютерные классы, они еще не в полной мере включены в интерактивный образовательный процесс. В основном ученики работают на школьных компьютерах лишь на уроках информатики (потому что «на пальцах» учителю данный предмет не объяснить!). Интернетом приходится пользоваться либо дома, либо в компьютерных клубах, ведь для школы доступ к глобальной сети - дорогое удовольствие. Естественно, что у ивановских общеобразовательных учреждений нет средств и на покупку различных электронных учебников и обучающих CD-дисков. Но финансирование – не единственная проблема. Большинство учителей, не обладающих знанием и навыками работы на компьютерах, предпочитают работать по старинке, то есть по традиционным методическим пособиям и книгам. А те, кто в компьютерах разбираются, жалуются на нехватку информации о новых электронных пособиях. Так один из преподавателей информатики заметил, что «ограниченная информация о современных электронных учебных материалах не позволяет педагогам получать новые электронные учебники». Учебник учебнику рознь Но так или иначе, вне зависимости от проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения, электронные учебники существуют. В целом их можно разделить на несколько групп: • наиболее распространённый и с технической точки зрения самый простой в использовании тип компьютерных учебников – это электронные книги. Представляют собой традиционные книги с постраничным текстом и набором иллюстраций в нём. Хороший пример электронной книги - компакт-диск «И.Э. Грабарь. История русского искусства», представляющий собой электронную версию книги российского искусствоведа XX в. И. Грабаря с набором иллюстраций; • электронные учебники – очень близки к электронным книгам, но имеют большее количество дополнительного материала (карты, схемы, видео- и аудиофрагменты песен и фильмов) и блок заданий и тестов для проверки знаний учащихся. Пример – Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулин «История России. XX век. Компьютерный мультимедиа учебник»; • электронные словари – необходимый и очень удобный источник информации в процессе изучения иностранных языков; часто используется англо-русский и русско-английский словарь, содержащий более 100 тыс. слов и выражений. Например, ABBY Lingvo 7.0; • электронные справочники – это совокупность материалов разнообразного формата (от схем и диаграмм до художественных фильмов). Пример - учебный компакт-диск «Россия на рубеже третьего тысячелетия», который содержит 55 музыкальных фрагментов, 1000 фотографий, 45 видеофрагментов и 500 страниц текста; • электронные энциклопедии – самые объёмные по формату учебные компакт-диски, содержащие множество разделов, ссылок и гиперссылок. Пример – «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.»; • электронные переводчики – незаменимые помощники тем, кто много работает с иностранной литературой. Лучшими в этой области признаны переводчики «Prompt 2000» и «Сократ 2003»; • электронные альбомы – самый интересный и насыщенный необычной информацией тип электронных учебников. Главная страница напоминает старый фотоальбом с движущимися рубриками и массой видеоинформации. Здесь учебный текст полностью заменён дикторским текстом. Пример – учебный компакт-диск, посвящённый истории Великой Отечественной войны - «От Кремля до Рейхстага». Кому это надо? Сегодня Ивановская область может похвастаться лишь тем, что в некоторых школах активно используются программы для подготовки к ЕГЭ. Несомненный плюс таких программ в том, что ты можешь реально оценить свои знания и практически наглядно представить, как компьютер проводит обработку твоих результатов. Но зачем это все? Получишь ли ты в результате такой тренировки на экзамене ошеломляющую оценку и совершишь ли ты «образовательный прорыв»? Наблюдение показало, что, несмотря на ряд положительных тенденций в использовании новых электронных средств, во многих средних учебных заведениях России наблюдается их неэффективное использование. Чтобы проверить эффективность использования интерактивных образовательных программ в нашей области в 2001 году был проведен эксперимент. В разных районах Ивановской области было утверждено по одной или несколько опорных школ информатизации образования. Всего в эксперименте приняли участие 41 общеобразовательное учреждение области. В каждом из них была создана электронная библиотека. В результате эксперимента были получены следующие данные: чаще всего учащиеся пользовались компакт-дисками по истории (12 %); русскому языку (9 %); информатике, географии, биологии, физике (по 8%); иностранному языку, литературе, математике (по 7%); химии (4%); психологии, экономике, правоведению, технологии и ИЗО (по 3 %). Ни одного из 28 компакт-дисков комплекта, поставленного во все опорные школы, не использовали в своей работе 34% учебных заведения, участвовавших в эксперименте. Еще раз стоит отметить, что эти данные представлены только опорными школами. Если брать статистику по всем школам области, то уровень использования учебных компакт-дисков будет близок к нулю. На сегодняшний день школы областного центра по-прежнему снабжены электронными учебными комплексами на минимальном уровне. Например, в большинстве школ Ивановской области набор учебных компакт-дисков представлен лишь единичными наименованиями или не представлен вовсе. Из всех прочих школ можно выделить лишь три образовательных учреждения, где комплект таких учебников поставлен практически в полном объёме - это Новоталицкая средняя школа, гимназия №32 и лицей № 23 г. Иванова. Информатизация в домашних условиях Конечно, чаще всего различные CD-диски используются учениками в домашних условиях. Школьники, желающие получить дополнительную информацию по тому или иному предмету, часто открывают электронные энциклопедии и справочники. Обычно родители не прочь выделить ребенку денег на такого рода учебник: «Пусть будет хоть не в одни игры играть», - думают они. Витрины любого магазина компакт-дисков буквально забиты разнообразными учебниками, электронными энциклопедиями и справочниками. Как же сделать правильный выбор? Прежде всего, стоит обратить внимание на фирму-производителя электронного учебника. Хорошие компьютерные программы выпускают фирмы «1С» и «МедиаХауз». Не забудь и про лицензирование. И «чайнику» понятно, что нелицензионный диск может быть с самыми неприятными сюрпризами. И, когда будешь пробивать чек, обрати все же внимание на системные требования, указанные на диске, хотя чаще всего учебные программы многого от твоего компьютера не ждут. Иногда на дисках даже вовсе не указываются параметры системы. Во всяком случае, на моем старом компьютере времен чуть ли не каменного века электронные учебники прекрасно идут. Что имеем Совершенно очевидно, что Ивановская область в значительной мере опаздывает с процессом информатизации образования. В связи с этим в 2006 году в рамках реализации национального проекта «Образование» ивановским образовательным учреждениям, активно внедряющим инновационные образовательные программы, будет оказана государственная поддержка - будут выделены субсидии на приобретение лабораторного оборудования и программного обеспечения, поставлены современные мобильные комплекты компьютерной техники, произведено подключение к сети Интернет. Правда, чиновники всех уровней в один голос заявляют, что «главным залогом успеха любой деятельности в сфере образования является подготовка и желание учителей модернизировать учебный процесс. Учителя – это основное звено информатизации образования и именно от их подготовки и переподготовки зависит успех любой образовательной реформы». И если это так, неужели наши учителя против подобных реформ? Валентина Поцелуева Автор статьи выражает благодарность за помощь в подготовке материала доценту кафедры педагогики ИвГУ Светлане Ниловой
01 Февраля 2006, 15:58 +73

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...