Исторически поселились

Статус исторического поселения может дорого обойтись муниципалитетам области

Анна Семенова  10 октября этого года вступил в силу приказ Министерства культуры РФ и Министерства регионального развития РФ об утверждении перечня исторических поселений. Как уже упоминал «Частник», в этот перечень вошли три города Ивановской области – Кинешма, Плес и Шуя. Тот факт, что из 41 официально признанного исторического поселения три расположены в нашем регионе, и по числу таких поселений мы обошли, например, Московскую область и сравнялись с Владимирской, Ярославской и Тверской, стало поводом для гордости областных властей. На заседании правительства Ивановской области 16 ноября при обсуждении вопроса о мерах по сохранению историко-культурной среды исторических поселений региона начальник департамента культуры Татьяна Котлова неоднократно упоминала о том, что теперь мы встали в один ряд с такими древними городами, как Владимир и Ярославль. Кто заплатит за охрану? Впрочем, исторические поселения нуждаются в охране. А это налагает целый ряд обязательств на власть, в первую очередь – на муниципальную. Очевидно, что в зону исторической застройки, которую надлежит охранять по полной программе (то есть сохранять историческую планировку и силуэт улиц, архитектурную и ландшафтную среду и т.п.), вряд ли целесообразно включать кварталы «хрущевок» или «брежневок». Какие именно улицы и площади войдут в «историческую» зону, определит историко-культурный опорный план, который муниципалитетам Кинешмы, Плеса и Шуи еще только предстоит сделать. Вернее, заказать – а делать опорный план может любая проектная организация. Затем с учетом этого опорного плана в Кинешме и Плесе надо будет скорректировать генплан и другую градостроительную документацию, а в Шуе – заново сформировать, так как до сир пор генплан Шуи не принят. В рамках градостроительной документации для исторической зоны должны быть разработаны особые регламенты, распространяющиеся как на уже существующие здания и сооружения, так и на те, которые только предполагается построить. Кроме того, всю эту документацию теперь придется согласовывать еще и в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуре). В итоге это удовольствие будет недешевым и небыстрым. Так, по данным главы администрации Кинешмы Андрея Томилина, на историко-культурный опорный план и корректировку генплана из кинешемского бюджета придется дополнительно потратить 12 млн рублей. Глава администрации Шуи Владимир Пасечник заявил, что для этого города корректировка и принятие документации обойдется в 10 млн. Кроме того, из-за корректировки и дополнительных согласований принятие генплана Шуи может отложиться на год. А, как известно, с этого года без утвержденного генплана и правил землепользования и застройки невозможно выделение земли под строительство. Вышеназванные суммы, естественно, в бюджетах муниципальных образований не предусмотрены. Томилин и пасечник попросили помочь муниципалитетам из областного бюджета, но никакой реакции на их просьбы не последовало. Глава администрации Плеса Татьяна Бебина не стала, в отличие от своих коллег, просить денег. Она даже не уточнила, во сколько обойдется Плесу его новый статус.

И реклама тоже

Кроме градостроительной документации, муниципалитетам, получившим статус исторического поселения, придется взять на себя и огромный объем другой работы. Например, взять на свою охрану так называемые вновь выявленные памятники истории и культуры (выявлены они могли быть десятки лет назад, но официальный статус им не присвоен до сих пор). Впрочем, «брать на себя» памятники придется и другим муниципалитетам. При этом специалисты уточняют, что памятники муниципального значения могут быть ничуть не менее значимы, чем памятники федерального значения. Просто собственникам этих памятников придется по любому поводу обращаться именно в местные органы власти, что гораздо удобнее, чем по тем же поводам обращаться в Москву. Татьяна Котлова в своем выступлении на заседании правительства упомянула, что международная практика в исторических городах предполагает предоставление определенных преференций для собственников и пользователей объектов культурного наследия, а также инвесторов, застройщиков, населения, которые вкладывают средства в реставрацию объектов культурного наследия в историческом поселении. В частности, она предложила рассмотреть вопрос освобождения от ряда налогов, которые регулируются муниципалитетами. По мнению чиновников, очень важно строго контролировать застройку в зоне охраны, чтобы исторические здания содержались в порядке, а новые вписывались бы в исторически сложившуюся архитектурную среду. Кроме того, и Котлова,  и губернатор Михаил Мень высказались в поддержку жесткой регламентации размещения и внешнего вида объектов наружной рекламы в исторической части города. Впрочем, с этим вряд ли кто-то будет спорить, кроме, разве что, владельцев этой самой наружной рекламы.

Престижно или дорого?

Присвоение статуса исторического поселения влечет ограничения и расходы не только для муниципалитета, но и для простых жителей и бизнеса. Первое и главное – это ограничение архитектурно-декоративных фантазий собственников объектов, которые расположены на территориях, попавших в зону исторического поселения. Напомним, что эта зона определяется историко-культурным опорным планом. Ограничения должны быть прописаны в градостроительной документации, причем, в соответствии с действующим федеральным законодательством, муниципалитеты, составляя правила землепользования и застройки и прочие документы, могут прописать там не только высотность и стиль зданий, и сооружений, расположенных на той или иной исторической улице, но и материалы, которые можно использовать при отделке зданий, и даже цвет этих материалов. То есть, скажем, в историческом центре той же Шуи нельзя будет построить четырехэтажное здание, обить его пластиковым сайдингом розового цвета и покрыть крышу зеленой металлочерепицей. Если большинство домов на этой улице двухэтажные, то разрешение дадут на строительство лишь двухэтажного дома, причем либо деревянного, либо нижний этаж будет каменный, а верхний – обшитый деревом. И красить его можно будет в традиционные цвета, а крышу делать из фальцованного железа или современных материалов, имитирующих его. Цветовая гамма, силуэт, объемы, цвет и форма оконных рам, расстекловка окон – все это должно быть строго регламентировано, а собственники должны будут эти регламенты соблюдать. Более того, если муниципалитет при составлении градостроительной документации сочтет нужным упомянуть в регламенте, что все дисгармонирующие постройки в зоне исторического поселения должны быть снесены или перестроены в соответствии с основным архитектурным стилем, собственникам (неважно, кто это – пенсионер или крупная компания) придется выполнить это. А примеров дисгармонирующих построек у нас немало. Таким образом власти (в первую очередь федеральные, разработавшие законодательную базу) преследовали благие цели – сохранение неповторимого архитектурного облика исторических поселений. С одной стороны, подобные ограничения явно повлекут за собой немалые расходы для всех. С другой – если обратиться к зарубежному опыту, то мы обнаружим, что там работают те же принципы. Жить в исторических центрах европейских городов дорого и не всегда удобно. Зато престижно. Конечно, вряд ли кому-нибудь сейчас придет в голову сравнивать жизнь в той же Шуе с жизнью, скажем, в Праге. Но, например, Владимир Пасечник выразил надежду, что после проведения всех необходимых мероприятий Шуя станет весьма привлекательным для туристов городом, и что эти туристы в итоге возместят все те расходы, которые в ближайшее время придется нести городу и горожанам.

Одолеем количеством

В своем докладе на заседании правительства Татьяна Котлова упомянула, что федеральные власти не собираются ограничиваться 41 историческим поселением на всю Россию, и список Минрегионразвития и Минкульта будет расширяться. «Из поля зрения федеральных министерств выпали такие города и населенные пункты, как Юрьевец, Палех, Лух, Лежнево и целый ряд других, - заявила Котлова. – Но органы местного самоуправления этих городов и населенных пунктов вправе обратиться в адрес Росохранкультуры, в адрес министерства культуры с предложениями о включении данных населенных пунктов в перечень исторических поселений». Впрочем, учитывая уровень финансовой нагрузки на муниципальный бюджет, вряд ли администрации того же Луха или Юрьевца кинутся за заветным статусом, разве что уровень административного давления будет соответствующим. Ведь если в перечень исторических поселений войдет еще 2-3 города из Ивановской области, то мы и вовсе выйдем на первое место в ЦФО. И пусть у нас нет Дмитровского собора с фресками Рублева, пусть у нас вместо кремлей остатки Лухской крепости, зато отчеты и доклады будут выглядеть очень достойно. В любом случае, имеет смысл довести до ума хотя бы три «пилотных» исторических поселения, на что явно уйдет не один год и не один миллион рублей. И заодно приучить людей к ответственному и бережному отношению к культурному наследию, даже если это наследие находится не в музейной витрине, а у нас под ногами. И здесь и областной, и муниципальной власти предстоит большая культурно-просветительская работа. Как заявила Котлова, «для успешного сохранения историко-культурного наследия необходимо участие жителей всего города». И с этим, опять же, нельзя не согласиться.
26 Ноября 2010, 11:03 +203

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...