Искусство – двигатель науки?

Все, кто посещает с официальными и неофициальными визитами Ивановский государственный энергетический университет, имеют повод для удивления и восхищения. Процветающий вуз, известный далеко за пределами области собственными инновационными технологиями, зарабатывает своей научной деятельностью больше, чем все остальные местные вузы, вместе взятые. Но не только учебные и финансовые достижения университета привлекают внимание гостей – многие просят провести экскурсию по его «художественным» местам. На сегодняшний день стены энергоуниверситета украшают 300 живописных и графических полотен известных авторов. Поэтому в нашей рубрике о коллекционерах закономерно появляется ректор ИГЭУ Владимир Нуждин.

Владимир Николаевич родился в Иванове. Закончил Ивановский энергетический институт, с которым связана практически вся его жизнь. Прошел путь от ассистента кафедры до первого лица вуза, получил звание доктора технических наук, Заслуженного деятеля науки РФ, Почетного работника высшего профессионального образования России. Академик, депутат ЗС, азартный человек с широким кругом интересов, В. Нуждин уже около 20 лет коллекционирует художественные работы.

Можно говорить о двух коллекциях Владимира Николаевича – домашней и вузовской. Вторая по численности превосходит первую больше чем в три раза, но личное собрание щепетильнее выверено по качеству. Те работы, что приобретались в начале пути коллекционера, «разошлись», их сменили вещи более достойные в художественном плане. Хотя первая картина, вошедшая в коллекцию, - пейзаж ивановского художника Александра Ермолаева «Теплый вечер» - и сейчас одна из самых любимых.

«С 7 по 10 класс я посещал художественный кружок в Доме пионеров. Работал маслом, потом акварелью. В художественное училище не пошел, но пробовал сам делать копии с Шишкина и Крамского. Тогда у меня было два вопроса: смогу ли я узнать хорошую работу без подписи автора и... разобраться во французских винах. С тех пор я посетил известные музеи, кое-что понял в винах и решил собирать произведения ивановских художников».

Основу домашнего собрания, насчитывающего порядка 70 картин, составляют полотна известных ивановских живописцев - Вячеслава Федорова, Марка Малютина, Александра Ермолаева. Среди самых почитаемых произведений также три работы знаменитого Ашкенази. Картины этих авторов даже собраны в одной комнате. Кстати, проблем хранения нескольких десятков произведений искусства у Владимира Николаевича нет – все они достойно представлены в его доме.

«Люблю обнаженную натуру, хотя работ в стиле «ню» у меня не много. Уважаю абстракцию с эротическим уклоном. Нравятся хорошие пейзажи и натюрморты. На последней выставке Марка Малютина влюбился в его крокусы – маленькую и удивительную вещь. Люблю также картины авангардистов, которые заставляют фантазировать. Моя симпатия к той или иной работе не связана с ценой картины. Впрочем, все экспонаты моего собрания достаточно дорогие».

Как коллекционер пополняет свои художественные «фонды»? Порой встреча с будущим экспонатом (и его автором) происходит на вернисаже, выставке. Иногда художники приносят свои новые работы человеку заинтересованному, иногда он сам посещает мастерские. Бывает желаемое не достижимо, как, например, многие работы Федорова и Малютина, которые практически не продаются из семейных фондов.

Зная об азартном характере лидера, коим обладает Владимир Нуждин, я ожидала увидеть и страстного собирателя картин. Однако коллекционирование – та область, где ректор вуза не стремится к первенству.

«У меня нет истинного чувства коллекционера. У меня много других увлечений, поэтому заядлым собирателем себя не считаю. Я не азартный в этом, ни за кем не гонюсь и не соревнуюсь. Просто люблю хорошие работы, всегда хотел создать особую атмосферу у себя дома и в университете. В ИГЭУ много компьютеров и парней, что делает обстановку более жесткой. Ее нужно «смягчить» красивыми вещами. Теперь хорошие работы на стенах создают настроение и радуют глаз. Другая причина не гнаться за большим количеством произведений в том, что денежный ресурс мой ограничен, все же я не бизнесмен».

Действительно, при всем желании назвать предприимчивого руководителя высшего учебного заведения бизнесменом было бы некорректно. Поэтому то, что «аппетит» коллекционера ограничивается финансовыми возможностями, вполне понятно. С другой стороны, уверенность Владимира Николаевича в том, что профессор должен зарабатывать деньги наукой, выливается в конкретный положительный результат, дающий возможность тратить на искусство. Что касается практического смысла и будущего вузовской и домашней коллекций, то В. Нуждин их оценивает по-разному.

«Скорее всего, цена моей коллекции на крупном художественном рынке не будет большой – насколько высоко ценят ивановских авторов? Хотя наша живописная школа достаточно сильна. Да и коллекция собирается не для продажи, она - для детей и внуков, чтобы они жили и наблюдали великолепные полотна. Это для семьи. Домашнее собрание должны сохранить потомки. Внучка рисует, а старший сын немного коллекционирует.

Я уверен, что и в вузе все сохранится, потому что люди уже воспитаны в этом духе, сотрудники постоянно интересуются новыми поступлениями и перестали покупать работы на рынке. Представители из других регионов и вузов удивляются художественному собранию в техническом вузе, кто-то желает перенять опыт. Хотелось бы сделать хороший выставочный зал в университете - надо воспитывать молодежь в духе культуры. Пусть здесь останется история города в картинах».

Получается, что традиционные разговоры о меценатстве и о конечном музейном пристанище любой достойной коллекции применимы к нашему герою в особом аспекте. Если он не придает домашнему собранию общественного смысла, то параллельно создает еще одну коллекцию, которая точно будет «принадлежать народу». Годы общения с произведениями искусства выработали вкус и чутье на достойные приобретения, хотя, по признанию Владимира Николаевича, он и сейчас воспринимает прекрасное исключительно душой. Забота об авторах произведений выражается в том, что порой В. Нуждин покупает работы, будучи сам стеснен в средствах, но понимая важность поддержки художников. Помимо картин, он собрал небольшую, но качественную коллекцию работ мастеров Палеха и Холуя. Среди 30 произведений лаковой миниатюры - шкатулки, панно, декоративные предметы и украшения. Также в домашней библиотеке ректора ИГЭУ множество красивейших художественных альбомов. Гостям всегда есть на что полюбоваться, а сам хозяин любит разыгрывать своих друзей тем, что дарит им живописные произведения Владимира Нуждина... Потом он, конечно, признается, что эти вещи принадлежат кисти его известного ивановского тезки, но и желания вновь самому встать перед мольбертом не скрывает. «Краски и кисти я уже купил, на пенсии займусь...».

Татьяна Хейфец

30 Марта 2004, 12:25 +114

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...