Информирован, значит, защищен

Согласно опросу, проведенному ИОНППП «Центр», одной из самых болезненных для ивановских предпринимателей проблем является «сверхбдительность контролирующих органов».

Как правило, конфликты с налоговиками во время проверок возникают из-за количества документов, которые должен предоставить предприниматель. Одной из причин подобных конфликтов становится возможность неоднозначного толкования Налогового кодекса. Что делать предпринимателю в этом случае? Когда налоговая инспекция имеет право требовать дополнительные документы, а когда у нее нет прав штрафовать за отказ предоставить информацию?

Мы благодарим юридическое бюро «Константа» за предоставленные комментарии к указаниям.

Начнем с определения камеральной налоговой проверки.

Налоговый кодекс не содержит официального определения камеральной налоговой проверки. В ст. 88 НК РФ содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание.

Во-первых, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Во-вторых, она проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога в трехмесячный срок со дня представления.

В-третьих, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения налогового органа.

В-четвертых, она проводится на основе анализа документов — как представленных налогоплательщиком, так и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В-пятых, проводить камеральные налоговые проверки и другие мероприятия налогового контроля могут лишь органы, которым данное право предоставлено законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, камеральная налоговая проверка — это форма налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, проводимая должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, предоставленных им налоговым законодательством, без специального решения руководителя последних и длящаяся в течение трех месяцев с момента представленных налогоплательщиком документов путем анализа как последних, так и иных документов, имеющихся в распоряжении налоговых органов.

Какими же документами должны ограничиваться налогоплательщики при камеральной проверке? В налоговом кодексе вновь нет прямого разъяснения. Идет ли речь только о тех, которые налогоплательщик в силу требований НК РФ должен сам подать в инспекцию или о любых, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налога? Может ли налоговый орган потребовать у налогоплательщика дополнительные документы?

На первый взгляд

В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в инспекцию три группы документов: налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, информацию и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (в случаях, предусмотренных НК РФ), иную информацию и документы в случаях, предусмотренных НК РФ. И если с декларацией и отчетностью все достаточно ясно, то иные случаи требуют пояснения.

Относится ли к ним затребование документов при камеральной проверке? На первый взгляд может показаться, что так оно и есть. Ведь абзац 4 статьи 88 НК РФ дает налоговикам право при проведении «камералки» получать дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременной уплаты налогов.

Эту позицию, казалось бы, подтверждает и ст. 93 НК РФ: должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе потребовать необходимые документы. Причем в статье не уточняется, о какой проверке идет речь – выездной или камеральной.

Получается, что при камеральной проверке налоговики могут потребовать у налогоплательщика любые документы?!

Однако на самом деле такая трактовка НК РФ противоречат иным нормам налогового законодательства. Так, согласно третьему абзацу ст. 88 НК РФ, налоговая инспекция должна сообщить налогоплательщику об ошибках или противоречиях, выявленных при камеральной проверке. Кроме того, налогоплательщику дается срок на устранение допущенных неточностей. На наш взгляд такая норма НК РФ означает, что требовать дополнительные документы при камеральной проверке налоговики могут только при обнаружении ошибки или несоответствии сведений в уже имеющихся у них документах.

Такой подход встречается и в судебной практике. Так, на отсутствие у налогового органа права требовать заверенные копии первичных бухгалтерских документов, если «камералка» не обнаружила ошибок в декларации, указал Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 01.07.04 по делу № А66-9798-03.

Иными словами, камеральная проверка является счетной, направленной на выявление ошибок и противоречивых сведений. Она должна проводиться адекватными методами и не подменять собой выездную. Аналогичные выводы сделали Федеральные арбитражные суды Восточно-Сибирского округа (постановление от 14.05.03 по делу № А33-17007/02-Сзи-Ф02-1306/03-С1) и Московского округа (постановление от 08.01.04 по делу № КА-А40/10761-03).

Такая позиция не входит в противоречие и с правилом статьи 93 НК РФ о том, что при проверке инспектор может затребовать у налогоплательщика документы. Во-первых, в этой статье речь идет не о любых документах, а лишь о тех, которые необходимы для проверки.

Во-вторых, же, на наш взгляд, эта статья вообще неприменима при камеральной проверке. Обратим внимание на последний абзац статьи 93 НК РФ, который регулирует порядок действий при отказе налогоплательщика от представления документов. В этом случае налоговикам предписывается произвести выемку в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ, где ясно сказано, что выемка производится только при выездной налоговой проверке. Это означает, что ст. 93 НК РФ также должна применяться только при выездной налоговой проверке. То есть затребовать документы на основании ст. 93 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок НЕЛЬЗЯ.

Итак, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган должен соблюдать следующий алгоритм действий.

1. Проверить имеющиеся документы, представленные налогоплательщиком.

2. При наличии ошибок или неточностей потребовать исправления документов. Очевидно, что при направлении требования о представлении дополнительных документов налоговый орган должен указать, какие именно ошибки были обнаружены. Только в таком случае будет видна связь между ошибками и запрашиваемыми документами (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.03.04 по делу № Ф09-923/04-АК).

Не лишним будет напомнить ситуации, когда налоговая не имеет права штрафовать за непредставление документов.

Во-первых, штраф не положен, если у налогоплательщика просто нет требуемых документов (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.0504 по делу № А56-32717/03). Во-вторых, не будет штрафа, если в требовании не указано, какие именно документы надо представить (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.07.03 по делу № КА-А40/5133-03). При этом ссылок на виды документов без указания их реквизитов и количества будет недостаточно.

Наконец, штрафа не может быть, если истребуемые документы не имеют отношения к обнаруженным ошибкам либо ошибок вовсе нет.

"Первичка" при камеральной проверке не нужна

Во время камеральной проверки налоговики должны проверять правильность заполнения налоговых деклараций, а не первичные документы. Требовать их налоговики могут только во время выездных проверок. К такому выводу пришёл суд в результате системного толкования статей 23 (подпункта 4 пункта 1), 54 и 88 НК РФ. ( Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 1 июля 2004 года № А66-9798-03).

По мнению суда, требуя первичные документы, налоговики тем самым фактически превращают камеральную проверку в выездную. Однако при этом налоговый инспектор не выезжает на предприятие. Таким образом, получается, что налоговики могут провести две выездные налоговые проверки за один и тот же налоговый период по одному и тому же вопросу, хотя согласно НК РФ, это запрещено.

В следующей статье мы поделимся информацией о том, какими документами могут пользоваться специалисты налоговой службы при камеральных или выездных ревизиях, как искать нарушения у плательщиков и когда их можно штрафовать.

21 Декабря 2004, 12:15 +69

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...