Имидж ничто? Имидж все!

Можно не иметь ни малейшего представления о понятии "имидж", не интересоваться психологией, цветоведением и другими любопытными сферами человеческого самопознания, но абсолютно четко для себя решить, с кем приятно общаться или вести дела, а кого лучше встречать пореже. Так появляются "роковая женщина", "о-о-очень умный человек", "вечный неудачник", "дамский угодник", "синий чулок", "хороший руководитель", "базарный тип" и т.д. и т.п. Понятно, что любому типу мы приписываем определенные качества. Но разве рождаются "роковой женщиной" или "синим чулком"? И разве не бывает так, что "дамский угодник" в реальности оказывается верным семьянином, а "хороший руководитель" при ближайшем знакомстве не так уж хорош? Но, извините, имидж создан. А вот как это произошло - под контролем человека или абсолютно бессознательно - вопрос интересный. Специалисты уверены: имидж - то, над чем можно и нужно работать. Говоря о нашем городе, нельзя назвать деятельность в этом направлении особенно активной и плодотворной. Но то, что у нас есть люди, которые могут научить "быть успешным", и те, кому это необходимо, абсолютно точно.

Суть вопроса

До сих пор многие воспринимают понятие "имидж" как визуальный образ, т.е. внешние его проявления. Но у имиджа две составляющих: внешняя и внутренняя. Наряду с внешним созданием образа не меньшее значение имеет образ внутренний. Внешняя сторона имиджа - как видимая часть айсберга - понятна практически всем. Это цвет, форма и стиль, т.е. гардероб, прическа, макияж, аксессуары и т.п. С внутренней частью имиджа сложнее - вся глыба спрятана под водой. Но все же мы можем назвать некоторые слагаемые - поведение, речь, походка, мимика и жесты, умение излагать свои мысли, публично выступать и т. д. Чтобы полноценно создать имидж, нужно постараться достичь гармонии между внешней формой и внутренним содержанием. Чтобы человек, преобразовываясь внешне, не подавлял, а совершенствовал при этом свое внутреннее "Я". А ведь это целое искусство! Бывает, человек, который живет в гармонии со своим внутренним "я", справляется со всеми "имиджмейкерскими" проблемами по наитию. Но, как показывает практика, многие из нас не уверены в том, так ли выстраиваем линию поведения, достаточно ли адекватна внешность содержанию, достойно ли выглядим в глазах окружающих. Попадая в трудные ситуации, теряемся, теряя также "очки" в своем имидже. И если бы только в своем - в жизни нам приходится представлять не себя лично, а коллектив, предприятие, фирму, город, область, страну...

Вариант решения

Польза от участия специалистов в решении такого важного вопроса очевидна. Иногда в сфере уличных объявлений появляются приглашения на курсы по имиджу. В первую очередь, следует осведомиться о составе преподавателей курса. Мы обратили внимание на тех, кто в этой сфере занят не один год и кто сотрудничает с известными педагогами.

Прежде всего, курсы по имиджу - это сочетание лекционного материала и практических тренингов в пользу последних. Психологический тренинг включает в диалог всех присутствующих, позволяя разыграть ситуации, наиболее волнующие участников. Те, кто присутствует на занятиях в качестве экспертов, уверены, что общение - лучший учебник, который дает больше информации, чем книги. Каждый человек интересен по своей природе и на тренингах он раскрывается (Татьяна Петряевская, директор Института имиджа). Главное, этот вид общения сильно отличается от того, с чем человек сталкивается в жизни. Что касается эффекта (появления уверенности в себе, раскрытие имеющихся и новых возможностей, появление более четких целей в жизни и т.д.), то он у всех наступает по-разному - все зависит от эмоциональной сферы и желания человека.

Кроме психологических тренингов, обычно в программе занятий по имиджу есть часы, посвященные актерскому мастерству, вопросам стиля, этикета. Участников посвящают в секреты мимики, жестов, походки, прически, визажа и прочих составляющих имиджа. Подразумевается и серьезная работа над собой самих людей, желающих встать на тропу "новой жизни". А новая жизнь начинается с познания себя.

Кому это нужно

1. Тому, кто хочет состояться в жизни. Правда, изначально нужно быть личностью, чтобы создание имиджа не выглядело как заучивание чужой роли (Наталья Шутова, преподаватель актерского мастерства). "Отталкиваться" легче все же от естественных черт. Даже домохозяйка XXI века заметно отличается от домохозяйки ХХ. По замечанию тех, кто учит быть интересным и привлекательным, современная хранительница очага желает быть информированной, интересно проводить время и "подпитывать" своих занятых мужей. Мужчине весьма приятно, если рядом с ним стильная, умная, улыбчивая леди.

2. Всем, кто работает с людьми. Учителям и врачам, продавцам, страховым агентам, специалистам по персоналу, менеджерам по продажам и т.д. Сейчас, чтобы завоевать клиента для своего товара или услуги недостаточно следить только за их качеством. К тому же новую идею в наш, многое повидавший век, придумать сложно, идет конкуренция другого уровня. - стиля, привлекательности. Люди идут туда, где их любят, а это искусство общения.

3. Руководителям всех масштабов. "Если человек является первым лицом фирмы, то это накладывает свои имиджевые обязанности, которым, хочешь - не хочешь, нужно соответствовать. Невнимание к ним может весьма существенно сказаться на деле всего предприятия. От первого лица зависит атмосфера в коллективе, его успех" (Наталья Сотникова, преподаватель занятий Материнство по деловому общению). Скажем больше, руководитель должен заботиться не только о собственном представительном виде, но и о поведении и облике своих подчиненных.

Сегодня появляется все больше фирм, которые озабочены имиджем своего предприятия. Правда, в нашем городе процесс идет медленно. Некоторые руководители не считают необходимым искать время и средства на то, чтобы заняться своим совершенствованием, и тем более эстетическим воспитанием своего персонала. В стиле самих деловых людей Иванова специалисты отмечают множество недостатков. Расхлябанность, невоспитанность, не умение говорить, правильно одеться - все это заметно окружающим, но не самим "первым лицам". Преподаватель делового этикета даже столкнулся с таким подходом: "Мы начнем себя хорошо вести на встрече с иностранцами"... Как внушить взрослым людям, что такой вариант может оказаться "провальным" - неестественность "хорошего" поведения заметна и ребенку, а фальшь не станет основой договора.

Директор одной фирмы, вышедший для поздравления и вручения подарка на сцену ивановского театра в мятых парусиновых брюках, "непонятном" пиджаке и с невнятными словами, много потерял в общественном мнении. Особенно, когда через несколько минут на его место встали два элегантных представителя другой компании и сказали короткую яркую речь.

Кто научит

С 1996 года в Иванове работает Институт имиджа, чье название скорее творческое, нежели официальное. Создавалось это учреждение при поддержке областной администрации и городского отдела культуры для учащейся молодежи - "в целях развития личности, адаптированной к новым жизненным условиям".

Татьяна Петряевская (директор и руководитель проекта): "Искусству самопрезентации обучают по всей России. Людям необходимо уметь перевоплощаться и приспосабливаться к обстоятельствам. Мы живем в то время, когда каждый молодой человек должен сам решать свою судьбу - устраиваться на работу, ставить цели, уметь принимать решения и т.д. Наше среднее образование не дает нам полноты счастья и благополучия. Имидж - одна из составляющих счастья, позволяющая сделать свою жизнь такой, какой мы ее хотим видеть. Человек - явление социальное, его удача зависит от его положительного имиджа. А это и коммуникабельность, и воспитанность, и внешняя привлекательность, и умение держать под контролем чувства и мысли. Положительный имидж - управляемый имидж, который человек создает сам в результате работы над собой". Ответ на вопрос "когда нужно начинать заниматься имиджевыми вопросами" тверд: "Чем раньше учиться, тем лучше. Это и для школьников интересно. Заканчивая школу, ребята встают перед первой серьезной проблемой - выбором вуза и профессии. Было бы легче, если бы к этому моменту они прошли эту школу самопознания (курсы имиджа - Т.Х.), где сами ставили перед собой вопросы и сами на них отвечали, при участии специалистов".

Что там школьники! - скажете вы. - Мы полжизни прожили, а о том, что сменой цветовой гаммы гардероба можно изменить и свою судьбу, только сейчас узнали. Как правильно заметила Татьяна Петряевская, люди старшего возраста хотят быть не менее дееспособными и успешными. Поэтому сейчас в Институт имиджа приходят и взрослые или, как принято говорить, состоявшиеся люди - за универсальными знаниями и, главное, полезным общением. То, что в одной группе занимаются студенты, предприниматели и все остальные, не имеет принципиального значения, поскольку все приходят общаться с преподавателем, а знания применяют по-своему. К тому же, ситуация, в которой участвуют абсолютно разные люди, более естественна и универсальна. Иначе говоря, это взгляд на один предмет с разных позиций.

Обучение в Институте имиджа всегда начинается с курса самопрезентации, который дает установку на самопознание и самосовершенствование. Бывает и так, что в процессе занятий некоторые студенты меняют вуз, а взрослые - профессию, вдруг понимая, что это вовсе не их направление. Кто-то, по словам Петряевской, улучшает свое положение на "личном фронте", кто-то делится карьерными успехами.

Институт избрал форму воскресных занятий. Набор происходит каждый год, используется предварительное собеседование, размер группы не превышает 12 человек. Стоимость обучения для школьника составляет 300 рублей в месяц, для студента - 400 рублей, для взрослого - от 500 рублей.

Курсы предпринимателей в Ивановском филиале Российского Государственного торгово-экономического университета - называют первыми, в рамках которых начали подниматься вопросы имиджа. Там появилась психологическая составляющая, занятия по внешней выразительности, культуре речи, этикету и манерам, технике публичного выступления. Работа ведется с корпоративными клиентами, заключаются договоры с фирмами на обучение сотрудников. Акцент программы сделан на повышение квалификации специалистов торгового профиля. Цель - развитие персонала, его презентативных способностей и умения общаться. Особое внимание уделяется программе "Техника личных продаж". Эффект от таких занятий, по словам заведующей факультетом повышения квалификации Варвары Еремеевой, наступает не только в самой сфере продаж, но и в отношениях между сотрудниками одного предприятия. Курсы обладают свойством сплачивать коллектив, что не менее важно для общей работы. Эта программа уже устоялась, коррективы вносятся с учетом индивидуальности групп. Первое занятие проходит как тестирование: для того, чтобы люди поняли, что им необходимо и преподаватели смогли оценить ситуацию. Занятия рассчитаны на 112 часов, но эта цифра может варьироваться. Стоимость обучения: группа-минимум (10-11 чел) - 3015 рублей за курс, группа 15 человек - 1940 рублей за курс. В ближайшей перспективе намечается работа и со сборными группами, т.е. со всеми желающими.

Узнаешь себя - начинается новая жизнь.

Для создания имиджа нужен стилист, психолог, актерское мастерство. У каждого имиджа свои ограничения. Блондинкам нужно помнить, что сделать карьеру труднее - к ним не относятся серьезно. Цвет глаз, походка, жест, улыбка, аксессуары, костюм, украшения... Нужно от чего-то избавиться, чтобы что-то приобрести. Но сам имидж не придет, над ним надо работать. Прямая зависимость успеха от имиджа. Не нужно недооценивать.

Непрофессионализм влияет на имидж. В предметном разговоре.

.

Психологическая консультация "Эмпатия" Светлана Валерьевна - частные консультации. Работают и с предприятиями.

Имидж трудно приобрести и легко потерять. Нужно беречь его поддерживать

Составление имиджа - это на 50% искусство и 50% наука.

17 Ноября 2003, 18:31 +71

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...