Итоги-2010: На память

На памятниковом поприще у нас еще есть где разгуляться.  Ведь монументальный кукиш на пл. Революции по-прежнему вне конкуренции.

Роман Фонинский Для Иванова тема памятников – традиционно больная. Во-первых, так уж исторически сложилось, что до недавнего времени все местные памятники были посвящены свершениям революции и ее многострадальным героям. Факт сам по себе не то чтобы неприятный, но при губернаторе – не коммунисте уже не вполне уместный. Исключение составляло лишь достославное «яйцо Пушкина» на одноименной площади, о респектабельности которого говорить не приходится. И тут мы сразу переходим ко «второму», согласно которому памятники в Иванове как на подбор отличались той или иной степенью анекдотичности. Как показал минувший год, нынешние власти этой славной традиции решили не прерывать – если не в облике новоявленных монументов, то в обстоятельствах их появления (или - что еще любопытнее – НЕ появления). Так, еще до своего открытия 18 июня в центре дискуссий с претензией на скандальность оказался памятник Аркадию Северному (Звездину). Причем камнем преткновения стало отнюдь не то, что этого уроженца города Иванова нынешние исполнители русского шансона считают родоначальником своего жанра. Как и полагается любимому Северным жанру анекдота, поводом для выяснения социокультурных отношений стала бутылка, изначально присутствовавшая в скульптурной композиции. «Памятник Северному – не памятник пьянству, а напоминание о трагедии», – заявила в преддверии открытия начальник областного департамента культуры и культурного наследия Татьяна Котлова. Однако в день открытия памятника поползли слухи, что монумент подвергся политкорректным изменениям — из скульптурной композиции якобы исключили бутылку. И будто бы сделано это было по просьбе горожан, которые активно в социальных сетях обсуждали будущую скульптуру. Когда же памятник торжественно распеленали, обнаружилось, что бутылка стоит на месте, но в нее воткнута черная роза. Во-первых, как символ фестиваля шансона, прошедшего тогда же в Иванове. Во-вторых, как символ песни, которую исполнял Северный, – «Черная роза — эмблема печали». Что ж, роза так роза. Не банан все-таки. Однако история на этом не закончилась. Ряд граждан опубликовал открытое письмо губернатору региона с призывом «предотвратить акт вандализма» в отношении памятника. И вот спустя пару дней после открытия черная роза из монументальной бутылки вновь чудесным образом исчезла. «Было принято решение сохранить скульптурную композицию в авторском варианте», - гласил официальный релиз. Смешно? Пожалуй. Но анекдот, как ни крути, получился скверный. Хотя бы потому, что непонятно, где (и над кем) начинать смеяться. Впрочем, продолжилась «памятниковая» лихорадка почти невинно, когда в Плесе в конце  июня был открыт памятник дачнице. Как водится, лучше всего об этом событии рассказал официальный пресс-релиз, согласно которому «скульптура, символизирующая собирательный образ дачницы XIX века, открыта у Музея пейзажа на набережной реки Волги в рамках празднования 600-летия Плеса. Выполненная из металлического сплава, она представляет собой молодую девушку, присевшую на скамейку и любующуюся красотой волжского городка. Все желающие смогут сфотографироваться с дачницей, усевшись рядом». И действительно, дама оказалась «на ласку отзывчивой»: теперь с нею фоткаются все кому не лень (хотя таких неленивых зимой в Плесе немного). Пикантности же и даже исторической значимости этим фотосессиям придает тот нюанс, что, по мнению людей знающих, дачница имеет определенное сходство с ученицей и подругой (читай - любовницей) художника Исаака Левитана  - Софьей Петровной Кувшинниковой. Памятнику Сергею Есенину, торжественно открыт в Иванове 20 сентября, в плане притягательности повезло меньше: вряд ли кто-либо здравомыслящий захочет фотографироваться на фоне головы поэта, составившей бы честь киношной треш-фантастике 1960-х. На официальном языке не имеющая тела головушка именуется «скульптурный бронзовый портрет». И установлен он на проспекте Ф. Энгельса на постаменте высотой 3,5 метра, облицованном серым мрамором. Тут уже не обошлось без пикантности иного рода. Выяснилось, что голова была передана Ивановскому художественному музею Министерством культуры аж в 1979 году и до настоящего времени хранилась в его фондах. И вот, видимо, теперь, чтобы добру не пропадать, голову выставили на всеобщее обозрение. Но это все ерунда, цветочки. От натурального памятникового нашествия Иваново в октябре уберег то ли случай, то ли здравомыслие столичной мэрии, решившей-таки оставить московский памятник Петру I на своем привычном месте. Однако пока москвичи колебались, сохранить эту махину или выдворить вон, в нашем регионе началась кампания за право установить ее в Иванове. В числе vip-персон, поддерживающих идею переноса, наблюдались: губернатор Михаил Мень, спикер Ивановской областной думы Сергей Пахомов, замгубернатора Максим Поляков, руководитель исполкома ИРО ВВП «Единая Россия» Виталий Ильюшкин, депутат Ивгордумы Роман Ефремов, депутат ИОД Михаил Шор и дры, и пры. Более того, в твиттере был создан аккаунт "Петра I в Иваново!", нашедший немало фолловеров. Но увы. Или ура. В любом случае  на памятниковом поприще у нас еще есть где разгуляться.  Ведь монументальный кукиш на пл. Революции по-прежнему вне конкуренции. Роман Фонинский
07 Января 2011, 07:55 +147

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...