Инвестиционная правда об Ивановской области

В очередном ежегодном рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов рейтинговое агентство "Эксперт РА" не просто оценивало инвестиционный климат, чтобы дать ориентир инвесторам, но постаралось определить эффективность работы региональных администраций с точки зрения их влияния на инвестиционный риск и привлечение денег в регионы.

По итогам многолетних наблюдений эксперты пришли к выводу, что "значительное улучшение инвестиционного климата невозможно без разработки стратегии социально-экономического и инвестиционного развития субъектов федерации и муниципальных образований" (идеальный вариант - когда стратегии или программы развития имеют все муниципалитеты, как, например, во Владимире). Работа региональных администраций над стратегическими планами систематизирует информацию о регионе и значительно облегчает переговоры с инвестором: он может оценить региональный рынок, увидеть свое место и перспективы развития своего бизнеса, ознакомиться с условиями. Это значительно снижает инвестиционные риски.

В той или иной степени готовности на сегодняшний день стратегии могут предъявить только два десятка регионов. Ивановская область в их числе. Когда эксперты попытались проследить, почему регионы стали разрабатывать стратегии, выяснилось, что это было ответом на спад инвестиций, и таким образом местные власти искали выход из сложившейся ситуации.

По данным Минэкономразвития РФ, государственную экспертизу прошли стратегии и программы развития восьми регионов. Стратегия развития Ивановской области находится на экспертизе, но уже может рассматриваться как причина, по которой к нам "зачастили" "крупные инвесторы". Тем не менее, наш регион оценивается как имеющий "незначительный потенциал" и "умеренный риск" (3В2). Иваново значится примерно в середине списка, занимает 40-ое место и считается "середнячком" (по итогам 2001-2002 годов мы занимали более "низкорисковое" 33-е место). Среди составляющих инвестиционного риска применительно к нашему региону эксперты отметили максимальными значениями финансовый (71), экономический (70) и политический (64), минимальными - законодательный (9) и экологический (16). Напомним, что регионов, а, следовательно, и мест в рейтинге - 89.

Место в середине плохо тем, что там велика конкуренция: инвестору непросто выбрать место приложения своим капиталам среди практически равнозначных по инвестклимату регионов. И примеры это подтверждают: если бы не индивидуальная работа чиновников областной администрации и предоставление льгот по налогообложению, "Эггер" оставил бы свои $320 млн. в Тверской области, а не в Шуе.

К тому же, по мнению экспертов, достичь среднего уровня несложно - начать проще, чем совершенствоваться. "Дальнейший же прогресс требует качественной перестройки управления, создания и реализации инвестиционной стратегии и т.п." Окажемся ли мы в числе тех регионов, которые на это способны?

Что касается инвестиционного потенциала Ивановской области, мы 66-ые. По сравнению с 2001-2002 гг. этот ранг не изменился, но он ниже, чем в 1998-1999 годах на 8 пунктов.

"Эксперт РА" попыталось оценить и эффективность работы чиновников. "Попыталось" - потому что пришлось ограничиться косвенными оценками. В частности, брались показатели привлечения инвестиций в расчете на одного чиновника. Мы оказались на 80-м месте. Но этот показатель, по признанию самих экспертов, - вовсе не показатель, потому как на создание инвестиционно благоприятного климата (уровень которого и отражает рейтинг), уходят годы. В результате Иваново не вошло в число регионов с наиболее эффективно работающим аппаратом управления (впрочем, как и в число с наименее эффективно работающим аппаратом). В аналитической записке к исследованию был приведен пример эффективно работающего аппарата: в Новгородской области на все бюрократические процедуры, связанные с вхождением бизнеса в регион, инвестору требуется ...две недели. Успокаивает только одно: несмотря на это, по инвестиционному потенциалу Новгород опережает нас всего на два пункта и занимает 64-ое место.

Что в итоге? Все не так плохо, как могло бы быть и не так хорошо, как хотелось бы, и как говорят чиновники. Несмотря на все заверения губернатора, объективно мы не очень привлекательны, и одно благоприятствующее инвестициям законодательство изменить ситуацию не в состоянии. С другой стороны, оно, законодательство, предусматривающее, в частности, налоговые льготы инвесторам, сумело-таки завлечь именно в наш регион такую фирму, как "Эггер". Остается ждать, станет ли этот контракт причиной продвижения области вверх по рейтинговой таблице.

И последнее. "Эксперт РА" выявило зависимость между результатами усилий первого лица региона по улучшению условий для инвестиций и вероятностью выборов на второй срок: чем больше усилий, тем больше вероятность. Вопрос в том, каковы планы у ивановского губернатора...

Между тем

Между тем, инвестиционные расходы областного бюджета на 2004 год cущественно сокращены: область испытывает серьезные финансовые трудности. И хотя бюджетные деньги можно назвать инвестициями весьма условно (и по сути, и по масштабам они вправе называться, например, поддержкой), тенденция не радует. Одна надежда - на инвестора, который придет и налогами от своего бизнеса пополнит казну.

Елена НОВГОРОДОВА

Мнения

Сергей Генералов, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству:

- Мы в Госдуме очень внимательно изучаем рейтинг инвестиционной привлекательности "Эксперта" и заметили, что наиболее инвестиционно привлекательными являются регионы, у которых отсутствуют существенные природные ресурсы, это подталкивает власти к более активным и долговременным действиям.

Александр Степанов, министр экономики и инвестиций Саратовской области:

- Стратегия не должна привязываться к личности губернатора, это должен быть внеконъюнктурный документ, не имеющий срока давности. Для этого помимо стратегии нужна система программно-плановых документов с механизмом их реализации.

Владимир Бланк, заместитель председателя правления ОАО "Промышленно-строительный банк", бывший вице-губернатор Псковской области:

- Основной лимитирующий фактор регионального развития - эффективность команды управленцев, собственников. Смешно, когда люди, которые стоят "у штурвала", ставят вопрос, нужна ли региону стратегия. Это оттого, что местные администрации не понимают, чем они управляют. Поэтому и получается, что во многих "стратегиях" консервируются те пропорции и отношения, которые уже сложились.

Артур Сазонов, вице-губернатор Ярославской области:

- Функция региональной власти - законодательное устранение препятствий на пути инвестора, упрощение бюрократических процедур. В стратегии Ярославской области администрация поддерживает не слабые предприятия, а сильные, прибыльные

01 Декабря 2003, 19:55 +57

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...