Интернет-магазины: реальная помощь или виртуальный обман?

Не так давно россияне для себя открыли интернет-магазины. Оказывается в них можно купить товары и услуги, недвижимость и даже звезды на небе. И для этого не надо куда-то ходить, а достаточно открыть нужную страницу в инете и "кликнуть" мышкой. И - все. Требуемый товар будет у вас в сроки, указанные продавцом или заявленные вами. Именно поэтому у магазинов появилась огромная армия поклонников. Однако столько же и противников. Почему? В этом я и попыталась разобраться.

Сайт или магазин?

Для начала разберемся, что это такое и с чем его едят, ведь многие путают интернет-сайт и виртуальный магазин.

По сути, разница, одновременно, огромна и невелика.

Сайт, как правило, имеет каждая уважающая себя фирма. Но на нем она просто рекламирует свой товар, сообщает свои контактные телефоны, e-mail, факс и приглашает всех желающих к сотрудничеству. И даже если с помощью сайта фирма собирает информацию о потребностях своих потенциальных или реальных клиентах, в их системе распространения товара сайт - не главный инструмент.

В то время как интернет-магазин для того и создается, чтобы ваше общение до момента доставки товара оставалось либо виртуальным, либо виртуально-телефонным. В России интернет-магазинов в чистом виде немного, а вот нечто среднее между сайтом и магазином вы можете найти легко, набрав в поисковике это словосочетание. При покупке товара в интернет-магазинах оплата может быть мгновенной (по кредитной карте) или по факту получения товара. Но обладателей кредитных карточек и счетов в банке среди российских пользователей интернета ничтожно мало, еще меньше желающих засветить свои данные кредитки в "интернете", так как по адресу сайта нельзя узнать никаких сведений о владельце магазина и его реальном местонахождении. Поэтому параллельно интернет-магазины используют форму оплаты наложенным платежом.

В сетях обретете вы счастье свое

Где они находятся? Наибольшее число интернет-магазинов находится в Москве. В регионах процесс их создание только начинается. Причин тому, на мой взгляд, две и они банальны. Именно: в столице есть деньги для покупок, но меньше времени на их совершение.

Приведу пример. Одна моя знакомая очень давно мечтала о должности в крупной компании. Она была готова много работать, зная, что усердие будет возмещено сполна. Так оно и оказалось: высокооплачиваемая работа с 8 и до упора. "Упор" при этом, колебался в районе 9-10 часов вечера, когда возможности для традиционного шоппинга практически заканчивались. Если же еще сюда приплюсовать фактор растянутости города и количество времени, которое приходится тратить на дорогу, то становится ясно, что по магазинам ей было не походить. Суббота проходила так же - "до упора", но разве только чуть короче по времени. А в воскресенье новоявленному специалисту хотелось одного - спать. Через три месяца она поняла, что, во-первых, похудела из-за пустого холодильника (нет времени на закупку продуктов), во-вторых - "пообносилась" (для женщин это понятие растянуто, но я ее понимаю: три месяца без обновления гардероба чревато нервными срывами), и в-третьих, зарплата перестала радовать. Пропал смысл получения больших денег, если их некогда потратить. Вот тут-то и пригодились возможности "халявного" интернета: сидя на работе, она стала совершать виртуальный шоппинг. Начала с мелочовки: книг, кассет, продуктов, а затем практически полностью стала обставлять квартиру. Которую, кстати, приобрела благодаря тому же интернету (хотя потом еще прилично побегала в агентство).

В принципе эта история очень показательна. Интернет-магазин дает возможность, не сходя с места, купить что угодно, потому что ассортимент магазинов очень широк. Одни специализируются на продуктах и бытовке, другие - на технике, одежде, обуви. Есть интернет-магазины косметики, туристических путевок, медицинских препаратов, предметов интерьера и пр., и пр. В общем - всего того, что можно купить и в обычной оффлайновой, реальной жизни. Есть гипермаркеты, супермаркеты, специализированные, хозяйственные, крупные и мелкие, а также совсем "ларечки". Однажды, совершая подобный интернет-шоппинг, я даже натолкнулась на магазин эксклюзивных изделий из бересты. Что показательно: фантазия предпринимательского люда совершенно безгранична.

Кто открывает интернет-магазины?

Да кто угодно! Бум интернет-магазинов произошел, судя по данным той же паутины, на 2000 год, когда народ наконец-то пришел в себя от кризиса и перестал думать только о том, как бы прожить следующий день. Некоторые специалисты этот расцвет виртуальной торговли связывают также с тем фактом, что владельцы многих реальных магазинов разорились. А интернет дал им возможность начать торговлю, не тратясь на аренду, сотрудников и радость общения с пожарными, СЭС и прочими другими контролирующими службами. Но при этом те же специалисты утверждают, что только 20 процентов интернет-магазинов в России приносят реальную прибыль, поскольку их хозяева поняли, что виртуальный магазин нуждается в такой же, а то и большей раксрутке (рекламе), в профессиональном штате, и, самое главное, грамотной технической поддержке. Причем последнее стоит очень приличных денег, потому как от нее напрямую зависит то, насколько быстро сайт "грузится", хорошо ли выглядит товар на "полках" этого магазина и пр. Разоряются те, кто решил с помощью интернет-магазина сэкономить. Выигрывают, как всегда, профессионалы своего дела.

Что же нужно сделать, чтобы начать торговать по сети?

В первую очередь зарегистрировать юрлицо или начать бизнес без образования оного, снять складское помещение, нанять штат курьеров-продавцов и операторов, которые будут обрабатывать заказы, - здесь формальности почти в точности повторяют торговлю в офф-лайне. Затем нужно создать собственно сайт-магазин. Настоящий "электронный магазин" стоит дорого, он требует сложных программ и технологий, но для создания российского суррогата такой и не нужен. Хватит обычного с возможностью обратной связи, который можно сделать у специалистов за несколько сот долларов. Еще порядка сотни в месяц (может быть, больше, в зависимости от условий конкретного провайдера) придется платить за размещение вашего детища на его сервере. И столько же, а то и больше, желательно приплачивать спецам, которые будут обеспечивать вашему ресурсу высокое положение в рейтингах поисковых систем, что даст магазину стабильный приток посетителей. И несложно подсчитать, что даже эти затраты на порядок ниже тех, что несут владельцы не виртуальных, а реальных торговых площадей.

При этом неважно, чем вы торгуете и сколько позиций представлено на сервере: плата за интернет-магазин, продающий 500 разновидностей холодильников, ниже или сравнима со стоимостью аренды небольшого закутка в супермаркете, в котором можно разместить разве что десяток моделей сотовых телефонов. Эксперты утверждают, что при определенной сноровке и грамотной рекламе как в самой сети, так и за ее пределами интернет-магазин может быть вполне самостоятельной самоокупаемой единицей бизнеса. Но, как я уже говорила, все зависит от вашего серьезного отношения.

Новые профессии

Появление интернет-магазинов, в свою очередь, дало шанс на выживание и появление очень многих профессий. К примеру, те же фотографы востребованы как никогда: именно их подача товара привлечет или оттолкнет покупателя. От контент-журналиста зависит, получит ли потребитель всю интересующую его информацию о товаре. И, конечно, диспетчеры и курьеры. Для них организовываются специальные курсы по повышению уровня продаж, психологии общения с покупателями и так далее. Как велика их армия по одной только Москве - сказать сложно.

Но то, что вакансии всегда открыты - факт. Но не стоит думать, что у них легкий хлеб. За просто так никто вам деньги платить не будет. Будучи знакомой с парой курьеров одного из самых раскрученных магазинов по продаже мобильных телефонов и цифровой техники вообще могу точно сказать, что профессия у них "еще та". Они не только постоянно на ногах, но и вплотную сталкиваются с клиентами, которые, видит Бог, самые разные. И очень часто, даже если "клиент созрел" для покупки, все равно приходится начинать с ним диалог с доказательств, что ты - не верблюд, что это кто-то "кидает", а ваша фирма себе никогда такого не позволяла...

По идее, должен быть поднят престиж еще одной профессии: почтальона. Тем более, что западные интернет-магазины, не имеющие собственной системы доставки, уже давно работают исключительно с почтовыми службами: практично, безопасно и быстро. Однако в России именно почтовая доставка вызывает наибольшее количество нареканий со стороны посетителей интернет-магазинов из регионов: у нас это как раз дорого, небезопасно и долго.

Пойди туда, не знаю куда...

Принеси то, не знаю что. Это, по-моему, главная причина отказа виртуальных покупателей из регионов совершать покупки в интернет-магазинах. Потому что они напрочь лишены возможности пощупать будущую покупку.

И все-таки те, кто однажды стал клиентом интернет-магазина, уже спокойнее относятся ко всякого рода слуха, что кто-то кого-то "кинул" в интернете: вырабатываются свои правила совершения покупки, появляется желание сделать ее на четверть-треть дешевле, чем в своем городе. Опять же, у постоянных посетителей есть несколько хитростей. Первая, это предварительный сбор информации - о товаре и о самом магазине. Если, к примеру, вы знаете, что в вашем городе этот товар продается в обыкновенном магазине, то обязательно сходите и посмотрите, повертите в руках, сравните цены А затем отправляйтесь на его поиски в инет-магазине, но не в одном, а "походите", повыбирайте. Все равно ног не собьете. А "мышка" "кликать" не устает. Для чего? Как правило стоимость одного и того же товара будет разная и, в частности, зависит она от стоимости доставки - доставка может быть бесплатной (стоимость заложена в цену товара), или фиксированной - в районе 50-100 рублей или по тарифам почтовой пересылки.

Второе: найдите в инете сравнительную характеристику аналогичных товаров - с теми же характеристиками, но под иным брэндом. Ведь есть масса фирм, которые выпускают, к примеру, цифровую технику качества вполне сопоставимого с раскрученными торговыми марками, но по цене на порядок меньшей. Почитайте отзывы о продукции на форумах - это вас приободрит.

И, как ни странно, попробуйте...поторговаться! При удачном стечении обстоятельств вам скинут пару долларов, а это - уже что-то.

Впрочем, вы и сами можете догадаться, что же вам делать. Ведь главное в этом процессе - начать, а вкус к шоппингу появится сам собой.



Ирина Борисова, Москва

17 Ноября 2003, 18:30 +189

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...